Фрагмент для ознакомления
2
1.Анализ всех видов деятельности в период практики
Учетная карточка по практике
по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2. Характеристика - отзыв ответственного лица по практической подготовке от профильной организации о работе студента:
Обучающийся (ФИО)__________
проходил практику в должности _______________с оплатой/без оплаты труда (нужное подчеркнуть)
Полнота и качество выполнения программы практики.
Программу практики выполнил в полном объеме, выполнение заданий отличалось достаточно высоким качеством. Практикант активно включался в различные виды образовательно-воспитательной деятельности, подготовил и провел ряд образовательно-воспитательных мероприятий, анализ различных видов деятельности учащихся и педагогов.
Отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики, отличалось высокой ответственностью и стремлением к профессионализму.
Проявленные студентом профессиональные и личные качества: за время практики, студент проявил себя как дисциплинированный, исполнительный и инициативный работник; добросовестно и ответственно относился к выполнению поручений.
В работе его можно охарактеризовать как деликатного, мягкого, ответственного и грамотного человека, обладающего необходимыми знаниями в своей области и быстро усваивающего новую информацию, умеющего найти подход к детям разных возрастов. Практикант активно стремится к приобретению новых прикладных знаний и навыков. Внимателен к критике в адрес своей работы, способен делать необходимые выводы.
При выполнении производственной программы практики студент интересовался мнением опытных работников, а данные полученных им необходимых консультаций использовал при написании отчета. По программе производственной практики им были изучены и проанализированы все необходимые документы.
В процессе прохождения практики студент получил новые практические навыки и закрепил имеющиеся у него теоретические знания.
Выводы о профессиональной пригодности студента.
За время практики показал себя как профессионально пригодный работник.
2.4. Организация, проведение и анализ внеурочного образовательного мероприятия в ОУ (с использованием нетрадиционных форм: мозговой штурм, деловая игра, дискуссия, круглый стол, конференция, КВН и т.д.)
Класс: 1 А класс.
Деловая игра: Природа родного края. («Окружающий мир» (Классный час).
Тема «Природа родного края» - одна из актуальных для изучения в 1 классе, является частью блока «Живая и неживая природа».
Цель проведения занятия: формирование представлений детей о природе родного края, развитие эмоционально-ценностного и продуктивного поведенческого отношения к окружающим природным миром.
Задачи:
Образовательные: обогащать знания детей о природе родного края; закреплять правила поведения на природе.
Развивающие: развивать познавательный интерес к природе родного края.
Воспитательные: воспитывать любовь и доброе отношение к природе.
Организация пространства: платковая кукла Маруся, картинки-знаки «Правила поведения на природе», аудио сопровождение «Звуки леса», мнемотаблица «Природа родного края», картинки из серии «Луговые цветы», «Насекомые», «Птицы родного края», «Животные», сундучок, коробка с песком, дерево –четыре сезона, краски, клеевые кисти, карточки с изображением рыб.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, насекомыми, чтение стихотворений П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Родное гнёздышко». Рассматривание иллюстраций «Растения родного края», «Животные родного края», «Обитатели рек родного края», пазлы «Собери животное, растение, рыбку, птичку», загадывание загадок, презентация «Жители леса».
Ход занятия.
Организационный этап:
Практикант стоит в центре класса, обращается к детям с просьбой подойти и построиться в круг.
П: Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей, здравствуйте!
Мотивационно-ориентировочный этап:
Практикант замечает, что к ним на воздушном шаре прилетает Маруся –путешественница (платковый театр).
П: Ребята, кажется, к нам кто-то стучится в окно. Тише, тише, послушайте.
Смотрите, да к нам еще гость спешит (достаёт из корзины куклу и надевает ее на руку).
П: Здравствуй, ты кто такая?
Маруся: Здравствуйте, я Маруся.
Дети: Здравствуй.
Маруся: Очень люблю я путешествовать, и поэтому меня так и зовут Маруся-путешественница. Побывала я, уже в разных местах, но вот в ваших краях ещё не была. (Маруся говорит грустно) И какая у вас природа я не знаю?
Проблемно-поисковый этап:
Практикант обсуждает с детьми как можно помочь Марусе.
П: Ребята, как можно помочь Марусе? Давайте подумаем.
Дети: Мы можем рассказать о нашем крае.
П: Верно, а ещё как можно помочь Марусе путешественнице?
Дети: Отправится в путешествие по родному краю, показать ей картинки, рассказать о природе нашего края.
П: Хорошая идея, ребята. На чём можно путешествовать?
Дети: на автобусе, машине...
П: Но прежде, чем отправится в путешествие расскажем Марусе как называется наша область.
Дети: ……область,
П: Как называется наш район?
Дети: ……….. район.
П: Родной край – это самое дорогое место для каждого человека. Здесь мы родились и живем, здесь живут наши родственники и друзья. Природа нашего края радует нас своей красотой.
П: Ребята посмотрите внимательно вокруг, что нам поможет рассказать Маруся о природе родного края.
Дети замечают магнитную доску с мнемотаблицей «Природа родного края» (Выходит один из учеников и рассказывает по таблице о природе родного края)
П: Ребята, а что такое лес?
Дети: Это дом животных, насекомых и растений.
П: Верно, лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на паровозике с названием «Букашка». Занимайте свои места!
П: Вот мы в лесу, слышится пение птиц (аудиозапись «Звуки леса»)
П: добрый лес, могучий лес
Смотрит солнышко с небес,
Аккуратно нужно сесть.
Присядем, чтобы не беспокоить жителей леса, давайте вспомним правила поведения на природе.
Правила поведения на природе.
Правило 1
В лесу нужно ходить по тропинкам.
Правило 5
Не ломай деревья.
Правило 2
Не рви цветы, а любуйся их красотой.
Правило 6
Не мусори.
Правило 3
Не лови насекомых.
Правило 7
Не разоряй птичьи гнёзда.
Правило 4
Не разжигай в лесу костёр.
Правило 8
Не кричи в лесу.
П: Маруся, ты запомнила правила поведения на природе? Помни их всегда.
П: А сейчас ребята, давайте расскажем Марусе о жителях леса. Но не просто так, я буду загадывать вам загадки, а вам нужно будет нарисовать отгадку, с помощью вот этих необычных материалов (на столах поролон, акварельные краски, отпечатки форм животных и др.).
2.5.Использование и описание средств преподаваемого учебного предмета, обеспечивающих комфортную образовательную среду с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Было запланировано и проведено 14 уроков, в течение двух недель, построенных по определенной системе, для реализации целей наполненности критериев модели оптимизации образовательных результатов младших школьников.
Педагогическая работа строилась с учётом задач и предмета исследования. Непосредственно в контексте формирующего этапа можно выделить три этапа: мотивационно-когнитивный этап, организованно-практический и аналитический этап оптимизации образовательных результатов с помощью различных типов уроков. Названия этапов педагогической работы, отражают основные акценты в работе учителя и основные цели работы каждого этапа. Соответствующая деятельность обучающихся строилась на принципах активности, практической направленности, рефлексивности с использованием рассмотренных в теоретической части исследования типов уроков (урок открытия нового знания, рефлексии, общеметодической направленности и развивающего контроля) для решения поставленных задач.
Каждый этап был ориентирован на формирование определенного критерия модели оптимизации образовательных результатов с помощью различных типов уроков. Осуществлялось развитие всех критериев, с акцентом на один максимально значимый на каждом из трех этапов.
Соответственно, на мотивационно-когнитивном этапе были использованы уроки открытия нового знания, общеметодологической направленности; на организацитнно-практическом этапе – уроки общеметодологической направленности, рефлексии; на аналитическом этапе – уроки рефлексии и развивающего контроля.
Реализация развития компонентов модели шла с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, в рамках реализации принципа индивидуального подхода. Речь идет о возрастных и личностных особенностях, об уровне общего развития учащегося, о субъективном опыте, особенностях обучения, индивидуальных особенностях и т.д.
Для успешного формирования критериев и оптимизации образовательных результатов с помощью различных типов уроков применялись непосредственные и косвенные виды воздействия, применялись методы индивидуальной, групповой и коллективной работы.
На констатируем ещё этапе был выявлен низкий уровень развития когнитивного компонента, что позволяет формировать цели мотивационно-когнитивного этапа в следующем формате:
ориентировать учеников на познание и творчество, развивать интерес к познанию, технологиям, к занятиям по предмету и желание получить УУД;
предоставить методологические и технологические знания об инструментах решения интеллектуальных и организационных задач.
Педагогу важно ориентировать учащихся на актуальность, значимость, ценность, интерес и положительную оценку учебной деятельности, на формирование духовно-нравственного стержня обучающихся, которые ориентированы на созидание, что является важной задачей нынешней системы целей образования и воспитания и потребностей и ценностей окружающего мира.
На мотивационно-когнитивном этапе возникла проблема некоторой пассивности учащихся, принятия позиции учителя, тогда как развитие субъективной позиции учащегося в современном образовании является одной из значимых целей.
Как ни странно, интерес к проектно-творческим заданиям был достаточно низкий, что вероятно и обусловило низкие результаты констатирующего этапа эксперимента. На описываемом формирующем этапе проводились занятия, на которых обучающиеся самостоятельно оценивали свою деятельность, при выполнении учебных и проектных заданий, оценивали неэффективность метода проб и ошибок и др. Учащимся предлагались интерактивные коммуникативные ситуации с помощью которых ученики составляли и отрабатывали варианты наиболее эффективной коммуникации и оценивали эффективность представления той или иной формы познания (восприятия и представления) информации. Этот этап был ориентирован на формирование устойчивого интереса к познавательной, интеллектуально-творческой деятельности, на формирование субъектности, дальнейшее саморазвитие и самоопределение, развитие критического мышления с применением знаний в своем личном опыте. Важно было пробудить интерес, т.н. мотивационно-творческую активность и обеспечить практическую направленность учебной деятельности.
3. Индивидуальное задание
3.1. Разработка плана и проведение методического эксперимента, анкетирования или диагностики
На основе теоретико-методологического анализа, проведенного в данном исследовании, была построена опытно-экспериментальная работа. Качество и эффективность использования разных типов уроков для оптимизации образовательных результатов обучающихся начальных классов было оценено на основе анализа эффективности применения педагогической модели.
Эффективность реализации модели оценивалась по показателям учебной деятельности, а также показателям ряда диагностических методик.
Исследование проводилось в образовательной организации: МБОУ СОШ № ……………с учащимися 3-го класса.
Выборка исследования: было обследовано 70 обучающихся в возрасте от 9 до 10 лет, из учебных классов…№… разделенных по принципу применения учебных методов на экспериментальную и контрольную группы.
Обучение младших школьников осуществляется в рамках образовательной системы «Школа России».
Гипотеза экспериментального исследования основана на предположении о том, что:
- применение модели оптимизации образовательных результатов с помощью различных типов уроков положительным образом повлияет на образовательные результаты учащихся, а также на развитие личностных качеств (рефлексивность, самоорганизация, волевые качества, субъектность);
- влияние разных типов уроков на образовательные результаты (предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты) обеспечивается соблюдением следующих условий: развитие когнитивного, коммуникативного, мотивационного и оценочного (рефлексивного) компонентов модели эффективного развития образовательных результатов младших школьников.
Наполненность обозначенных компонентов (критериев эффективности) оценивалась по показателям учебной деятельности, экспертной оценки, а также показателям ряда диагностических психологических методик.
Обучение будет осуществляться в рамках специально разработанного комплекса разных типов уроков.
4. Приложение
4.1. Технологическая карта производственной практики
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
обучающегося _______________ факультета ________ курса _________ группы _______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики: _____________________________________________________________________
Сроки практики: __________________________________________________________________________________
№
п/п
Содержание работы /мероприятия /показатели Max
балл Баллы и подпись руководителя*
Входной блок
1 Составление паспорта ОУ 1
2 Анализ учебных занятий педагогов ОУ по профильным предметам (не менее одного по каждому профильному предмету) 1
3 Анализ календарно-тематического плана, рабочей программы профильного предмета, определение места курса в системе образования обучающихся (краткая характеристика) 1
4 Анализ рабочей программы внеурочной деятельности 1
5
Разработка планов-конспектов (технологических карт) обязательных еженедельных учебных занятий в ОУ по _2_________________ (количество занятий определяется утвержденным календарно-тематическим планом для конкретного класса) 3
6
Разработка планов-конспектов (технологических карт) обязательных еженедельных занятий в ОУ по ___2_______________ (количество занятий определяется утвержденным календарно-тематическим планом для конкретной группы) 3
ИТОГО 10
Психолого-педагогический блок
1 Составление характеристики класса, в котором обучающийся проходит практику (социальный паспорт, актив класса, диагностика мотивации к учебной деятельности и т. д.) 3
2 Организация, проведение, анализ образовательного мероприятия, направленного на формирование универсальных учебных действий (УУД), включая личностные или общеучебных умений и навыков (ОУУН) коммуникативное общение и взаимодействие 7
3 Разработка пакета диагностических материалов для выявления уровня сформированности проектируемых универсальных учебных действий (УУД). Организация и проведение по одному внеурочному образовательному мероприятию по предметам из каждого профиля подготовки 10
4 Разработка и анализ фрагмента плана воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования 6
5 Составление банка воспитательных технологий, методик, приемов воспитания, способствующих решению вашей воспитательной задачи 4
ИТОГО 30
Методический блок (организационно-подготовительный и основной этапы)
1 Проведение обязательных еженедельных учебных занятий в ОУ по профильным предметам ______________ (количество занятий определяется утвержденным календарно-тематическим планом для конкретного класса) 7
2 Проведение обязательных еженедельных занятий в ОУ ______________ (количество занятий определяется утвержденным календарно-тематическим планом для конкретной группы .) 7
3 Разработка пакета технологических карт учебного модуля (не менее 3 уроков/занятий в ОУ). Проведение учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС НОО 5
4 Описание использованных средств преподаваемого учебного предмета, обеспечивающие комфортную образовательную среду с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 5
5 Анализ самостоятельных работ учащихся (количество определяется в зависимости от учебного предмета) 4
6 Составление банка активных приемов обучения, способствующих решению дидактической задачи по преподаванию учебного курса, по организации внеурочной деятельности 5
7 Внеурочная работа по предмету: разработка и проведение предметных олимпиад, тематических вечеров, конференций, конкурсов, экскурсий, КВН, блицтурниров, игр, классных часов и т. д. (1 мероприятие) 10
8 Выполнение индивидуального исследовательского задания в рамках темы ВКР. Варианты: тексты статей, анкетирование, тестирование, проведение диагностики; разработка и проведение олимпиад, конференций, проектов и др. 10
ИТОГО 55
Итоговый блок (итоговый этап)
1 Анализ всех видов деятельности, осуществленных в период производственной практики 3
2 Участие в разработке и проведении творческого мероприятия по итогам производственных практик 2
ИТОГО 5
Дополнительный блок
1 Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса (научно-методическая литература, материальная база ОУ, ресурсы, используемые педагогами и др.) 2
2 Анализ документации и основных направлений деятельности ОУ и педагога 2
3 Планирование и корректировка собственной педагогической деятельности в соответствии с динамикой качества организации учебного процесса 2
4 Проведение дополнительного работы с обучающимися
– со слабоуспевающими обучающимися (система консультаций);
– с обучающимися, имеющими высокую когнитивную мотивацию (подготовка к конференциям, конкурсам, олимпиадам, улучшение результатов по предмету)
- с обучающимися с ОВЗ ( разработка заданий к учебному занятию, осуществление индивидуальной психолого-/медико-педагогической помощи) 2
5 Проведение дополнительного учебного занятия, образовательного мероприятия 2
6 Разработка учебных программ к курсу по профильному предмету (курсы по выбору, элективные курсы и т. д.) 3
7 Разработка печатных или электронных (для ТАСО) дидактических материалов или участие в создании печатных/электронных учебных методических пособий 3
8 Разработка пакета диагностических материалов для выявления уровня сформированности проектируемых универсальных учебных действий (УУД), их элементов, фрагментов 10
9 Выполнение индивидуального задания по предложению от ОУ 3
10 Помощь в организации и проведении общешкольных мероприятий (выпуск оn-line газеты, стенгазеты, помощь в проведении внутришкольных или межшкольных мероприятий и др.) 3
11 Выступление на педагогических советах, работа в проблемно-творческих группах 3
12 Участие в учебно-воспитательной работе кафедры ТГПУ 3
13 Отзыв на педагогическую деятельность студента со стороны работодателя, обучающихся, родителей (по предложенным анкетам, грамоты, благодарственные письма и др.) 3
14 Разработка или проведение образовательного мероприятия, не включенного в технологическую карту 3
ИТОГО за период практики
Показать больше