Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2
Картотека диагностических методик по теме курсовой работы
Задание
Диагностические методики по теме курсовой работы «Исследование представления детей 3-4 лет о себе и своей семье»
Таблица 1
Диагностическая методика 1
Название диагностической методики, характеристики Цветовой тест М. Люшера
Вид методики (беседа, анкета, скрининг-тест) Проективная
Автор методики М.Люшер
Выходные данные Люшер, Макс. Цветовой тест Люшера = The Lűsher color test / Макс Люшер; [Пер. с англ. А. Никоновой]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 190, [1] с. : ил.; 22 см. - (Психологический практикум: тесты).; ISBN 5-04-009715-8
Цель методики (выявить, изучить, определить) Выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Материал и оборудование Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.
Технология реализации Экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.
Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование: опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять.
Интерпретация результатов 4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.
1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Преимущества Может быть использован
- при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
- при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
- при диагностике ситуации в семье;
- для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
- для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ограничения Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует. Известны случаи использования этой методики при обследовании детей дошкольного возраста. Однако валидность теста Люшера для изучения дошкольников не доказана, а вероятность ошибок при работе с этим возрастом представляется достаточно высокой.
Таблица 2
Диагностическая методика 2
Название диагностической методики, характеристики Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Вид методики (беседа, анкета, скрининг-тест) Графическая
Автор методики Р.Бернс, С.Кауфман
Выходные данные Бернс, Роберт С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки : [Пер. с англ.] / Роберт С. Бернс, С. Харвард Кауфман. - [2-е изд., стер.]. - М. : Смысл, 2003. - 142,[4] с. : ил.; 20 см. - (Психодиагностические монографии; 3).; ISBN 5893571584
Цель методики (выявить, изучить, определить) Изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи
Материал и оборудование Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Задание 3
Рецензия на статью по теме курсовой работы «Исследование представления детей 3-4 лет о себе и своей семье»
Мороз Екатерина Олеговна – магистрант,
кафедра дошкольного и дополнительного образования,
Институт психологии и педагогики
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Мороз Екатерина Олеговна Роль социально-значимых и личностно-актуальных представлений в жизни ребенка 3 - 4 лет // Научный журнал. 2017. №6-2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialno-znachimyh-i-lichnostno-aktualnyh-predstavleniy-v-zhizni-rebenka-3-4-let (дата обращения: 26.11.2022).
В данной статье автор определяет понимание социально значимых представлений, как ценностей и отношений, одобряемых обществом и принятых в данном обществе, которые ребенку необходимо освоить и перевести из общественно-значимых в категорию личностно-значимых и принятых, осмысленных им, и личностно-актуальные представления как то, как ребенок видит, принимает, понимает значимые для него ценности.
Е.О.Мороз считает, что чем быстрее ребенок начнет усваивать и понимать такие ценности как семья, дом, осознание себя как индивидуальность, тем быстрее и лучше пройдет процесс социализации – усвоение индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Данное умозаключение подчеркивает актуальность темы о роли социально-значимых и личностно-актуальных представлений в жизни ребенка 3 - 4 лет.
Автор обращает внимание на понятия семьи, подчеркивая из этих определений, что действительно семья относится к социально значимым представлениям, и постепенно переходит в личностно-актуальные представления, наиболее значимые для ребенка, особенно в возрасте 3-4 лет, когда ребенок не может существовать без родителей. В младшем дошкольном возрасте у детей важно правильно формировать не только социально значимые, но и личностно-актуальные представления не только о своей принадлежности к семье, но и также к самому себе.
Рецензируемая статья теоретического характера. Автор в понимании ключевых определений темы ссылается на труды Аристотеля, Р.Арона, А.Ю.Гранкина, Е.Н.Лихачевой.
Очень уместно подобрана в текст статьи цитата А.Ю.Гранкина: «Семья – уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием».
Материал в сравнении с публикациями на тему у других авторов охватывает важность роли социально-значимых и личностно-актуальных представлений в жизни ребенка 3 - 4 лет на развитие самооценки, общение, подчеркивается Е.О.Мороз на общение со взрослыми, управление ребенком своим поведением.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Задание 1. Список литературы по теме курсовой работы «Исследование представления детей 3-4 лет о себе и своей семье»
1. Ахтаов, Р.А. Адаптация детей–инвалидов к социально-бытовой деятельности Историческая и социально–образовательная мысль [Текст] / Р.А. Ахтаов, В.С. Бегидов, М.М. Хакунова. 2016. Т. 8. № 5–3. С. 26–29.
2. Байкова, М.А. Влияние алкоголизма родителей на суицидологические и личностно–психологические характеристики потомства Российский медико–биологический вестник им. академика И.П. Павлова. [Текст] / М.А. Байкова, А.В. Меринов. 2018. Т. 26. № 4. С. 547–558.
3. Бородина, Е.Н. Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно–игровой деятельности Воспитание и обучение детей младшего возраста [Текст] / Е.Н. Бородина. 2016. № 5. С. 48–50.
4. Бызова, В.М. Динамика представлений телесного образа у детей и подростков Актуальные проблемы психологического знания [Текст] / В.М.Бызова, Е.И. Чикурова. 2015. № 1 (34). С. 119–125.
5. Власова, А.Н. Сенсорная комната как инновационная модель для предоставления качественных услуг родителям, осуществляющим образование детей с ОВЗ в условиях семьи. Воспитание и обучение детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Власова, Т.А. Мельникова. 2018. № 7. С. 364–365.
6. Гибадуллин, Н. В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н.В.Гибадуллин; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. - Омск, 2015. - 24 с.
7. Гуляева, А.Г. Нахождение идеала. Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. Сборник материалов III Всероссийской научно–практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» [Текст] / А.Г. Гуляева. 2018. С. 15–17.
8. Ефимова, Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Ю.В. Ефимова. 2016. № 5. С. 591–593.
9. Зебзеева, В.А. Позитивная социализация как приоритетная задача современного дошкольного образования педагогика XXI века: стандарты и практики материалы международной научно–практической конференции: в 2 частях [Текст] / В.А. Зебзеева. 2016. С. 97–102.
10. Никишов, А. Б. Некоторые особенности института брака в странах мусульманского фундаментализма [Текст] / А. Б. Никишов // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68439/ (дата обращения: 26.11.2022).
11. Нгуен, В.Л. Представление в сознании онкологического больного своего ребёнка в будущем Мир науки, культуры, образования [Текст] / В.Л.Нгуен, Г.А. Ткаченко 2016. № 5 (60). С. 257–258.
12. Орел, В.И. Первой в стране кафедре социальной педиатрии – тридцать лет Медицина и организация здравоохранения [Текст] / В.И. Орел. 2016. Т. 1. № 1. С. 54–60.
13. Орел, В.И. Первой в стране кафедре социальной педиатрии – тридцать лет Медицина и организация здравоохранения [Текст] / В.И. Орел. 2016. Т. 1. № 1 (1). С. 54–60.
14. Орлова, А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста Азимут научных исследований: педагогика и психология [Текст] / А.В. Орлова 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 316–318.
15. Петрова, Е.А. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья Воспитание и обучение детей младшего возраста [Текст] / Е.А. Петрова, Р.В. Козьяков, И.И. Поташова. 2016. № 5. С. 819–822.
16. Поливанова, К.Н. Семейное образование в России и за рубежом Современная зарубежная психология [Текст] / К.Н. Поливанова, К.А. Любицкая. 2017. Т. 6. № 2. С. 72–80.
17. Пономарева, Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание и обучение детей младшего возраста [Текст] / Л.И. Пономарева. 2016. № 5. С. 845–847.
18. Пьянкова, С.Д. Представления российских дошкольников о богатстве и бедности (1992–2010) Психологические исследования: электронный научный журнал [Текст] / С.Д. Пьянкова, Н.М. Зырянова, О.В.Баскаева. 2017. Т. 10. № 56. С. 11.
19. Решетина, О.А. Программа «Мы такие разные» Воспитание и обучение детей младшего возраста [Текст] / О.А. Решетина. 2016. № 5. С. 860–862.
20. Родионова, С.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. Сборник материалов III Всероссийской научно–практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» [Текст] / С.А. Родионова, М.К. Иванова. 2018. С. 136–141.
21. Романовская, М.А. Социально–психологические типы мам детей, воспитывающихся в семье с наемным работником (няней) Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки [Текст] / Р М. Романовская. 2016. № 1. С. 44–53.
22. Сайфутдинова, Г.Б. Народная педагогика и практики социализации в традиционной культуре татар поволжья Проблемы современного педагогического образования [Текст] / Г.Б. Сайфутдинова, Т.А. Титова, Е.Е.Гущина.2018. № 60–3. С. 283–286.
23. Фоминых, А.Я. Представления дошкольников о гендерных ролях Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / А.Я. Фоминых. 2016. № 5. С. 960–962.