Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальное задание для прохождения учебной практики
Обучающемуся ____________________________________________________________
(указать ФИО обучающегося)
в __Отделе МВД России по району Коньково г. Москвы в следственном отделе
(указать место практики)
Индивидуальное задание руководителя практики
для прохождения учебной практики
в следственном органе
В период прохождения практики перед студентами стоит задача изучения вопросов по четырем блокам:
1. Организация самого следственного органа и его взаимодействие с другими правоохранительными органами (раздел 1 анкеты)
2. Делопроизводство в следственном органе (раздел 2 анкеты)
3. Осуществление предварительного расследования следственным органом (раздел 3 и 4 анкеты)
4. Профессиональная этика следователя (раздел 5 анкеты)
Итогом изучения вопросов по указанным блокам должно стать заполнение анкеты прохождения практики по вопросам, изложенным в анкете, и написание эссе.
По итогам прохождения практики студент формирует отчетные материалы, которые включают:
- дневник практики, в котором указывается дата и краткое описание выполняемых работ. Записи в дневнике заверяются печатью и подписью руководителя практики по месту ее прохождения;
- отчет по практике, состоящий из заполненной анкеты и эссе;
К отчетным материалам прилагается характеристика с места прохождения практики.
Для успешного прохождения практики и заполнения соответствующей анкеты студенты должны выполнить следующие виды работ:
1. Ежедневное посещение следственного органа (кроме выходных и праздничных дней) в течение установленного периода в обозначенное время;
2. Изучение информации, размещенной в следственном органе в доступных для посетителей местах (например, стендах);
3. Получение необходимой информации от сотрудников следственного органа (следователей, секретарей, помощников и т.д.);
4. Изучение нормативно-правовых и локальных актов, регулирующих организацию и деятельность следственного органа (акты должны быть в действующей на момент прохождения практики редакции!);
5. Участие в следственных (допрос, очная ставка, осмотр места происшествия, проверка показаний на месте и др.) и иных процессуальных действиях (задержание, предъявление обвинения, получение образцов для сравнительного исследования и др.) по поручению следователя;
6. Участие в судебных заседаниях по вопросу получения разрешения суда на производство следственных действий (обыск в жилище, личный обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и др.) или применение мер процессуального принуждения (домашний арест, заключение под стражу, временное отстранение от должности);
7. Составление процессуальных документов (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении уголовного дела, запросы и проч.);
8. Изучение уголовных дел (находящихся в производстве следователей или переданных в архив на хранение) и анализ имеющихся в них процессуальных документов (постановления, протоколы следственных действий, запросы, поручения и проч.);
9. Выполнение иных поручений сотрудников следственного органа.
При выполнении вышеуказанных работ необходимо ориентироваться, прежде всего, на получение информации, требующейся для ответов на вопросы анкеты прохождения практики. Поэтому перед прохождением практики следует внимательно изучить представленную анкету, чтобы выполнение каждого задания практики было целенаправленным.
При заполнении анкеты студент должен руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Анкета заполняется каждым студентом самостоятельно; групповая работа над анкетой недопустима.
2. Анкету желательно заполнять в электронном виде (нечитаемый рукописный текст ответа будет приравниваться к отсутствию ответа на вопрос).
3. Анкета заполняется по мере получения необходимой информации; если вопрос включает в себя несколько подвопросов, то ответ должен быть дан на каждый подвопрос в отдельности.
4. Ответы на вопросы анкеты не должны быть односложными и формальными; необходимо давать развернутые пояснения по каждому вопросу; при необходимости ответы на вопросы (например, о следственных действиях или процессуальных документах) следует подкреплять ссылками на уголовные дела, которые были изучены студентом, и/или процессуальные действия, в которых участвовал студент, а также сопровождаться примерами из следственной практики, о которых узнал студент во время прохождения практики.
5. Если это вытекает из смысла вопроса, то ответ должен сопровождаться ссылками на нормы закона (пункт, часть статью), на основании которых этот ответ дан.
6. При ответе на вопросы анкеты должны использоваться нормативно-правовые акты, действующие на момент прохождения практики.
В случае если во время прохождения практики выяснится, что отсутствует возможность выполнения данного задания (поручается исключительно техническая работа, студент не допускается в судебные заседания и т.п.), студент обязан незамедлительно сообщить об этом своему руководителю практики от Университета
В такой ситуации студент будет направлен в другое место для прохождения практики. При отсутствии своевременного сообщения и невыполнении данного задания, студент будет считаться непрошедшим практику и направлен на прохождение практики повторно.
ЧАСТЬ I.
Место прохождения практики__ Отдел МВД России по району Коньково г. Москвы в следственном отделе
Период прохождения практики _ 06.07.2022-19.07.2022
Вопросы Ответы на вопросы
I. Организация деятельности следственного подразделения (где будет проходить практика)
1. Какое место в системе следственных органов Следственного комитета РФ (или органов внутренних дел) занимает следственный орган, в котором пройдена практика?
2. Какой следственный орган является вышестоящим, а какой – нижестоящим?
3. Какую структуру имеет следственный орган (структурные подразделения, должностные лица)?
4. Какие полномочия имеет следственный орган?
5. Какими полномочиями обладают структурные подразделения и должностные лица следственного органа?
6. Какими нормативными актами регулируется организация и деятельность следственного органа?
7. Какими организационными полномочиями наделен руководитель следственного органа? Какими процессуальными полномочиями обладает руководитель следственного органа, следователь?
8. В каких формах осуществляется взаимодействие:
- руководителя следственного органа и следователей?
- Руководителя следственного органа и прокурора?
- Следственного органа и органа дознания?
- Следователя и дознавателя?
- Следователя данного следственного органа со следователями других следственных органов?
- следователя и прокурора?
9. Каковы полномочия помощников (стажеров) следователей (если таковые имеются)? Как они соотносятся с полномочиями следователей?
II. Делопроизводство
10. Имеет ли следственный орган локальные акты, регулирующие делопроизводство? Какие? Какие вопросы регулируют данные акты?
11. Имеется ли в структуре следственного органа подразделение, организующее делопроизводство? Если да, то каковы обязанности такого подразделения?
12. Как организована деятельность по приему, регистрации, рассмотрению сообщений о преступлении (кто принимает и регистрирует поступившие сообщения о преступлении? где регистрируются сообщения о преступлении? куда направляются зарегистрированные сообщения? каким образом происходит распределения сообщений между лицами, уполномоченными на их проверку?)
13. Соответствует ли фактическая деятельность по приему, регистрации, рассмотрению сообщений о преступлении требованиям, закрепленным в УПК РФ? Если не соответствует, то в чем различие?
14. Каким образом оформляются документы, исходящие от следственного органа (имеются ли специальные бланки, необходима ли печать, подпись РСО или следователя и т.д.)?
15. Имеется ли в следственном органе электронная опись уголовных дел, находящихся в производстве следственного органа, уголовных дел, производство по которым прекращено?
16. Где храниться уголовные дела, производство по которым не осуществляется (например, дела, производство по которым приостановлено, прекращено)? Каковы сроки хранения таких дел?
III. Участие в производстве следственных действий
17. Перечислите следственные действия, в которых Вы принимали участие.
Вопросы с 18 по 26 включительно заполняются применительно к КАЖДОМУ следственному действию, в котором принимал участие студент
18. С какой целью проводилось следственное действие? На основании чего?
19. Кто участвовал в производстве следственного действия? Где оно проводилось?
20. Осуществлялась ли подготовка к следственному действию? Если да, то в чем она заключалась?
21. Разъяснял ли следователь в начале следственного действия его участникам их права и обязанности, а также порядок производства следственных действий?
22. Составлялся ли по ходу следственного действия протокол следственного действия? Если протокол составлялся, то кем? Что было отражено в протоколе?
23. Соответствует ли содержание протокола действительному порядку производства следственного действия?
24. Соответствует ли форма и содержание протокола требованиям УПК РФ? Если нет, то в чем выразилось несоответствие?
25. Приносил ли кто-либо из участников следственного действия какие-либо возражения, делал ли замечания по ходу следственного действия или на протокол следственного действия? Если да, то в чем их суть? Насколько они обоснованы, по Вашему мнению?
26. Допускал ли кто-либо из участников следственного действия нарушения норм УПК РФ при производстве следственного действия? В чем выразились такие нарушения? Как другие участники следственного действия реагировали на данные нарушения?
IV. Анализ процессуальных документов
27. С какими процессуальными документами Вы ознакомились в процессе прохождения практики (указать не менее 5).
Вопросы с 29 по 30 включительно заполняются применительно к КАЖДОМУ процессуальному документу, с которым ознакомился студент
28. Какова структура этих процессуальных документов? Соответствует ли документ формальным требованиям (вводная, описательно-мотивировочная, резолютивная части)?
29. Соответствует ли документ содержательным требованиям, предъявленным УПК РФ к таким документам? Если нет, то в чем выразилось несоответствие?
30. Соответствует ли, по Вашему мнению, документы требованиям законности, обоснованности, мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК РФ)? Если нет, то почему?
V. Профессиональная этика
31. Имеется ли какой-либо нормативный акт, закрепляющий этические правила поведения сотрудников следственного органа?
32. Какие этические требования к следователям содержаться в этом акте?
33. Соблюдались ли эти этические требования следователем при производстве следственных действий (доследственной проверке), при приеме граждан, в общении с сотрудниками следственного органа? Если нет, то в чем выразилось это несоответствие? Как на нарушения этических норм следователем реагировали участники следственного действия, граждане, сотрудники?
34. Предусмотрена ли какая-либо ответственность за нарушение следователем этических требований? Привлекали ли следователей к этой ответственности? В каком порядке и на каком основании? Какая была применена мера наказания?
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ.2001.N 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства РФ.1995. N 33. Ст. 3349.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции" //Собрание законодательства РФ.2011. N 7.Ст. 900.
4. Криминалистика: Учеб. для вузов/И.Ф. Герасимов, ЯЛ. ДрапКкин, Е.П. Ищенко и др.; Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк.,2000.— 672 с.
5. Криминалистика: учебник / под общей редакцией О.В. Челышевой. - Санкт-Петербург : Р-КОПИ, 2017. - 579 с.
6. Лазарева В. А. Доказывание в уголовном процессе: Учебник для бакалавриата и магистратуры. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. -359 с.
7. Ляхов Ю.А. Правовое регулирование стадии возбуждения уголовного дела. Законности нет без разумных законов. М.: Приор-издат, 2005. – 144 с.
8. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.С. Балакшина, Ю.В. Козубенко, А.Д. Прошлякова. М.: Волтерс Клувер, 2011. - 1056 с.