Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика осуществлялась на базе строительной компании ООО «Арктурус».
Продолжительность практики с 5 июля по 18 июля 2021 года.
Цель практики - получить опыт самостоятельной работы практического психолога.
Задачи практики:
1.Научиться адаптироваться к социально - производственным условиям предприятия, организации.
2.Научится использовать на практике теоретические знания о особенностях и причинах поведения человека, социальных групп в трудовой деятельности.
3.Научиться выявлять психологическую проблематику в конкретных видах деятельности.
4.Ознакомиться с методическими приемами работы практического психолога.
5.Научиться пользоваться конкретными психологическими методиками.
6.Научиться собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать собранный фактический материал.
7.Научиться вырабатывать практические рекомендации по результатам своей деятельности.
На протяжении практики было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов трудового коллектива, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов трудового коллектива по методике К. Томаса, карта - схема Л.Н. Лутошкина для изучения психологического климата коллектива.
ПЛАН РАБОТЫ
1.Знакомство с базой практики и со спецификой учреждения.
2.Проведение психодиагностического исследования сотрудников
3.Обработка результатов исследования.
4.Разработка рекомендаций по улучшению социально - психологического климата коллектива.
5.Составление психологического портрета сотрудника отделения.
6.Изучение научной литературы для написания доклада.
7.Формулирование выводов
8.Оформление отчетной документации.
Во время прохождения практики, нами были сформированы следующие умения и навыки:
- формирование способностей профессиональной коммуникации и приобретение персонального и корпоративного навыка в работе с психической информацией для формирования и улучшения компетенций, важных для прогрессивной профессиональной работы психолога;
- систематизация и укрепление теоретических познаний, приобретенных в процессе обучения;
- приобретение навыка в организации и проведении психологического изучения на базе использования общепрофессиональных познаний и умений в всевозможных научных и научно-практических областях психологии;
- проведение психологической диагностики, прогнозирование перемен и динамики значения познавательной и мотивационно-волевой сферы;
- проведение анализа итогов с обоснованием выводов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение психологической и социально-психологической проблематики в работе учреждения
Измерение социально-психологических параметров осуществляется путем наблюдения, исследования, интервью, тестов и т.д. с использованием методов сравнения или вертикального анализа.
Следует отметить, что если одна социальная группа изучается членами другой группы, то сравнение может быть произведено в явной и скрытой (латентной) форме.
Но в то же время наблюдатели могут сознательно или бессознательно замечать особенности поведения, которые не свойственны им самим как представителям другой социальной группы.
Прежде чем ставить задачу психологического измерения в контексте изучения межличностных отношений и различий между группами, необходимо классифицировать существующие психологические методы.
В отечественной психологии существует несколько классификаций психологических методов измерения. Академик Б.Г. Ананьев предложил классификация.
Все методы психологического измерения, доступные в практике исследований, делятся на четыре группы.
К первой группе относятся методы организации психологических исследований, которые делятся на 3 подгруппы:
*1) Сравнение;
*2) Продольный;
*3) Интегрирован.
Вторая группа состоит из эмпирических методов, то есть реальных методов психологического измерения, которые делятся на 5 подгрупп:
*1) Наблюдение;
*2) Диагностика;
*3) Экспериментальный;
*4) Карьера;
*5) Метрика праксиса.
В третью группу входят методы обработки полученных эмпирических результатов, в четвертую — для интерпретации полученных результатов.
Практически все существующие в практике социально-психологических исследований методы можно отнести к вышеперечисленным группам.
Метод наблюдения.
Наблюдение - один из наиболее доступных методов изучения социально-психологических явлений.
Если наблюдатель является участником рассматриваемого явления и не включает наблюдения извне, прямые и косвенные, открытые и скрытые (инкогнито), в соответствии с порядком от поля до лаборатории, наблюдение может быть произвольным и систематическим, непрерывным и выборочным; в зависимости от характера фиксации возможны подтверждающие и оценивающие, смешанные типы наблюдений.
Методы регистрации и измерения наблюдаемых процессов и событий зависят от степени точности, полноты, достоверности и достоверности информации, технических и умственных способностей, формы записи.
Результаты наблюдений подлежат классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сравнению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.
Разновидности и методы наблюдения.
Социально-психологическое наблюдение следует правилам, общим для научного наблюдения:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. — СПб.: Академический проект, 2000.
2 Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добрень- кова; сост. Е.И. Кравченко. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1994.
3 Ананьев, Б.Г. Психология человека: избранное / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Изд-во МАПН: АППиМ, 1997.
4 Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы : учебное пособие / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. — М. : Аспект Пресс, 2001.
5 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник /Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. И доп. — М. : Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
6 Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. — М.: Академия, 2000.
7 Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию: пер с англ. / Э. Аронсон ; ред. В.С. Магун. — М.: Аспект Пресс,1999.
8 Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала : учебное пособие для студентов вузов / Г.Х. Бакирова. — М.: Юнити-Дана, 2009.
9 Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении : практическое руководство /А. В. Батаршев. — М.: Дело, 2005.
10 Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский.— М.: Современник, 1983.
11 Бендас, Т.В. Психология лидерства: учебное пособие / Т.В. Бендас. — СПб.: Питер, 2009.
12 Берн, Э. Лидер и группа / Э. Берн. — Екатеринбург, 2000.
13 Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / В.М. Бехтерев. — М.: Наука, 1994.
14 Блонский, П.П. Педология: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / П.П. Блонский. — М.: ВЛАДОС, 2000.
15 Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.
16 Введение в практическую социальную психологию / ред. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1999.
17 Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях: учебное пособие/И.П. Волков.—Л.: ЛГУ, 1970.
18 Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1983.
19 Дмитриева М.А. Психология труда и инженерная психология / М.А.Дмитриева, А.А.Крылов, А.И.Нефтельев. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 134 с.
20 Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2000. - 584 с.
21 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб: Изд. «Питер», 2000. - 528 с.
22 Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова. - Л., Изд-во «Наука».
23 Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - С.545-552.
24 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2001. - 24 с.
25 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 560 с.
26 Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации / М.Ю.Шейнис. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. -224 с.
27 Шелдрейк, Д. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия. — М.: Аспект Пресс, 2005.
28 Шерток,Л. Гипноз: пер. фр./Л. Шерток. - М.: Медицина, 1992.
29 Шибутани, Т. Социальная психология: пер. с англ. / Т. Шибутани. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
30 Шихирев, П.Н. Современная социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / П.Н. Шихирев. — М.: ИП РАН : КСП+ : Академический проект, 1999.
31 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
32 Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие / B. А. Ядов. - 4-е изд. стер. — М.: Омега-Л, 2009.