Фрагмент для ознакомления
2
Цель психодиагностического исследования – выявить особенности межличностных отношений и стратегии поведения в конфликте у сотрудников университета.
В исследовании приняли участие 15 человек в возрасте 28 – 49 лет, из них 10 женщин и 10 мужчин.
В качестве методик исследования использовались:
1. Методика межличностных отношений Т. Лири, которая предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я". С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)".
В зависимости от соответствующих показателей выделяются восемь ориентаций – типов отношения к окружающим: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.
2. Методика оценки поведения в конфликте К. Томаса, которая позволяет выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения индивида в ситуации конфликта, а также определить прогноз исхода конфликтной ситуации. В конфликтной ситуации выделяются следующие способы реагирования в конфликте: соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения.
Результаты диагностики
Результаты диагностики по методике межличностных отношений Т. Лири у сотрудников университета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по методике межличностных отношений Т. Лири
№ Я-реальное Я-идеальное
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
1 6 6 9 3 7 5 7 7 10 12 12 7 4 3 4 6
2 15 13 7 7 3 5 8 8 9 10 5 7 2 8 9 7
3 8 2 10 6 9 4 9 9 8 5 5 2 2 4 6 7
4 8 3 6 15 13 14 9 14 11 7 5 2 7 4 8 8
5 10 10 8 13 3 8 8 13 9 12 8 4 3 5 11 7
6 12 13 12 3 5 2 13 4 11 11 11 8 5 2 3 4
7 9 6 6 13 7 8 10 16 6 6 4 7 5 6 11 14
8 11 5 7 6 3 4 9 12 10 5 5 1 3 3 6 13
9 1 1 5 7 13 12 13 11 12 7 6 2 7 6 10 11
10 9 5 7 7 7 3 7 14 10 5 5 2 5 2 7 8
11 9 5 5 10 5 7 9 11 13 8 7 5 3 6 11 10
12 6 4 9 11 10 7 6 12 12 8 6 5 4 3 9 7
13 9 5 8 10 7 8 9 9 12 9 7 4 2 5 9 9
14 7 6 8 8 6 6 5 11 11 7 5 5 4 4 8 11
15 7 5 10 4 10 12 12 9 10 9 7 4 4 7 8 10
М 8,5 5,9 7,8 8,2 7,2 7,0 8,9 10,7 10,3 8,1 6,5 4,3 4,0 4,5 8,0 8,8
σ 3,1 3,5 2,0 3,7 3,3 3,5 2,3 3,1 1,8 2,4 2,3 2,2 1,6 1,8 2,4 2,7
Примечания: 1 – Авторитарный; 2 – Эгоистичный; 3 – Агрессивный; 4 – Подозрительный; 5 – Подчиняемый; 6 – Зависимый; 7 – Дружелюбный; 8 – Альтруистический.
По результатам исследования выяснилось, что типы межличностных отношений в группе испытуемых выражены в разной степени. Больше всего у испытуемых выражен альтруистический тип, для которого характерна высокая ответственность, принесение в жертву своих интересов, стремление помочь и сострадать всем. Также выражен у испытуемых дружелюбный (ориентация на социальное одобрение, стремление удовлетворить требования всех) и авторитарный (доминирование, авторитет, властность) типы.
В меньшей степени на адаптивном уровне выражены подозрительный (критичность), агрессивный (упрямство, требовательность), подчиняемый (скромность, уступчивость) и зависимый (доверчивость, конформность) типы. Менее всего испытуемые воспринимают себя как эгоистичный тип (ориентация на себя, склонность к соперничеству).
В идеальном образе больше всего у испытуемых выражены авторитарный, альтруистический и дружелюбный типы. Меньше выражены эгоистичный и агрессивный типы. Менее всего идеальный образ представлен как зависимый, подозрительный и подчиняемый тип.
Сравнительные результаты реального и идеального образов
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.
2. Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, С.М. Башилова, А.В. Антоновский // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2016. № 4. С. 15-20
3. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
4. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах: общение и возрастные особенности. – Минск, 2000.
5. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс / Р. С. Лазарус / Под ред. Л. Лева. – Л., 1970. – 127 с.
6. Рассказова Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. – 2011. – N 3(17).
7. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – 3-е изд. – М.: Ин-т современ. политики, 2000. – 511 с.
8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.