Фрагмент для ознакомления
2
Развернутая план-сетка мероприятий отряда – приложение № 1;
Психолого-педагогическая характеристика отряда – приложение № 2;
Основные задачи деятельности вожатого – приложение № 3.
Задание 2. Анализ названия отряда с точки зрения Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях.
Отряд: «Экипаж».
Девиз: Экипажа лучше нас нет в лагере сейчас!
Нравственному и гражданско-патриотическому направлениям соответствует данное название:
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике.
Экипаж – это команда.
Экипаж (фр. équipage — «оснащение корабля; судовая команда»; от фр. équiper — «снаряжать, снабжать, экипировать») — группа людей, объединённых в упорядоченную иерархическую структуру с целью выполнения совместной работы или совместного задания на движущемся средстве.
Слово «экипаж» происходит из практики мореплавания, где на парусных судах люди, выполняющие различные функции, объединялись в экипаж для совместного управления судном.
Достаточно аргументировано вписывается название отряда в направление смены детского лагеря.
Если экипаж – это одна команда, то командой называют небольшое количество человек (чаще всего 5—7, реже до 15—20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли).
Задача 3. «Я организую взаимодействие с временным детским коллективом»
Задание 1. Анализ проведенных воспитательных мероприятий
Анализ КТД с целенаправленным нравственным содержанием
Огонек «Экипажа»
1.Цель первого огонька - более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь – создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и задушевный тон беседы, и песни, и легенды. Первый лагерный вечер проходит легко, потому что не завязавшаяся дружба толкает детей на внимательное восприятие всего, что говорят и делают. Но и присутствуют трудности, потому что дети разобщены и внутренне зажаты.
2. На первом огоньке вожатый рассказывает о традициях лагеря, о его истории, о том, что ждет ребят в новой смене (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, легенды), поет вечерние песни, предлагает поиграть в несколько игр на снятие напряжения или же просит ребят рассказать о своей жизни, интересах и увлечениях.
3.Упражнение «Незаконченное предложение».
Цель: Развивать умение самоанализа. Информирование об участниках огонька. Знакомство друг с другом.
Участникам предлагается закончить предложения. Приветствуется желание ответить на вопрос. Участникам предлагается коробочка с карточками. На каждой карточке — незаконченное предложение, которое учащиеся должны закончить вслух, пуская коробочку по кругу и вытягивая карточку. Рефлексия.
Я всегда хотел …
Если все против меня, то …
Будущее кажется мне …
Знаю, что глупо, но боюсь …
В хорошем отряде всегда...
Лучше всего я общаюсь с …
Сделал бы все, чтобы забыть …
Думаю, что я достаточно способен, чтобы …
Надеюсь на …
Не люблю людей, которые…
Моей самой большой ошибкой было …
Наступит тот день, когда …
Когда мне начинает не везти, я …
Больше всего я хотел бы в жизни …
Когда буду старым …
Когда у меня плохое настроение, я…
Весело провести время – это значит…
Меня особенно раздражает, когда…
Хорошая жизнь – это...
Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
4.Вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемешку, чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого было видно всему отряду. Вожатые не должны сидеть рядом, чтобы внимание детей не сосредотачивалось на одной стороне круга. Лучше, если они будут «разбивать» круг на равные части. Хорошо, если вожатый или ребята из отряда, умеют играть на гитаре или знают хорошие песни, гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть, исходя из контекста общего разговора). Несомненно, от того, как и что скажет вожатый, зависит, получится ли первый задушевный разговор, захотят ли ребята «открыться» людям, которые для них еще пока совсем чужие. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего огонька. Полностью готового сценария здесь не может быть, а сюжеты огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное – «вывести» ребят на непринужденную беседу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арманд и Беверли Болл. Основы управления лагерем. Русское издание. − Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
2. Бузырева, Л.М. Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие/ Л.М. Бузырева. – Изд-во ЦГЛ, 2003. -– 128 с.
3. Голев, А. Г. Методика организации летнего отдыха детей и подростков : учеб.-метод, пособие / А. Г. Голев, Е. В. Давыдова. — Пятигорск : ПГЛУ, 2011. — 217 с.
4. История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МПГУ, 2017. — 200 с.
5. Кругликова, Г. Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков : учеб, пособие / Г. Г. Кругликова, Г. Р. Линкер. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
6. Леванова, Е. А. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МИГУ, 2017. — 212 с.
7. Нечаев, М. П. Настольная книга вожатого детского коллектива : учеб.-метод, пособие / М. П. Нечаев. — М.: Перспектива, 2015. — 136 с.
8. Основы вожатской деятельности: практикум / под общ. ред. Г. Ю. Титовой, О. В. Перовой, Н. М. Михайловской. — Томск Издательство ТГПУ, 2018. — Выпуск 1. — 80 с.
9. Педагогика детского оздоровительного лагеря: учебник / Н. Н. Илюшина, Н. П. Павлова, Т. Н. Щербакова [и др.]; под ред. М. М. Борисовой. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 216 с.
10. Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации / Н. П. Болотова, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МПГУ, 2017. — 96 с.
11. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МПГУ, 2017. — 140 с.
12. Титова, Г. Ю. Теория и практика вожатской деятельности : метод, пособие / Г. Ю. Титова. — Томск : Изд-во ТГПУ, 2017. — 56 с.