Фрагмент для ознакомления
2
Задания 2. Опираясь на работы ученых педагогов, психологов раскройте психолого-педагогические основы своего исследования.
В связи с обострением экологических проблем в настоящее время все большее значение придается вопросу экологического образования. Однако современное состояние экологического образования и воспитания общества позволяет заметить явное противоречие между позитивными экокультурными установками и реальным уровнем экологического образования личности. Необходимо переосмыслить накопленный в этом вопросе опыт и искать новые подходы для достижения конечной цели экологического образования - формирования экологической культуры личности.
В настоящее время под экологической культурой понимают систему духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов и правовых норм, формирующих потребности общества и способы их реализации, не представляющих угрозы для жизни на Земле.
Стержнем экологической культуры является экологическое сознание. Экологическое сознание не тождественно экологическому мышлению, поскольку включает в себя, кроме рациональных элементов, еще и сферу чувств, воли, субъективных ощущений и переживаний. Экологическое сознание, как и способности, присущи каждому человеку, но часто находятся в сложном, нереализованном состоянии.
Задача учителей состоит в том, чтобы использовать различные средства педагогического воздействия, воздействуя как на мышление учащихся, так и на их бессознательное отношение к объектам природы, способствовать пробуждению и популяризации экологического сознания, его значительного творческого потенциала.
Во многих психолого-педагогических исследованиях отмечается, что основной характеристикой познавательной деятельности ребенка является эгоцентризм, в младенчестве ребенок идентифицирует себя с миром «я есть мир»; у дошкольника выделяется «я и мир»; младший школьник осознает способность овладевать миром «я могу познать мир»; подросток осознает способность влиять на мир «я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция взрослого «я могу познать мир, я могу изменить мир, я за него отвечаю».
Формирование отмеченной позиции будет иметь место, если проблемой экологического воспитания заниматься целенаправленно с детства, поскольку: возрастающая потребность младших школьников в общении с живой природой, растущий интерес к познанию ее прав способствует восприятию установок и мотивов действия, направленные на понимание универсальной ценности природы. Изучение этих установок и мотивов позволит вам сформировать убеждение о необходимости беречь природу и здоровье. Эти убеждения найдут выражение в необходимости реального участия детей в исследовании и охране окружающей природной среды.
Экологическое воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет учащимся усвоить правила и нормы поведения в природе, которые будут являться осознанными и осмысленными убеждениями каждого учащегося.
Результаты работы оформлены в первой главе диссертационного исследования «Психолого-педагогические основы формирования культуры природопользования у младших школьников через курс внеурочной деятельности".
РАЗДЕЛ 2. Научные и методические основы исследования
Задание. Проанализируйте ФГОС с личностными результатами по географии, работы в области методики географического и геоэкологического образования в контексте проблемы своего исследования.
Для успешной реализации педагогических технологий экологического образования необходимо соблюдать несколько правил:
- соблюдение целостного подхода к развитию личности (т.е. одновременное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы ребенка);
- четкая ориентация на возрастные и личностные особенности в индивидуальном развитии;
- обеспечение преемственности воспитания экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту;
- социокультурная преемственность (обращение к истокам народной педагогики);
- субъектность (ребенок является активным участником экологической деятельности);
- с учетом регионального потенциала и конкретной социально-экономической ситуации;
- повышение уровня общей и личной экологической культуры самих педагогов.
Формирование исходных основ экологической культуры требует внедрения специфических методов, форм работы и содержания, а также создания необходимых условий для постоянного общения с природными объектами.
Использование различных методов и средств, удовлетворяющих возрастные способности детей, в том числе повышенную активность и самостоятельность современных младших школьников, позволяет учителю сделать природу важным фактором общего развития ребенка. В связи с этим, как отмечают Л.В. Моисеева и Ю.Г. Никитина, сегодня поиск методов, возможностей, методов обучения и диагностики экологического воспитания, обеспечивающих формирование ценностного обращения к природе, анализу собственного поведения, поведения других людей, приобретает особую актуальность, умение уверенно действовать на основе своих знаний, что в конечном итоге гарантирует развитие у детей экологических навыков [5].
При этом формы работы такие как: экологическая экскурсия, экотеатр, развивающие игры с природными материалами, творческие и исследовательские проекты, просмотр фильмов об окружающей среде, издание стенгазеты, выставка поделок с природными материалами, рейд-смотры, акции, туристические слеты, конкурс плакатов, инсценировка экологических сказок, создание экологических уголков.
Внеурочная деятельность является серьезным ресурсом воспитания экологической культуры у младших школьников. Особенно увлекают детей праздники: «День птиц», «Праздник цветов», «В гостях у весны» и др. Благодаря этому создаются условия для формирования познавательных потребностей и творческого развития личности ребенка. Дети, помимо строительства скворечников для птиц, учатся формулировать лозунги для плакатов в защиту мира природы, писать журналы, школьные газеты, сочинять сочинения и стихи, тем самым уподобляя себя объектам природы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание школьников // Народное образовнаие. - 2011. - №2. - С. 186-190.
2. Алексеев, С.В. Концепция программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни / С.В. Алексеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 11-14.
3. Алексеев, С.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя [Текст] / С.В. Алексеев. – Самара.: Учебная литература, 2006. – 117 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 2011. –179с.
5. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст]/Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2010. – 15с.
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 27с.
7. Бабаева, А.В. Крашенинников, A.A. Антропологическое измерение пространства современного города // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 14.
8. Байбородова, Л.В. Актуальные вопросы развития образования. (учеб. пособие). Печ. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. –112 с.
9. Бобылева, Л.Д., Бобылева, О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
10. Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3-13.
11. Веденин, Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти земли // Региональные проблемы. 2018. Т. 21. С. 28-34.
12. Вилейто, Т.В. Повышение уровня экологической культуры учащихся в школах Красносельского района Санкт-Петербурга / Т.В. Вилейто, Н. Н. Седюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 9-11.
13. Винокурова, Н.Ф. Экологическое образование и просвещение школьников Нижегородской области: программно - технологическое обеспечение: учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. Нижний Новгород, 2017.– 176 с.
14. Винокурова, Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения. // Современные проблемы науки и образования. 2018. - № 3. - С. 97.
15. Виситова, Л.С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л.С. Виситова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 15-18.
16. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 228 с.
17. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. - 2005. - № 1. - С.22-23.
18. Данилина, А.М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Изучение культурных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками. // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 5.
19. Данилова, М. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. – С.25-33.
20. Демидова, Н.Н., Зулхарнаева, А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем. Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2018. –176 с.
21. Дежникова, Н.С., Иванова, Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
22. Евсикова, Н.И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах [Текст]: Серия 14 / Н.И. Евсикова.- М.: Психология, 2013. – 68с.
23. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2011. – № 8 (87). – С. 3-14.
24. Игнатьева, О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
25. Киселева, Е.В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е.В. Киселева, Т. М. Советова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 560-562.
26. Кириллова, С.Н. Формирование экологической культуры младших школьников / С.Н. Кириллова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 124-126.
27. Куприянова, С.Г. Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии / С.Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 115-117.
28. Лескова, С.В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа. 2003 - №7.
29. Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / Л.М. Макарова. - Самара: Самарский государственный университет, - 2014. – 123 с.
30. Мамедов, Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 6.
31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 2011. – 36с, – 270с.
32. Минаева, В. М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия / В. М. Минаева. – Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 66 с.
33. Остапенко, И.Г. Формирование позновательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] 2018г. режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-formirovanie-poznavatelnih-interesov-u-mladshih-shkolnikov-3324728.html.
34. Панов, В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика.-2015. - № 5. - C. 59-69.
35. Пономарева, И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования [Текст] / И.Н. Пономарева. – Красноярск.: Изд-во КГПУ, 2012. – 49 с.
36. Развитие представлений о региональном компоненте содержания образования и его месте в современных школах Московской области: Коллект. монография. – М.: АСОУ, 2013. – С. 201–208.
37. Рудых, С.Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С.Г. Рудых. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 65-67.
38. Садовская, В.С., Ремизов, В.А., Бруккауф, З.Л. Культура научного творчества : о чём не пишут в учебниках. Москва : Наука, 2012. – С. 87.
39. Садохин, А.П., Толстикова, Н.И. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. Москва : ЮНИТИ, 2011. –С. 101.
40. Сатуева, Л.Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л.Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 27-30.
41. Сергеева, А.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности / А.А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 66-71.
42. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности / И.В. Сидорова, А.В. Ананьева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. 2011. – №1. – С. 32-35.
43. Тарасова, Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов// Начальная школа. 2006. – № 9.
44. Телицына, Г.В. Ценностный компонент образования как основа профессиональной педагогической подготовки студента // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С. 56–59.
45. Тесленко, В.И., Залезная, Т.А. Профессиональное становление будущего учителя по предметам естественнонаучного цикла (бакалавра, магистра): монография. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – С. 129.
46. Федорова, Т.А. К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников / Т.А. Федорова, М.А. Богачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 634-637.
47. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Научно-образовательное культурологическое общество, Научная коллегия, Московский государственный университет культуры и искусств, Высшая школа культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.
48. Фокина, М.В. Условия реализации успешного учебного проекта / М.В. Фокина // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43-51.
49. Чернышова, М.Л. «Национально – региональный компонент в начальной школе». [Электронный ресурс] 2017г. режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/natsional-no-rieghional-nyi-komponient-v-nachal-no.html?login=ok.
50. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой. 2011. – №12. – С.5-12.