Фрагмент для ознакомления
2
3.Структурирование ВКР
1) Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста, одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение его качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным в настоящее время потребностям личности, общества, государства. Перед образованием стоят задачи, которые, по замыслу авторов ФГОС ОО, ориентированы на формирование личности, способной к самоорганизации, эффективному осуществлению любой, и в частности, познавательной деятельности, личности, способной к самосовершенствованию и критическому взгляду на жизнь и собственную активность. В современной школе реализуется к системно-деятельностный (компетентностный) подход, который является предметом исследования множества работ. Здесь, помимо прочего, отражена необходимость развития познавательных процессов школьников, которые являются базой для формирования критического мышления и ключевых компетенций (О.В.Андронова, В.А.Болотов, Е.Е.Вишнякова, Е.В.Власова, С.И.Заир-Бэк, Л.Е. Зелененькая, И.В. Муштавинская, А.В.Федоров и др.). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [1] отражает метапредметные результаты, достижение которых возможно при условии всестороннего развития учащегося.
Особую значимость приобретает начальный этап образования, как базовый в основе дальнейшего развития личности, умения учиться, самоорганизации, приобретения социальных навыков взаимодействия и много другого.
В настоящее время центральной целью начального образования является формирование умений и последующее развитие способности учащихся самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их решения, самостоятельно контролировать и оценивать свои достижения. В контексте ФГОС НОО учащиеся должны строить и осуществлять образовательный процесс сами.
Основу стандартов второго поколения составляет системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение. Именно поэтому при реализации новых стандартов учитель, задумываясь о развитии личности ребенка, должен выходить за рамки своего предмета, что и предполагает формирование универсальных учебных действий, без которых ученик не сможет подняться на следующую ступень образования. В педагогической литературе универсальные учебные действия описаны как система обобщенных действий ученика, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, которые обеспечивают не столько усвоение знаний, а способность к их самостоятельному усвоению, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию – что рассматривается также и в качестве образовательных результатов обучающихся уже в начальных классах. Различные типы уроков способствуют формированию всех видов универсальных учебных действий. Начиная с первых дней обучения, перед ребенком ставятся различные учебные задачи. Уже в середине первого класса ребенок может самостоятельно объяснять последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для решения поставленной задачи. К четвертому классу у ребенка формируется потребность самостоятельно дойти до сути проблемы, найти, возможно, не одно ее решение. Универсальные учебные действия помогают ребенку выявлять наиболее удобные способы решения поставленных задач и демонстрации образовательных результатов.
в преподавательской, исследовательской, консультативной работе.
4) Научная новизна выпускной квалификационной работы.
Научная новизна отражена в поиске и результатах выявления ресурсных возможностей различных типов уроков для оптимизации образовательных результатов обучающихся начальных классов.
5) Практическая значимость и реализация основных результатов выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость и реализация основных результатов выпускной квалификационной работы. Практическая значимость исследования обусловлена анализом и приращением прикладного знания в области аспектов применения различных типов уроков для оптимизации образовательных результатов обучающихся начальных классов и состоит в возможности использования полученных результатов в преподавательской, исследовательской, консультативной работе. Апробация модели оптимизации образовательных результатов с помощью различных типов уроков осуществлялась в образовательной организации: МБОУ СОШ № ……………с учащимися 3-го класса.
6) Краткое содержание выпускной квалификационной работы.
Во введении ВКР определена актуальность исследования, представлен методологический аппарат исследования, цель, задачи исследования, гипотеза предстоящей опытно-экспериментальной работы, обозначена база опытно-экспериментальной работы и общая структура работы.
В теоретической части исследования выделены основные образовательные результаты, которые являются ориентиром образовательно-воспитательного процесса в современной школе. Среди них: предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты. Каждая группа образовательных результатов имеет свою наполненность для начальной школы, в частности. Очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Рассматривается наполненность терминов, определяющих образовательные результаты и использующихся в современной теории и практике образования, как знания, умения, навыки, опыт, ценностные установки, компетенции, универсальные учебные действия.
Отражена современная типология уроков в рамках новых образовательных стандартов, где предлагаются четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Урок рефлексии.
Урок систематизации знаний.
Урок развивающего контроля.
Рассматриваются аспекты влияния различных типов уроков на образовательные результаты учащихся начальных классов.
В опытно-экспериментальной части исследования проведена работа по исследованию влияния разных типов уроков на образовательные результаты обучающихся начальных классов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по оценке качества и эффективности использования системы различных типов уроков для оптимизации образовательных результатов младших школьников. Эффективность реализации разработанной системы оценивалась по показателям учебной деятельности, а также показателям ряда диагностических психологических методик.
В заключении исследования даны обобщающие выводы по проведенной работе, отражены итоги реализованных этапов теоретической и опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках исследования.
Список литературы включает 54 наименования.
7) Выводы (заключение) по результатам исследования выпускной квалификационной работы.
На основе теоретического анализа темы исследования влияния разных типов уроков на образовательные результаты обучающихся начальных классов была построена опытно-экспериментальная работа.
На основе опытно-экспериментальной работы по оптимизации образовательных результатов обучающихся начальных классов посредством использования разных типов уроков были сделаны следующие выводы.
1. Мониторинг уровня наполненности компонентов модели эффективного развития образовательных результатов младших школьников осуществленный на констатирующем этапе, не показал высоких результатов, в частности по значимому когнитивному компоненту, отражающему предметные образовательные результаты. Повышение уровня развития предметных результатов гипотетически, повлечет за собой и рост уровня других компонентов – коммуникативного, мотивационного и оценочного (рефлексивного), которые отражают метапредметные и личностные образовательные результаты обучающихся. Решение проблемы оказалось возможным на основе проведения целенаправленной педагогической системы работы по использованию различных типов уроков.
2. Целью данного эксперимента является оценка эффективности предложенной педагогической системы, в связи с чем, в экспериментальной и контрольной группе применялись различные педагогические системы построения уроков. В экспериментальной группе применялась система разработанная в рамках данного исследования, в контрольной группе была использована традиционная модель без интенсификации использования системы различных типов уроков для оптимизации образовательных результатов.
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, важно было:
1) проанализировать психолого-педагогические условия эффективного формирования образовательных результатов обучающихся как основы дальнейшего развития и обучения школьника.
2) проанализировать эффективность применения разработанной системы уроков.
3) с использованием тех же методик, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента, провести повторный мониторинг наполненности компонентов модели эффективного развития образовательных результатов младших школьников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
5.Список библиографии
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) [Электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/2194/file/521/12.05.03- ФГОС.pdf. (дата обращения: 25.01.2022).
2. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 – 33.
3. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н. Н.Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
4. Андрианова, Г. А. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Г. А Андрианова, А.В.Хуторской, Г.М. Кулешова. – М.: Научно- внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 213 с.
5. Антонова, О. Проектирование современного урока / О. Антонова, Н. Елисеева. –// Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 3. – С. 28-30.
6. Атаманская, М. С. Современный урок – это урок, развивающий ученика / М. С. Атаманская. – Текст : непосредственный // Физика в школе. – 2020. – № 1. – С. 17- 20.
7. Арпентьева, М. Р. Дидактическая коммуникация с использованием современных медиатехнологий / М. Р. Арпентьева // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. – Сборник статей. — Ред. колл. С.В. Венидиктов (отв. ред.), Ю.П. Шкаплеров и др. — Могилев: Могилевский институт МВД Республики Беларусь, 2015. — 468 с.
8. Асмолов А.Г., Бурменская Г.,В. Володарская И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
9. Азимова, Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании / Ф. Р. Азимова. – Текст : непосредственный // Достижения науки и образования. – 2018. – № 15 (37). – С. 66-68.
10. Болотов, В. А. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы / В. А. Болотов, Д. Спиро // Директор школы. – 1995.- №1. – С. 67-73.
11. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 22.08.2022).
12. Вишнякова, Е. Е. Развитие критического мышления через чтение и письмо / Е. Е. Вишнякова // Открытое образование. – 2006.- №3. – С. 65-73.
13. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – М.: ОИРО, 2010. — 64 с.
14. Галицких, Е. О. Воспитательные ресурсы современного урока / Е. О. Галицких, Н. П. Терентьева. – Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 1. – С. 55-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32764920 (дата обращения: 17.08.2022).
15. Гелясина, Е В. Сетевой урок как феномен современной дидактики / Е. В. Гелясина. –// Дистанционное и виртуальное обучение. – 2018. – № 2 (122). – С. 43-50.
16. Гульчевская, В. Г. Интегративная технологическая модель педагогической поддержки школьников в процессе обучения : практико-ориентированная монография / В. Г. Гульчевская. – : Изд. решения, 2017. – 154 с.
17. Глаголева, Ю. И. Новое качество урока в начальной школе : Алгоритм проектирования / Ю. И. Глаголева, И. В. Казанцева, М. В. Бойкина. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 120 с.
18. Данилов Д. Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. – М.: Вита-Пресс, 2012 г. – 168 с.
19. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
20. Згурская, Т. В. Теоретические подходы к формированию познавательных потребностей младших школьников / Т.В. Згурская // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4 (35). - Часть 3. - С. 5-7.
21. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
22. Карпенко М. П. Будущему образованию — технологию будущего // Дистанционное образование. 2010 № 4, стр. 28–33. https://infourok.ru/doklad-s-prezentaciey-po-teme-... https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo.
23. Куламбаева, К. К. Становление инновационной компетентности педагога в обновленной образовательной среде школы // Инновационные подходы в решении проблем современного общества Коллективная монография / Гуляев Г.Ю. (общ. ред.). – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – 396 с.
24. Коробкина, Н. М. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся / Н. М. Коробкина, Е. А. Колтыкова, Ю. Н. Говорова // Вестник научных конференций, 2019. – №10-4(50). – С.54-55.
25. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
26. Казакова, Л. В. Индивидуализация психолого -педагогической работы с обучающимися в условиях глобальной образовательной среды / Л. В. Казакова, Н. С. Сердюченко // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (16-17 февраля 2016 г., Москва, МПГУ) [Электронный ресурс] : URL : http://news.scienceland.ru/2016/02/15/1333/ (дата обращения 14.08.2022)
27. Король, А. Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения / А. Д. Король. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 195 с.
28. Крыгина, Т. Н. Практика пробных уроков: Типы уроков, структура, методические материалы / Т.Н Крыгина, Е. А. Краснова, О. Н. Бажкова. –Ростов н/Д, 2016. – 83 с.
29. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СанктПетербург : КАРО, 2017. – 144 c.
30. Малютина, Л. Г. Педагогический совет «Современные педагогические методики определения качества знаний, умений и компетентностей обучающихся» / Л. Г. Малютина // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - №5. - С. 64-65.
31. Никонорова, Л. А. Современные и инновационные воспитательные технологии / Л. А. Никонорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 5. - С. 156–160.
32. Пинская, М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС / М. А. Пинская, И. М. Улановская. — М.: Просвещение, 2013. — 80 с.
33. Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография / Е. В. Белоглазова, Н. В. Винокурова, С. Н. Горшенина [и др.] ; под редакцией Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой. – Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2016. – 252 с.
34. Педагогический терминологический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/
35. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
36. Рыбакова, А. А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению / А. А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – №61, 2009. – С.51-57.
37. Ряхина, К. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности / К. Н. Ряхина // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
38. Ромась, Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах / Л. Ромась // Начальное образование. 2013. № 15 С. 2 – 11.
39. Трихин, В. В. Индивидуально-дифференцированный подход как средство преодоления школьной дезадаптации / В. В.Трихин // Время науки – The Times of Scienc. – 2017. – №4. – С.4-10
40. Степанова, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников / М. В. Степанова. – М.: Каро, 2015. 96 с.
41. Суворова, О. В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О. В. Суворова. – Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2012. –с330 с.
42. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
43. Хавелова, Н. А. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников / Н. А. Хавелова, Т. В. Меннибаева // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53032/ (дата обращения: 21.08.2022).
44. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58–64.
45. Цыбасова, В. И. Анализ и самоанализ урока / В. И. Цыбасова. – Волгоград: ИТД «Корифей » 2010. - 179с.
46. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92
47. Шумейко, О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О. Н. Шумейко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО Издательство АСГАРД, 2016. — С. 18-25.
48. Ширшов, Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. – Учебное пособие / Е. В.Ширшов. — М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. — 138 с.
49. Шамова, Т. С. Критерии современного анализа эффективности урока/ Т. С. Шамова. – М. Знание , 2009. - 208с.
50. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина - М., Педагогика, 2010. – 367с.
51. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М., Просвещение, 2014. – 184 с.
52. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. общество России, 2015. – 250 с.
53. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М. «Академия», 2014. - 276с.
54. Rogers, C. On Becoming an Effective Teacher / С. Rogers et al. – L. : Routledge, 2012. – 288 р.