Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальное задание на производственную практику
В течение практики студент самостоятельно выполняет следующие задания:
Задание 1. Анализ литературы по проблеме использования проектной деятельности в работе специального (коррекционного) ДОУ.
В отчёте отразить:
1.1. Определение понятия проект.
1.2. Классификация проектов.
1.3. Жизненный цикл проекта.
1.4. Структура проекта.
1.5. Значение проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ.
Задание 2. Изучение опыта проектной деятельности в образовательной организации
Цель: формирование знаний о специфике проектной деятельности.
Задания:
2.1. Изучить опыт проектной деятельности детского сада (базы практики).
-для выполнения задания разработать вопросы для беседы с представителем организации (педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, методист и т.д.).
-изучить и представить нормативно-правовую базу проектной деятельности (какие документы регламентируют обязательность применения проектов).
2.2. Привести примеры трех проектов, реализованных в организации (представить описание проектов).
2.3. На основе изученных примеров проектов определить и представить структуру проекта (необходимые части проекта).
2.4. Дать критическую оценку представленным проектам (выделить сильные и слабые стороны, предложить направления усовершенствования и т.д.).
2. Краткая характеристика профильной организации
Базой для прохождения практики было Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» города Лахденпохья (Детский сад «Радуга»). Практика проходила в период 28.02.2022 -27.03.2022.
Адрес: 186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Фанерная, д. 8.
Телефон: (81450)-2-23-58, (81450)-2-25-24
Электронная почта: detsad-raduga2011@yandex.ru
Режим работы: ПН - ПТ - с 7:30 до 18:30, СБ-ВС – выходной день.
Заведующая: Перова Ольга Александровна.
Заместитель заведующего по УВР – Харина Людмила Викторовна.
Педагогический состав: 2 учителя – логопеда, 1 из которых является логопедом-дефектологом; 1 психолог; 1 музыкальный руководитель; 20 воспитателей.
3. Задание 1. Анализ литературы по проблеме использования проектной деятельности в работе специального (коррекционного) ДОУ
В отчёте необходимо отразить:
1.1. Определение понятия проект.
1.2. Классификация проектов.
1.3. Жизненный цикл проекта.
1.4. Структура проекта.
1.5. Значение проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ.
Проект рассматривается, как инновация в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это вид педагогической работы, который активно вошёл в практику работы дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО. Определений проектов существует достаточно много. В нашем случае речь идёт о проектной деятельности в ДОУ, в связи с чем, можно предположить, что проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка (по мнению педагогов Виноградовой Н.А и Панковой Е. П.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. Это, в том числе, совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, с обязательной презентацией полученных результатов.
Классификация проектов. В дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности. В практике современных ДОУ возможна следующая классификация проектов:
- по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой проекты;
-по содержанию: монопроекты (рассматривается одна образовательная область); интегративные (рассматриваются две и более образовательные области);
-по продолжительности: краткосрочные проекты (длительность выполнения 1-4 недели); среднесрочные (длительность выполнения до 1 месяца); долгосрочные (длительность выполнения - полугодие, учебный год).
Жизненный цикл проекта:
1.Краткосрочные проекты. Длительность выполнения проекта составляет от 1-й до 4-х недель.
2. Среднесрочные проекты. Длительность выполнения проекта может быть до 1 месяца.
3. Долгосрочные проекты. Длительность выполнения проекта – полугодие или учебный год.
4. Задание 2. Изучение опыта проектной деятельности в образовательной организации
Цель: формирование знаний о специфике проектной деятельности.
Задания:
2.1. Изучить опыт проектной деятельности детского сада (базы практики).
-для выполнения задания разработать вопросы для беседы с представителем организации (педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, методист и т.д.).
-изучить и представить нормативно-правовую базу проектной деятельности (какие документы регламентируют обязательность применения проектов).
2.2. Привести примеры трех проектов, реализованных в организации (представить описание проектов).
2.3. На основе изученных примеров проектов определить и представить структуру проекта (необходимые части проекта).
2.4. Дать критическую оценку представленным проектам (выделить сильные и слабые стороны, предложить направления усовершенствования и т.д.).
В результате выполнения задания обучающийся должен иметь ясные, полные представления о том, что такое проектная деятельность, для чего она проводится, почему возникла в ней необходимость, какие виды проектов используются, кто принимает участие, как реализуются и оцениваются проекты, каковы результаты, отношение специалистов к проектной деятельности
В дневнике по практике отразить результат работы:
План беседы, ответы, выводы.
Описание трех проектов.
Описание структуры проекта.
Критическая оценка каждого проекта.
1. Беседа с заведующей ДОУ.
Цель беседы: знакомство с особенностями деятельности ДОУ.
Детский сад «Радуга» был создан в 1982 году. Организация функционируетоколо 40 лет. Регистратор организации - Инспекция федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску.
ДОУ реализует следующие направления работы:
-повышение качества содержания образовательного и воспитательного процессов, их организационных форм, методов и технологий;
-развитие единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции действующих программ и проектов;
-совершенствование локальной нормативно-правовой базы ДОУ;
-совершенствование системы методической поддержки педагогического коллектива;
-разработка дополнительных мер по внебюджетному финансированию и ресурсному обеспечению деятельности детского сада;
-повышение уровня доступности и вариативности образования для детей;
-совершенствование качества образовательного процесса;
-повышение качества информационной доступности средств обучения.
Нормативно-правовая база при реализации проектной деятельности в ДОУ
В условиях реализации ФГОС третьего поколения, проектная деятельность педагогов, в том числе в дошкольных образовательных организациях является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития детей. Полученные детьми знания, умения и навыки приобретаемые в ходе реализации реализации проекта становятся не только достоянием личного опыта, но и максимально реализуют их психолого-физиологические способности и особенности, активизируя все виды памяти детей. Метод педагогического проектирования - это одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы. Проектная деятельность сегодня является обязательной для всех, что в свою очередь, находит отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, в регионе, в муниципалитетах. Документы, регламентирующие проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, делятся на три категории: федерального, регионального и локального значения.
Педагогические проекты, реализованные в ДОУ
Проект 1. Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню победы. Актуальность данного проекта заключается в помощи становления гражданского общества и правового государства в нашей стране при работе с детьми уже в дошкольном возрасте. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине и появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.
Цель реализации проекта. Развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
1.Ознакомить детей с событиями великой Отечественной войны, с наступлением на Москву, с блокадой Ленинграда и др.
2.Донести до детей мысль, насколько тяжело приходилось защитникам русской земли и труженикам тыла в суровые военные годы.
3.Сообщить сведения о Великой Отечественной Войне, расширить знания о защитниках отечества, о функциях армии.
4. Сформировать у детей чувство гордости за Родину и за наш народ.
5. Воспитать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированные представления о российской армии как надежной защите нашей родины.
2.Способность детей находить информацию о событиях данного периода, самостоятельно или с помощью взрослых.
В результате проектных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети должны ориентироваться в истории нашей страны и у детей должны быть сформированы такие понятия, как война, оборона, ветераны, захватчики.
Тип проекта: краткосрочный, коллективный, информационно- творческий.
Участники проекта: воспитатель, логопед, родители, дети старшей группы.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный: определение темы проекта; формулировка цели и задач; составление плана и опрос детей. Согласование с родителями принятия участия в проекте.
2.Основной:
-совместная работа с участниками проекта;
- возложение цветов к мемориалу;
-выставка художественной литературы о ВОВ;
-знакомство с художественной литературой, посвященной ВОВ;
-беседа «Наше Отечество. Начало войны»;
-прослушивание музыкальных произведений;
-художественно творческая деятельность: лепка, рисование;
-работа с открытками, посвящёнными памятным датам, связанными с ВОВ.
3.Заключительный этап. Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей; посещение митинга посвященного Дню победы и проведение обобщающего занятия «Этот день победы».
Реализация данного проекта показала свою эффективность. В ходе проектных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны. Повысился уровень осведомлённости дошкольников в данном вопросе через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. Родители проявили себя как активных и заинтересованных участников проекта. В качестве приложений к проекту были разработаны:
1.Конспекты занятий по теме проекта: «Великая Отечественная война: лица победы», «Дети войны», «Портреты героев ВОВ», «Земляки - фронтовики».
2.Брошюра полезных советов родителям «Как рассказывать детям о войне».
Проект 2. Правила дорожного движения «Мои друзья – дорожные знаки». Участники проекта старшая и подготовительная группы, воспитатели, специалисты, родители.
Длительность выполнения проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта заключается в том, что детский дорожно-транспортный травматизм является одной из больших и болезненных проблем нашего общества. Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной задачей педагогов и родителей, требующей решения, при всеобщем участии и при использовании самых эффективных методов.
Проект 4. Игровой познавательный проект для детей с ОВЗ в ДОУ «Игра, как средство развития познавательной деятельности и интеллектуальных способностей детей с ОВЗ»
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, дефектолог ДОУ.
Длительность проекта: среднесрочный (февраль2022 – май 2022).
Замысел проекта: развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр.
Цель: развитие познавательных интересов и личностных качеств воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, на основе использования дидактических игр.
Задачи:
- использование разнообразных дидактических игр как средства развития познавательных интересов воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация совместной деятельности педагогов и родителей в ДОУ в области использования дидактических развивающих игр.
Актуальность проекта: использование игровых методик в коррекционно-развивающей работе педагогов ДОУ как средства развития познавательных интересов и личностной сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является продуктивным и целесообразным. Применение различных игровых методик в процессе воспитания детей с ОВЗ имеет большое значение в развитии познавательного интереса ребенка, как в учебной, так и игровой деятельности. Проект разработан с учётом особенностей современной системы воспитания в ДОУ и в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Ребёнка с ограниченными возможностями развития необходимо научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками и др. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения. Обучение и развитие лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Каждый человек талантлив по-своему и у каждого ребёнка есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать.
Этапы осуществления проекта.
1.Диагностический. Выявление интеллектуального уровня развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
2. Организационный этап. Подбор и изучение литературы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Накопление игрового материала и составление картотеки развивающих игр.
3. Практический этап. Реализация предыдущих этапов и их анализ на предмет успешности.
4. Заключительный этап. Диагностика. Подведение итогов.
Средства, используемые в осуществлении проекта: ТСО; Схемы и таблицы; методическая литература и средства диагностики (анкеты для педагогов и родителей); развивающие игры и их картотека.
5. Задание 3. Планирование собственной проектной деятельности
Цель: формирование умений, необходимых для планирования проектной деятельности.
Задания:
3.1. Продумать тему проекта, который вы хотели бы реализовать.
3.2. Сформулировать тему проекта.
3.3. Разработать актуальность проекта – ответить на вопрос для чего необходимо реализовать проект, какие проблемы он решает, в чем заключается его своевременность, какие потребности участников образовательных отношений он может удовлетворить, развитию каких способностей способствует и др.
3.4. Указать участников проекта, продолжительность проекта.
3.5. Продумать трудности, которые могут возникнуть в процессе реализации.
3.6. Оформить проект.
3.7. Подготовиться к защите проекта на итоговой конференции по практике. Подготовить презентацию к защите проекта.
Результат работы:
-тема проекта
-актуальность
-список участников
-список трудностей.
Познавательный проект «Мы - исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников. В проекте предусмотрена интеграция следующих образовательных областей:
1.Речевое развитие детей.
2.Познавательное развитие детей.
3.Социально - коммуникативное развитие.
4.Художественно – эстетическое развитие.
5.Физическое развитие.
Виды детской деятельности:
-игровая
-коммуникативная;
- изобразительная;
- познавательная;
-двигательная.
Актуальность данного проекта заключается в использовании такого эффективного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира как экспериментирование. Детский эксперимент имеет большой развивающий потенциал. Это даёт детям максимальное представление о:
- различных сторонах изучаемого объекта;
- его взаимоотношений с другими объектами.
Эксперимент обогащает память ребёнка и активизирует его мыслительные процессы. Эксперимент включает в себя активные поиски решения задач различной степени сложности. Экспериментирование является доступным средством для интеллектуального развития дошкольников со стороны педагогов. В детском экспериментировании наиболее успешно проявляется личная активность детей, которая направлена на получения новых знаний, или сведений. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, но в первую очередь, с наблюдением и умозаключениями.
6. Общие выводы по результатам прохождения практики
Во время практики практикантом ежедневно проводился анализ своей собственной деятельности, что представлено ниже – в самоанализе. Практика была успешной и познавательной в части знакомства, а затем глубокого погружения в проектную деятельность в условиях ДОУ. Проект сегодня продолжает оставаться инновацией в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это вид педагогической работы, который активно вошёл в практику работы дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО. По результатам реализованной проектной деятельности с детьми можно уверенно говорить о том, что современная проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка. Необходимо чаще и глубже заниматься в ДОУ разработкой всевозможных проектов и детских исследований.
7. Самоанализ
В заключение хотелось бы подвести итоги моей практики. Я считаю, что справилась со всеми поставленными передо мной целями и задачами вначале практики. Все поставленные задачи были выполнены. Практика проходила в период 22.02.2022-27.03.2022
Весь объём и содержание работы были проработаны и выполнены. Считаю. что практика прошла достаточно продуктивно, поскольку мною приобретены умения и навыки работать с документами, в том числе, нормативно-правовыми. Были уточнены права и обязанности при работе педагогов. Также осуществилось знакомство с основными функциями воспитателей ДОУ. Я изучила основные элементы работы учителя-дефектолога в дошкольном учреждении, научилась планировать деятельность, составлять планы и отчеты, работать с различными педагогическими проектами в ДОУ.
Показать больше