Фрагмент для ознакомления
2
Описание технологии изготовления художественных изделий и фото
получившихся работ
1. Описание и фото рисунков
1.1. Роспись шаблона по мотивам хохломы
4
Хохлома – старинный русский народный промысел, зародившийся в
XVII веке в Нижегородском уезде. Это декоративная роспись деревянной
посуды и мебели, выполненная в красных, зеленых и черных тонах по
золотому фону.
По старинной легенде, жил в Московии искусный мастер-иконописец,
любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом самого царя. Однако
однажды он решил уйти в чащу леса на волю и заняться там искусством,
вобравшим в себя всю красоту земли русской. Посмотреть на его работы
приезжали люди со всего мира. В конце концов, молва дошла до царя, после
чего стрельцам был отдан приказ схватить мастера и привести его во дворец.
Только мастер узнал об этом приказе, раскрыл соседям секрет
мастерства, поджег свою избу и бежал. С тех пор этого мастера никто не
видел, и хохлома заиграла новыми яркими, огненными красками.
Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения
ассоциировался с чем-то прекрасным, а также отождествлялся с сиянием
солнца. Этот вид росписи словно был пронизан лучами света, а само изделие
излучает свет от золотого сияния, потому что при близком рассмотрении
перед глазами возникают чудесные видения.
Расцвета хохломское ремесло достигло в XVIII веке. В это время было
сформировано два вида письма: верховое и фоновое. Верховая роспись
выполнялась пластическими мазками по луженой поверхности посуды,
создавая великолепный ажурный узор. «Травка» может служить
классическим примером «верхового» письма.
Для «фоновой» живописи характерно использование черного или
красного фона, при этом сам рисунок остается золотым. Но такая цветовая
гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела
колоссальные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной.
Отбеливатели, создававшие впечатление объемной формы, исчезли, а
цветовая гамма была ограничена. Если раньше мастера использовали белую,
5
синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то постепенно
основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.
Это ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не
выгорали в печи при застывании, но и тем, что художники предпочитали
сочетание этих цветов, прежде всего, из-за их особых декоративных качеств.
В случае «верхового» письма мастер наносит рисунок черной или
красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно
выделить три типа орнамента: «травяная» роспись, «листообразная» или
«ягодовидная» или «пряничная» роспись.
«Травяная живопись» напоминает нам привычные всем с детства
травы: осоку, белобородку, мятлик луговой. Это, пожалуй, самый древний
вид живописи. Роспись включает в себя завитушки, различные мазки, мелкие
ягодки или колоски на серебристом фоне.
Рисунок «травка» всегда был популярен среди хохломских мастеров
росписи. С большой любовью выписывался этот рисунок кистью, то
собирался в густые кусты, то рассыпался по поверхности изделия. Приемы
росписи растительных орнаментов настолько разнообразны, что из-под кисти
мастера выходят удивительные мотивы. Они скручиваются в своеобразные
элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных
травинок художники рисуют излюбленный мотив петуха или курицы,
которая сидит на дереве и клюет с него ягоды.
Инструменты для росписи:
тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны
из капроновых чулков;
штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-
дождевика, а используют их для выполнения большого количества
одинаковых элементов;
кисти – беличьи кисти (размеры №№ 1–6), для каждой краски у
художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на
6
кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать
каплевидную форму и иметь заостренный кончик).
Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло,
скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.
Для обучения дошкольников работе с хохломой педагог должен
уточнить последовательность усложнения элементов и композиций узора при
обучении. Подобрать предметы – образцы наиболее высокого качества,
доступные для восприятия дошкольников. А затем можно начинать работу с
детьми. Педагогами должен использоваться принцип постепенности – от
простого к сложному.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. – М.:
Просвещение, 1987.
2. Величенко Н. Роспись: техники, приемы, изделия. Энциклопедия.
– М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Григорьева Н.С., Дулькина Т.И. Гжель. Керамика XVIII–XX
веков. – М.: Планета, 1982.
4. Коган М.С., Эстетическое и художественное воспитание. – Л.:
Наука, 1984.
5. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
6. Маврина Т.А. Городецкая живопись. – СПб.: Просвещение, 2001.
7. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.:
Изобразительное искусство, 1999.