Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования определены ст. 99 Закона об образовании: 1) финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности; 3) нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с законодательством; 4) для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся; 5) субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
В учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета
бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе
порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с
утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные
для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы
документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа,
предусмотренные абз. 2 п. 7 Инструкции N 157н;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего
финансового контроля;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Практика была пройдена в МОУ «Лопухинский образовательный центр» имени Героя Советского Союза Васильева Алексея Александровича.
Результаты практики отражены в настоящем отчете.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1. Характеристика деятельности
муниципального образовательного учреждения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОПУХИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛЬЕВА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА — зарегистрирована 17 октября 1997 года по адресу 188523, Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Лопухинка, ул. Мира, д. 23 б. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области. Реквизиты юридического лица — ОГРН 1024702183538, ИНН 4720014893, КПП 472501001. Регистрационный номер в ПФР — 057010002785, регистрационный номер в ФСС — 470400053347001. Организационно-правовой формой является «Муниципальные казенные учреждения», а формой собственности — «Муниципальная собственность». Основным видом деятельности организации МОУ «ЛОПУХИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» является «Образование основное общее». Организация также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Образование среднее общее».
Организационная структура МОУ «Лопухинский образовательный центр» представлены на рисунке.
Рисунок 1 – Организационная структура МОУ «Лопухинский образовательный центр»
В настоящее время МОУ «Лопухинский образовательный центр» полностью укомплектован кадрами (таблица 1), педагогический состав стабилен.
Таблица й – Численность персонала МОУ «Лопухинский образовательный центр» за 2019-2021 гг.
Наименование показателя Человек Структура, %
2019 2020 2021 2017 2019 2020
Сотрудников, всего 133 136 136 100,0 100,0 100,0
в том числе:
АУП 11 10 9 8,3 7,4 6,6
педагогические работники 78 83 83 58,6 61,0 61,0
прочий персонал 44 43 44 33,1 31,6 32,4
За последние два года штат МОУ «Лопухинский образовательный центр» был полностью укомплектован и составляет 136 человек, включая административно-управленческий персонал (7,4% от общей численности сотрудников в среднем за три года), педагогических работников (60,2%) и прочий персонал (32,4%): специалисты (по кадрам, по закупкам, по охране труда, системный администратор и т.п.), служащие (секретари), рабочие (гардеробщик, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщики служебных помещений и территории, электромонтер и т.п.). В центре работают педагоги в возрасте от 21 до 65 лет.
Средний возраст педагогического коллектива 43 года. Почти все педагогические работники имеют высшее профессиональное образование (94,7%), систематически повышают уровень своей квалификации в соответствии с перспективным планом. Более трети педагогов (39,3%) имеют высшую профессиональную категорию, еще 32,4% – первую категорию; 22,1% педагогов не имеют профессиональной категории, что обусловлено, как правило, недостаточным стажем работы (менее двух лет). Оставшиеся 6,2% педагогов, ведущих педагогическую деятельность помимо основной работы или являющихся совместителями, проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности (таблица 2).
Таблица 2 – Характеристика педагогических кадров МОУ «Лопухинский образовательный центр» за 2019-2021 гг.
Наименование показателя Человек Структура, % В среднем
за 3 года
2019 2020 2021 2017 2019 2020
Педагогических работников, всего 78 83 83 100,0 100,0 100,0 100,0
Педагогические работники, имеющие высшее профессиональное образование 75 78 78 96,2 94,0 94,0 94,7
Педагогические работники, имеющие среднее профессиональное образование 3 5 5 3,8 6,0 6,0 5,3
Педагогические работники, прошедшие курсы повышения квалификации за последние 3 года 78 78 78
100,0 94,0 94,0 96,0
Педагогические работники, имеющие высшую категорию 30 32 34 38,5 38,6 41,0 39,3
Педагогические работники, имеющие первую категорию 25 26 28 32,1 31,3 33,7 32,4
Педагогические работники, соответствующие занимаемой должности 6 5 4 7,7 6,0 4,8 6,2
Педагогические работники, не имеющие квалификационной категории 17 20 17 21,8 24,1 20,5 22,1
Несмотря на достаточность показателей профессиональной подготовки педагогических работников, есть и недостатки в характеристиках этих кадров: нехватка в центре молодых учителей; недостаточный уровень готовности педагогов к работе в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий, роботизации и информатизации.
2. Финансирование деятельности МОУ «Лопухинский образовательный центр» как бюджетного учреждения
Финансирование деятельности МОУ «Лопухинский образовательный центр» как бюджетного учреждения осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Средства окружного бюджета выделяются на реализацию программ общего образования, питание учащихся. Основное направление использования бюджетных средств – выплата заработной платы и содержание зданий. Расходование бюджетных средств производится в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности: выплата заработной платы, премий, материальной помощи к отпуску работникам МОУ «Лопухинский образовательный центр»; уплата налогов и обязательных страховых взносов в соответствующий фонды; обновление библиотечного фонда; приобретение демонстрационных моделей для образовательного процесса, основных средств (МФУ, проекторы, ноутбуки, парты, стулья и т.п.), канцелярских товаров и картриджей для ЕГЭ и ОГЭ; оплата за повышение квалификации педагогических работников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: утв. Федеральным законом от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 22.12.2020 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 13.09.2022 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: утв. Федеральным законом от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 09.03.2021 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 13.09.2022 г.).
3. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании». – URL: (в ред. от 13.01.1996 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения 15.09.2022 г.).
4. Федеральный закона от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. 08.12.2020 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 16.09.2022 г.)
5. Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30.12.2020 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 15.09.2022 г.).
6. Федеральный закон от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 24.02.2021 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения 14.09.2022 г.)
7. Федеральный закон от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (в ред. от 24.02.2021). – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения 14.09.2022 г.).
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.03.2021) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.09.2022 г.).
9. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (в ред. от 28.12.2020 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_181991/ (дата обращения 14.09.2022 г.).
10. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования» на срок 2018–2025 гг.”». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения 30.09.2022 г.).
11. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения 30.09.2022 г.).
12. О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина от 31.08.2018 г. N 186н (с изм. от 07.02.2020 г.). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308988/ (дата обращения 16.09.2022 г.).
13. Айтбаева О.Ю. Внебюджетные источники финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений // Global and Regional Research. – 2019. – Т. 1. – N 2. – С. 131-137. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41226274
14. Анищенко А. Спонсорство, благотворительность или безвозмездная помощь? // ЭЖ-Бухгалтер. – 2014. – N 24 (9540). – URL: https://www.eg-online.ru/article/249611/
15. Асланян Л.С. Финансовые проблемы развития образования в условиях рыночных реформ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2015», М. – 2015. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015007928
16. Баркалова, А.С. Внебюджетные источники финансирования образовательных организаций // Молодой ученый. – 2018. – N 22 (208). – С. 387-389. – URL: https://moluch.ru/archive/208/50871/
17. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия «Библиотека развития образования», 338 с. – URL: https://iq.hse.ru/more/education/lektsii-po-ekonomike-obrazovanija
18. Беляков С.А. Новые лекции по экономике. Москва: МАКС Пресс, 2007, cерия «Управление. Финансы. Образование», 424 с. – URL: https://iq.hse.ru/more/education/novie-lektsii-po-ekonomike-obrazovanija
19. Беляков С.А. Финансирование системы образования в России. Москва: МАКС Пресс, 2006, cерия «Управление. Финансы. Образование», 304 с. – URL: https://iq.hse.ru/more/education/finansirovanie-sistemi-vishego-obrazovania
20. Бондарь Л.А. Совершенствование финансирования государственных услуг среднего общего образования // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Пенза, 20 января 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 33-35. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32525115
21. Бюджетные образовательные учреждения: реформирование и последствия перевода в автономные учреждения. – URL: http://www.finexg.ru/byudzhetnye-obrazovatelnye-uchrezhdeniya-reformirovanie-i-posledstviya-perevoda-v-avtonomnye-uchrezhdeniya/
22. Ващенко Ю.А. Механизм финансирования муниципальной системы дошкольного образования в Минераловодском городском округе // Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал: Материалы по итогам работы дискуссионных площадок Международного форума, проводимых для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Пятигорск, 19 мая 2018 года. – Пятигорск: Северо-Кавказский институт-филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. – С. 57-63. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43078469
23. Гайрбеков М.С. Порядок финансирования муниципальных общеобразовательных школ города Грозного // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2019. – Т. 25. – N 3(27). – С. 123-129. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41349467
24. Жамбалова Ю.Б. Финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений в современных условиях // Современные проблемы экономики в условиях цифровой трансформации: материалы научно-практической конференции преподавателей и молодых ученых, Улан-Удэ, 20 декабря 2018 года. – Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2018. – С. 291-296. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37299759
25. Заиченко Н.А., Анисовец Т.А.. Школьная экономика для школьных управляющих. Неученые записки для членов школьных Управляющих советов – Москва, 2015. – 90 с. – URL: https://sch236s.mskobr.ru
26. Калинина Н.М. Современные экономические тенденции развития образования в России // Вестник Омского университета. Серия Экономика – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-ekonomicheskie-tendentsii-razvitiya-obrazovaniya-v-rossii/viewer
27. Карандаев И.Ю. Финансово-правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва – 2014. – URL: http://msal.ru/common/upload/dissertatsiya_karandaev.pdf
28. Кириллова А.И. Особенности финансового планирования дошкольных образовательных учреждений // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 39-41. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42375550
29. Логвин Н.В. Роль государства в повышении экономической эффективности системы образования // Вестник Поволжского института управления. – 2012. – N 4 (33). С. 24-30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-povyshenii-ekonomicheskoy-effektivnosti-sistemy-obrazovaniya
30. Марков С.Н. Финансовые ресурсы бюджетных учреждений и направления их использования: теоретический аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий . – 2017. – N 1 (21). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-resursy-byudzhetnyh-uchrezhdeniy-i-napravleniya-ih-ispolzovaniya-teoreticheskiy-aspekt
31. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-7598-1993-6. – URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc2019
32. Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Перспективы формирования системы высшего профессионального образования в России // Административное и муниципальное право. – 2011. – N 5. – URL: https://ceNter-bereg.ru/b5432.html
33. Россия в цифрах. 2020. Краткий статистический сборник. Москва, 2020. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993
34. Упоров И.В. Функция местного самоуправления в сфере дошкольного и школьного образования: социально-правовой и финансовый контекст // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – N 7-2(46). – С. 194-198. – DOI 10.24411/2500-1000-2020-10918. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43790832
35. Устав МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева». – URL: https://xn--c1adifgbzqj8bzf.xn--p1ai/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/dokumenty/
36. Филиппова Л.В. Отчетность как индикатор эффективности бюджетного учреждения. – URL: http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-nt/2015-02/028.pdf
37. Чудакова О.В. Разработка управленческого решения по повышению уровня образования в МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка "Алёнушка"» // Современный ученый. – 2019. – N 3. – С. 194-199. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38596918
38. Швец Н.В. Бухгалтерский учет и анализ бюджетных и внебюджетных методов финансирования в бюджетных учреждениях лесного сектора // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2019. –N 4 (6). С. 129-133. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37077676
39. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». – URL: http://budget.gov.ru/epbs/
40. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. – URL: https://bus.gov.ru/
41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru
42. Официальный сайт МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева». – URL: https:// https://lop-sch.lmn.su/