Фрагмент для ознакомления
2
ОНЗ и замещение – 57% ОНЗ, имеют высокую степень серьезности. Все остальные механизмы психологической защиты находятся в нормативной сфере. Регрессия как механизм психологической защиты управленческого и руководящего персонала образовательных учреждений проявляется в проявлениях стереотипного поведения детей в стрессовых ситуациях: обиды, эмоциональных вспышках или, наоборот, ребячестве и легкомысленном отношении к происходящему.
Ожидание желаемого результата - это неприятная ситуация, которая способствует повышенной раздражительности, капризности и беспокойству. Необоснованное упрямство и реакция других на вас вызывают удовлетворение у этих респондентов; частые оскорбления возможны, чтобы получить от других то, что вы хотите. Эти администраторы учебных заведений боятся брать на себя ответственность за различные профессиональные ситуации и пытаются переложить их на других, включив в них. В случае неудачи они плачут, обескуражены и "теряют мужество". Как правило, эта форма психологической защиты выражается в преобладании поведения детей в стрессовых и травматических ситуациях.
Таблица 2.1
Описательная статистика выраженности и общей напряженности защитных механизмов
Механизмы защиты Максимальное возможное значение по шкале Среднее значение Стандартное отклонение ОНЗ
Отрицание 13 6 2,09 46%
Подавление 12 6 1,97 50%
Регрессия 14 8,2 1,20 59%
Компенсация 10 5,2 2,32 52%
Проекция 13 7,8 0,57 60%
Замещение 13 7,4 089 57%
Интеллектуализация 12 5,4 0,96 45%
Реактивные образования 10 2,6 1,42 26%
На поведенческом уровне "деперсонализация" проявляется в высокомерном поведении, профессиональном сленге, юморе и ярлыках. "Снижение профессиональных достижений" отражает степень удовлетворенности педагогического работника самим собой как личностью, как профессионалом. Неудовлетворительная значимость этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке компетентности и производительности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, накопление негатива по отношению к должностным обязанностям, тенденцию к отстранению от ответственности, к изоляции от других, к сегрегации и неучастию, избеганию работы в первую очередь сначала психологически, потом физически. 2007 год в НИПНИ. Бехтерев предложил метод определения системного индекса синдрома эмоционального выгорания на основе математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Этот метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома эмоционального выгорания, полученных с помощью теста MBI.
Если вы получите системный показатель, вы сможете более точно оценить распространенность синдрома эмоционального выгорания. Практическая значимость данного опросника заключается в определении тяжести и распространенности синдрома эмоционального выгорания (выгорания), который снижает трудоспособность среди профессионального контингента, в том числе педагогических работников. Методика рекомендуется при проведении профессионального отбора. Результаты диагностического обследования учителей на предмет негативных эмоциональных состояний педагога по трем основным шкалам представлены в таблицах. Протоколы диагностики профессионального выгорания
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменко, С.В., Полунина, М.А. Профессионально важные качества и психологические проблемы современного педагога / С.В. АБраменко, М.А. Полунина // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 90–103.
2. Агеенкова Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации соматических расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих. //Военнопсихологический вестник. Информационно - методическое пособие для офицеров социально-психологической структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь. /Под ред. А.Н. Гура. – Минск: Центр идеологической работы ГКДУ «ЦДО ВС РБ», 2008. - №1. – С. 13 – 59.
3. Азбукина, Е.Ю. Особенности деятельности современного педагога / Е.Ю. Азбукина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 1(79). – С. 81–84.
4. Багадаева, О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка / О.Ю. Багадаева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – Вып. 2. – С. 80–94.
5. Багнетова, Е.А., Шарифуллина, Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды / Е.А. Багнетова, Е.Р. Шарифуллина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1 (ч. 1). – С. 27–31.
6. Бирюкова, Е.С. Профессиональная деятельность педагога / Е.С. Бирюкова. – Калининград: Сфера, 2021. – 248 с.
7. Валиуллина Л. М. Коучинг: базовые предпосылки и определение // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
8. Валиуллина Л. М. Философия Сократа и практика коучинга // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
9. Вострухина Н. В. Коучинг как научное знание: обзор актуальных проблем // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
10. Голованова, И.М., Швабрина, Ю.В., Пальчикова, М.Е. Коррекция психологических проблем и негативных эмоциональных состояний учителей в современной школе / И.М. Голованова, Ю.В. Швабрина, М.Е. Пальчикова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2022. – С. 95–108.
11. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча для коучей. / пер. с англ. — М. : 144 Добрая книга, 2013. — 288 с.
12. Делёз Ж., Гваттари Ф., Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. — Екатеринбург : У-Фактория; М. : Астрель, 2010. — 895 с.
13. Дусина, Е.Н. Профилактика и коррекция в системе образования / Е.Н. Дусина. – М.: Форум, 2019. – 390 с.
14. Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология. 2011. №3. С.109-114
15. Киган Р., Лейхи Л. Неприятие перемен. Как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации. / пер. с англ. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 364 с.
16. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический проект, 2009. – 460 с.
17. Кларин В. М. Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
18. Ковпак Д. В. Эволюция концепции когнитивно-поведенческой психотерапии. // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию кафедры психиатрии и наркологии СПбГМУ им. академика И. П. Павлова. — СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 203-205.
19. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. — СПб. : Наука и Техника, 2007. — 240 с.
20. Ковпак Д. В. Развитие когнитивно-поведенческого направления психотерапии, роль отечественной физиологической и психологической школ. // Вестник психофизиологии. 2014. № 4. — С. 67-73.
21. Ковпак Д. В. Философский базис когнитивно-поведенческого направления психотерапии. // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. № 3-4. — С. 136-137.
22. Ковпак Д. В. Практическая методология когнитивно-поведенческой терапии. // I Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии. Сборник научных статей. 2015. — С. 23-27. 14)Ковпак Д. В. Страх… Тревога… Фобия… Вы можете справиться! Практическое руководство психотерапевта. — СПб: Наука и Техника, 2019. — 368 с.
23. Кожинова О.В., Чибискова О.В. Проблемы развития способности к саморегуляции и самоорганизации у старшеклассников// Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса. - М.: МГПУ, 2014, С.58-63.
24. Королихин А. В. — Методология коучинга и его системная роль в поле помощи и развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. 145 : Знание-М, 2020. — 146 с
25. Леонова, А.Б., Кузнецова, А.С. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М: Смысл, 2009. – 490 с.
26. Львова С. В. Материалы к практическим занятиям по педагогической психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Перо, 2017. – 100с
27. Макшанцева Л.В., Луцкова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с проблемами адаптации//Подготовка педагогов к вариативной работе с потенциально успешными учащимися различных категорий (девиантной, инклюзивной, одаренной и др.). Материалы городской научно-практической конференции (20 марта 2014 года). – М.: МГПУ, 2014. – С.77-80.
28. Малютина А. С. Стратегии преодоления негативных эмоциональных состояний в ситуации утраты близкого человека / А. С. Малютина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 4(57). – С. 194-203. – DOI 10.26456/vtpsyped/2021.4.194.
29. Маслова, М.В., Митичева, Т.И. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления / М.В. Маслова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. – 2015. – № 8(88). – С. 855–857.
30. Медведева, Н.И. Психологические проблемы учителя современной школы / Н.И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 5. – С. 148–150.
31. Митин, Г.В. Профилактика и коррекция негативных психических состояний педагогов / Г.В. Митин. – М.: СГИ, 1999. – 165 с.
32. Никиреев Е.M. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 72 с
33. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.
34. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. 2015. № 13. С.5–13.
35. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е.М. Семенова. – М.: Психотерапия, 2006. – 256 с.
36. Федорова, С.М., Хлопина, А.В. Принципы организации работы учителя в современной школе: психологический аспект / С.М. Федорова, А.В. Хлопина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – № 10. – С. 33–45.
37. Яковлева, А.С. Педагогическая психология / А.С. Яковлева. – Хабаровск: Смена, 2020. – 580 с.
38. Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Shilova T.A., Akhtyan A.G. Socialization factors of schoolchildren: psychological aspect // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № S. С. 299-309.
39. Romanova E.S., Shilova T.A., Arzumanov Yu.L., Tyutchenko A.M., Akhtyan A.G. Impairment of cognitive sphere among adolescents with a family history of alcoholism // Espacios. 2019. Т. 40. № 36. С. 6.
40. Андреева, Т.М. Стрессоустойчивость как здоровьесберегающий фактор в профессиональной деятельности педагогов / Т.М. Андреева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/22/stresstoustoychivost-kak-zdorovesberegayushchiy-faktor-v (Дата обращения: 24.04.2022).
41. Антонова, С.Ю. Психологические проблемы учителей / С.Ю. Антонова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/03/22/psikhologicheskie-problemy-uchiteley (дата обращения: 24.04.2022).
42. Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Эмоциональные состояния человека: аффект и фрустрация // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87342
43. Полосова, Л.Б. Психологические проблемы педагогического взаимодействия педагогов и детей / Л.Б. Полосова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-pedagogov-i-detey/viewer (дата обращения: 25.04.2022).
44. Психологические проблемы школьных учителей // Teacher 2010. – 2017. – URL: http://teacher2010.ru/uchitelskaya/510-psihologicheskie-problemi-shkolnih-uchitelei.html (дата обращения: 25.04.2022).