Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель производственной практики «Научно-исследовательская работа» – реализация научного исследования в рамках профессиональной деятельности в полном объеме и формирование научного подхода к реализации профессиональной деятельности в условиях реальной организации.
1 Анализ расходной части местного бюджета (на примере муниципального образования город Екатеринбург)
1.1 Социально-экономическая характеристика МО г. Екатеринбург
Город Екатеринбург, основанный в 1723 году, входит в состав Свердловской области и, в соответствии с ее Уставом, является административным центром Свердловской области. Статус города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области устанавливается законом Свердловской области.
В соответствии с федеральным и областным законодательством муниципальное образование «город Екатеринбург» является городским округом. Официальное наименование муниципального образования – муниципальное образование «город Екатеринбург». Для целей настоящего Устава понятия «муниципальное образование «город Екатеринбург» и «город Екатеринбург» используются как равнозначные.
Территорию муниципального образования составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития муниципального образования.
В состав муниципального образования входят следующие населенные пункты: город Екатеринбург, поселок Березит, поселок Зелёный Бор, поселок Исток, поселок Медный, поселок Мичуринский, поселок Московский, поселок Палкинский Торфяник, поселок Полеводство, поселок Садовый, поселок Северка, поселок Совхозный, поселок Сысерть, поселок Чусовское Озеро, поселок Шабровский, поселок Широкая Речка, поселок Шувакиш, село Верхнемакарово, село Горный Щит.
В целях организации управления территория муниципального образования делится на 8 административно-территориальных единиц – районов города: Академический, Верх-Исетский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Чкаловский. Район города не является муниципальным образованием.
Границы муниципального образования устанавливаются законом Свердловской области. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом Свердловской области по инициативе населения, органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», органов государственной власти Свердловской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.
Изменение границ муниципального образования, влекущее отнесение территорий отдельных населенных пунктов, входящих в его состав, к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения муниципального образования, выраженного Екатеринбургской городской Думой в соответствии с федеральным законодательством.
Население муниципального образования «город Екатеринбург» – граждане Российской Федерации, проживающие на его территории, на основаниях, устанавливаемых действующим законодательством. Население муниципального образования «город Екатеринбург» вправе в установленном законом порядке осуществлять местное самоуправление путем местных референдумов, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через Екатеринбургскую городскую Думу, Главу Екатеринбурга, Администрацию города Екатеринбурга.
Население, проживающее на территории муниципального образования и объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, составляет местное сообщество.
В соответствии с федеральным законодательством иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в установленном порядке имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», принимать участие в местном референдуме.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, имеют право на осуществление местного самоуправления в иных, установленных федеральным законом формах.
Представительным органом муниципального образования является Екатеринбургская городская Дума (далее – городская Дума). Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава Екатеринбурга. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация города Екатеринбурга. Контрольно-счетным органом муниципального образования является Счетная палата города Екатеринбурга (далее – Счетная палата).
Муниципальное образование "Город Екатеринбург" имеет официальные символы, положения которых утверждаются решениями городской думы.
Официальные символы подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральными законами. Порядок использования официальных символов устанавливается постановлением городской думы.
Решением городской думы по предложению главы Екатеринбурга могут быть установлены почетные звания и знаки отличия, получившие широкое признание со стороны населения муниципалитета.
В городе Екатеринбурге проводится множество мероприятий, направленных на удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей, горожане окружены условиями, способствующими сохранению и укреплению их здоровья и способностей. Жители города наблюдают положительные изменения в благосостоянии и своих доходах. Также снижается скорость естественной потери населения. В области экономического развития происходят значительные улучшения за счет разработки различных проектов, таких как региональный проект "Улучшение условий ведения бизнеса", "Популяризация предпринимательства" и ряд других проектов. Когда мы говорим о целях национальных и региональных проектов, речь идет прежде всего об увеличении числа людей, заинтересованных в сфере малого и среднего бизнеса.
1.2 Анализ порядка формирования и исполнения расходов бюджета МО г. Екатеринбург за 2019-2021 гг.
Местный бюджет (бюджет муниципалитета) - это форма образования расходов и средств, используемая для выполнения обязательств муниципалитетов. Он составляет основу финансовых ресурсов местного самоуправления и определяет основу социально-экономического развития муниципалитетов. В условиях нестабильной и недостаточной финансовой базы при одновременном росте социальных обязательств оптимизация процесса исполнения бюджета становится все более важной задачей как для федеральных и региональных органов власти, так и для органов местного самоуправления. Основная цель бюджетного плана - оказать финансовую поддержку выполнению задач, возложенных на органы власти соответствующего юридического лица публичного права, что реализуется за счет бюджетных расходов.
Бюджеты муниципалитетов являются важнейшим элементом бюджетной системы Российской Федерации, поскольку благосостояние населения на рассматриваемой территории зависит от эффективности их составления.
Нормативная база МО "Екатеринбург" при формировании бюджета учитывается:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с улучшением правового статуса государственных (муниципальных) учреждений";
- Областной закон № 8-ОЗ от 25.11.1994 "О бюджетном процессе в Свердловской области";
- Постановление Екатеринбургской городской думы от 30.06.2005 № 8/1 "О принятии Устава муниципального образования "Город Екатеринбург"; - Постановление Екатеринбургской городской думы от 22.04.2003 №38/2 "Об утверждении постановлений"О бюджетной структуре и бюджетном порядке в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" "Город Екатеринбург"".;
- Решения городской думы Екатеринбурга о бюджете. Бюджет муниципального образования "Город Екатеринбург" на 2020 год был сформирован программно-ориентированным образом. Поступление средств в бюджет муниципального образования "Город Екатеринбург" в 2020 году выросло на 8,5 процента по сравнению с 2019 годом и составило 53136,3 миллиона рублей.
Грамотное управление финансовыми ресурсами местного бюджета, грамотное выделение средств на обязательства по расходам - одна из самых острых и насущных проблем муниципалитетов. Поскольку я хочу развивать все сферы социальной жизни города, но объем бюджетных средств ограничен, и они, как правило, не находятся на том же уровне, на котором я хотел бы, происходит своего рода "перетягивание каната". В соответствии с последней версией постановления Думы о бюджете на 2021 год запланированные назначения расходной части бюджета муниципального образования "Город Екатеринбург" составили 51 336 758,0 тысячи рублей, что на 7 522 108,0 тысячи рублей больше, чем планировалось в 2020 году. Далее мы перейдем к анализу. Давайте представим процент исполнения расходной части местного бюджета за период 2019-2021 годов. (Таблица 4).
1.3 Проблемы формирования и исполнения местных бюджетов по расходам в России и пути их решения
Исполнение доходов бюджета составило 102,1 процента Исполнение бюджета муниципального образования "Город Екатеринбург" в 2020 году осуществлялось в условиях введения ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, что привело к замедлению производства среди крупнейших налогоплательщиков и снижение экономической активности в секторах услуг и потребления. Доходы бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в 2020 году на 69,4 процента сформированы из собственных доходов (доходы из бюджета города, за исключением субсидий). Общая сумма собственных доходов увеличилась на 7,7 процента по сравнению с 2019 годом и составила 36 876,4 миллиона евро. В отчетном году общий объем налоговых поступлений остался на уровне 2019 года и составил 20929,4 млн евро.
Основная доля бюджетных расходов в отчетном году была потрачена на образование (47,75%), национальную экономику (19,42%), здравоохранение (7,96%) и социальную политику (7,11%). Объем расходов по разделу "Образование" увеличился на 4,88% и составил 25 799 млн рублей. Основными направлениями финансирования являются обеспечение дошкольными, общеобразовательными и дополнительными образовательными учреждениями, реализация мер по увеличению количества мест в образовательных учреждениях, а также поддержание достигнутого уровня обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях и предоставление дошкольного образования детям в возрасте до из трех.
Расходы по разделу "Народное хозяйство" в 2020 году увеличились на 4,4% по сравнению с 2019 годом до 10 494 млн рублей, наибольший рост финансирования наблюдается по разделу "Дорожное строительство", который направлен на мероприятия по строительству, восстановлению и капитальному ремонту дорог и дорожных сетей. В 2020 году расходы бюджета муниципального образования "Город Екатеринбург" в сфере "Здравоохранение" увеличились в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено строительством и капитальным ремонтом медицинских учреждений, а также выделением средств на приобретение медицинского оборудования и лекарства для лечения коронавирусной инфекции (2019 - nCoV). Расходы бюджета по разделу "Социальная политика" сократились на 4,31% по сравнению с 2019 годом до 3 842 млн рублей, что связано со снижением реализации мероприятий по предоставлению государственных и муниципальных услуг и мер по оказанию социальной помощи гражданам.
Анализируя данные, также можно сделать выводы о том, что расходы на национальную безопасность и правоохранительные органы (0,3%), охрану окружающей среды (0,20%), средства массовой информации (0,17%) вообще не являются значительными.
Местные домохозяйства имеют определенные особенности, которые во многом связаны с положением муниципалитетов. В конечном счете, муниципалитеты служат определенным связующим звеном власти и в то же время не включены в систему государственного управления, а независимы. Таким образом, местные бюджеты, с одной стороны, независимы, с другой стороны, они подчинены не только федеральному бюджету, но и региональному бюджету .
Основой местного бюджета являются его доходы и расходы. Правильно функционирующее домашнее хозяйство - это грамотная система, в которой страница доходов охватывает все. В случае превышения доходов над расходами бюджет называется дефицитом. Если доходы окажутся выше, чем расходы, местный бюджет будет иметь профицит. Низкие доходы не способствуют укреплению финансовой независимости общин. Проблемы формирования и использования местных бюджетов включают неэффективность бюджетных расходов, наличие фактов ненадлежащего использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также неясность методов регулирования финансовых потоков между государственными и муниципальными финансами домочадцам. Важное место в структуре доходов региональных и местных бюджетов занимают финансовые средства в различных формах: гранты, субсидии, фонды финансовой помощи, взаимные расчеты. Эти формы, наряду с дифференциацией доходов от федеральных и региональных налогов, являются неотъемлемыми компонентами механизма балансировки бюджета. Если регионы и муниципалитеты не имеют надежных источников дохода, решение проблем в их компетенции остается проблематичным. При формировании местного бюджета превышение налоговых поступлений по сравнению с неналоговыми поступлениями делает их в значительной степени зависимыми от межбюджетной политики, проводимой регионами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате прохождения практики в соответствии с требованиями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности прохождения производственной практики были выполнены следующие задачи:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
2. Указ Президента РФ от 02.02.2016 (ред. от 15.05.2018) № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (принят Президентом РФ от 02.02.2016, действующая редакция).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 - ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Консультант Плюс.
4. Областной закон от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области». // Консультант Плюс.
5. Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 № 38/2 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
6. Агузарова Ф.С., Токаева С.К. Экономические преобразования в области местных налогов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. – 2015. – № 5. – С.58-65.
7. Атаева А. Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. – 2019. – № 3. – С. 53–62.
8. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ под общ. ред. Ю.С. Долгановой, Н.А. Истоминой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356с
9. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации / Д.В. Дементьев. - М.: КНОРУС, 2018. - 332 с
10. Иванцова В. К. Оценка уровня экономической безопасности муниципального образования (на примере города Екатеринбурга) / В. К. Иванцова // Россия и регионы мира: воплощение идей и экономика возможностей : Материалы XI Евразийского экономического форума молодежи. В 3-х томах, Екатеринбург, 20–22 апреля 2021 года / Отв. за выпуск: Я.П. Силин, Р.В. Краснов, В.Е. Ковалев. Редколлегия: Е.Г. Анимица, В.Ж. Дубровский, А.Ю. Коковихин [и др.]. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. – С. 31-33.
11. Итоги социально-экономического развития Екатеринбурга в 2019 году.
12. Каранина Е.В. Бюджетная система России и регионов : учебное пособие для студентов, бакалавров, магистрантов экономических и управленческих направлений подготовки и специальностей всех форм обучения и для широкой аудитории / Е.В. Каранина, О.А. Рязанова. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2018. - 215 с/
13. Каюков В. В., Лаженцев В. Н., Шихвердиев А. П. Экономическая политика и институты развития регионов // Экономика региона. – 2019. – Т. 15, вып. 4. – С. 996–1008.
14. Костромина А. А. Социально-экономическое развитие муниципального образования города Екатеринбурга / А. А. Костромина // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 104-107.
15. Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» //2017 год//Харина В.Н.
16. Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 3-м квартале 2020 года
17. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М: Формула права, 2019 – 448с
18. Подлеснова Е. И. Анализ и оценка процессов маркетинга территории (на примере муниципального образования «город Екатеринбург») / Е. И. Подлеснова // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 ноября 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 243-246.
19. Потапова Е.А. Совершенствование эффективности организации бюджетного процесса в муниципальном образовании // В сборнике: Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР – 2018) // Материалы IV Национальной научно-практической конференции. – 2018. – С. 122-125.
20. Чернавских М. С. Основные аспекты формирования и исполнения бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" / М. С. Чернавских // Бенефициар. – 2021. – № 99. – С. 19-21.
21. Официальный сайт Администрации города Екатеринбурга. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://екатеринбург.рф
22. Официальный сайт Департамента финансов Екатеринбурга. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://финансы.екатеринбург.рф
23. Финансовый словарь «Финам» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.finam.ru/dictionary