Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, российское государство ведет политику антикоррупционной деятельности, позволяющей более четко и слаженно построить систему органов государственной власти. Одним из важных обстоятельств ведения антикоррупционной деятельности выступает введение такого понятия как служебное поведение государственного служащего, которое будет освещено в настоящей статье. Для целей реализации служебного поведения государственных служащих в настоящей статье определяются принципы служебного поведения.
В настоящее время соответствие моральным нормам и принципам, соблюдение профессиональной этики составляют основу работы государственных гражданских служащих. Необходимо учесть, что сфера государственного управления имеет особенности профессиональной этики, к которым можно отнести следующие [1-5]. Во-первых, личностные характеристики государственного гражданского служащего, оказывают значительное влияние на уровень профессиональной этики. Данное положение исходит из того, что формирование и развитие профессиональной компетенции государственных гражданских служащих происходит в условиях преодоления кризиса в обществе. Если граждане не довольны работой государственной структуры, самооценка их деятельности снижается, что приводит и к снижению уровня этики государственного гражданского служащего. Во-вторых, Российское законодательство регламентирует принципы и организацию государственной гражданской службы. Также законодательством закрепляется статус государственного гражданского служащего [6].
За последнее десятилетие в стране было усовершенствовано нормативное регулирование государственной гражданской службы, сформирована нормативная база, регулирующая трудовую деятельность государственных гражданских служащих [7]. Но прослеживается проблема недостаточного правового оформления норм профессиональной нравственности государственного гражданского служащего. Это, несомненно, оказывает влияние на систему управления, высокопрофессиональными кадрами, которые обладают высоким теоритическим и практическим уровнем управления и способны работать при жёсткой конкуренции, при этом следуя этическим и нравственным принципам.
Государственные служащие – социально-профессиональная группа с единой ментальной основой и бюрократическим сознанием. Так многие современные государственные гражданские служащие не имеют профильное образование и часто, среди них встречаются спортсмены, экономисты, юристы. Поэтому молодые специалисты проходят как адаптацию к профессии на новом месте, так и вторичную профессиональную социализацию [7, c. 87]. В-третьих, поведение государственного гражданского служащего определяет взаимоотношения с коллегами, гражданами, а также определяет имидж государства в целом.
Степень изученности темы. Общетеоретические вопросы этики государственных служащих исследуются в трудах таких авторов, как Г.В. Атаманчук, В.Э. Бойков, А.И. Горбачев, Н.И. Лапина, П.Я. Федотова, Е.В. Охотский, B.JI. Романов, В.М. Соколов, А.И, Турчинов, H.H. Шувалова
Объект исследования – принципы служебного поведения.
Предмет исследования – соблюдение государственными служащими принципов служебного поведения.
Цель исследования: изучить и проанализировать совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими принципов служебного поведения.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты принципов служебного поведения государственных служащих;
2) совершить анализ соблюдения государственными служащими принципов служебного поведения в организации;
3) проанализировать мероприятия по совершенствованию механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими принципов служебного поведения.
Методы исследования – изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПОВ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Законодательные и нормативно-правовые основы служебного поведения государственных служащих
Административная этика является одним из наиболее эффективных средств повышения эффективности (муниципальной) государственной службы, урегулирования конфликтов интересов и борьбы с коррупцией. Разработка и формализация этических стандартов предполагает усиление роли регуляторов ценностей, морали и этики в деятельности и поведении (муниципальных) государственных агентов. Специальные кодексы разрабатываются на основе Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих в субъектах Российской Федерации, а также органов государственной власти различных уровней. Внутренняя практика этического регулирования сводится к нормативно-правовой консолидации принципов и правил поведения государственных служащих [1]. Кодексы обычно принимаются в форме межведомственных постановлений или приказов. Почти все они повторяют положения модельного кодекса. Это позволяет нам сделать очевидный вывод: меры по формированию и укреплению этики государственных (муниципальных) служащих носят формальный характер, что проявляется в недостатках, характерных для всех кодексов.
В настоящее время российское государство прилагает усилия для выстраивания справедливой политики во всех сферах жизни общества. Важным аспектом функционирования общества является правильное ведение дел в сфере государственной власти и устранение возможных проявлений коррупции. С 2000-х годов законодатель начал принимать правовые акты, разрабатывающие антикоррупционную политику, и по сей день возникло нечто вроде официального поведения чиновника по отношению к должностным лицам [11].
Деятельность государственного должностного лица определяется спецификой его полномочий как особого субъекта существующих правоотношений. Стоит отметить, что понятие служебного поведения должностного лица в настоящее время имеет первостепенное значение при построении системы конкретных мер по формированию системы требований к служебному поведению, методов, приемов и механизмов оценки этого поведения в соответствии со спецификой деятельности должностных лиц и специфика служебной деятельности, которая невозможна без всестороннего научного обоснования. Однако законодатель, как ни странно, при детальном использовании термина "служебное поведение" не дает теоретического толкования термина, в то время как термин "поведение" представляет собой категорию, которая изучается исключительно психологией и социологией, но никоим образом не определяется с точки зрения реализации этого термин в отношении государственных служащих.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ (ред. от 30.12.2015)/ // Собрание законодательства. – 2018. 1589-1598 с.
2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол №21) // Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2020 г. №36
3. Албагачиева А. А. Основные принципы служебного поведения государственных служащих / А. А. Албагачиева // Современные научные исследования: теория и практика : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, 28 октября 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 59-62
4. Борщевский Г. А. Государственная служба : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 480 с
5. Браташова Ю. А. Этика государственной службы на современном этапе развития России // Российская юстиция. 2021. №11. С. 6-8.
6. Бунтовский С.Ю. Этика служебных отношений / С. Ю. Бунтовский, А.А. Хайдарова, А.И. Коншин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук № 12-2 (39). – 2019. – С. 170-174
7. Вопросы соблюдения требований к служебному поведению работников таможенных органов / Т. Х. Мамедли, А. В. Питунин, В. Г. Тедеев, А. А. Мигел // Дневник науки. – 2021. – № 11(59)
8. Воробьев В.Ф. Органы государственной власти в Российской Федерации в таблицах и схемах: Учебное пособие / В.Ф. Воробьев, А.Ю. Гарашко, С.А. Егоров, Е.Ю. Зинченко и др. М.: Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2018. 77 с
9. Гериханов С. С. Особенности этики государственного служащего // Актуальные проблемы права. 2021. №3. С. 34-37.
10. Гукова Ж.А. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2019. С. 22
11. Зубарев И. В. Служебное поведение государственных служащих / И. В. Зубарев // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 3(54). – С. 463-467
12. Кадровая политика на государственной службе : учебник для вузов / Л. В. Фотина [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Фотиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 362 с.
13. Меркулов П.А. Профессиональное развитие как элемент государственной политики повышения эффективности государственной гражданской службы // Вестник экспертного совета. 2017. № 1 (8). С. 107 - 112.
14. Лисицина М. П. Особенности профессиональной этики государственного гражданского служащего / М. П. Лисицина // Инновационные идеи молодых исследователей : Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Уфа, 15 января 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 120-125
15. Малеванова Ю.В. К вопросу о разграничении отдельных видов коррупционного поведения государственных гражданских служащих // Российский следователь. 2018. № 6. С. 55 - 59.
16. Пацакула И.И., Кондратьев Д.А. Организационно-управленческие и социально-психологические условия повышения удовлетворенности трудом персонала предприятия//Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 2. № 3 (8). С. 103-108.
17. Прокофьев С. Е. Государственная служба : учебное пособие для вузов / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
18. Прокофьев С. Е. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 323 с
19. Прокошин В.А. Цифровизация управления: антикоррупционный курс административных и финансовых правоотношений / В.А. Прокошин, Б.Н. Комахин, Е.Н. Ломанов, Е.В. Позднякова и др. М.: Юстиция, 2018. 314 с.
20. Сальникова М. В. Кодексы этики и служебного поведения на государственной и муниципальной службе // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества. 2018. №1. С. 190-191.
21. Сложеникин Д.А., Чаусов Н.Ю. Развитие государственного управления в условиях цифровизации//В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Сер. "Гуманитарные науки" Калуга, 2020. С. 1175-1180.
22. Тахумова А. А. Проблемы реализации этики государственных (муниципальных) служащих и кодификации ее принципов / А. А. Тахумова, С. Ю. Бунтовский // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-9(78). – С. 75-78.
23. Фоков А.П. О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников аппаратов судов // Администратор суда. 2017. № 2. С. 3 - 7.
24. Чаусов Н.Ю. Анализ и перспективы развития науки в регионе//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 8 (126). С. 16
25. Шувалова Н. Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шувалова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 334 с.
26. Шувалова Н. Н. Этика государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Шувалова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 334 с.