Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нынешний процесс развития импорта товаров требует особого контроля со стороны таможенных органов. В России, как и во всем мире, наблюдается рост преступлений, связанных с производством и продажей контрафактной продукции. Поступая на внутренний рынок Российской Федерации, товары нарушают права потребителей и владельцев брендов, что негативно сказывается на всю экономику государства. В современных условиях контрафактная продукция обособилась в своего рода рынок, который характеризуется особой внешней формой, масштабами и спецификой экономической организации.
В современных условиях тема борьбы с контрафактами продукции является актуальной как для таможенной службы Российской Федерации, так и в целом для всех правоохранительных органов государственной власти, главной целью которых является не только обеспечение экономической безопасности страны, но и защита прав правообладателей товарных знаков. Нелегальный оборот такой продукции наносит огромный ущерб по экономическим, социальным и политическим интересам страны, поскольку не только увеличивает объем поступлений на рынок недоброкачественной продукции, но и создает негативные тенденции РФ на международной арене, что влечет к снижению иностранных инвестиций и, как следствие, способствует формированию криминального рынка.
Свою борьбу с торговлей контрафактной продукцией Россия начала еще в 90-х годах прошлого века, когда вместе с приходом на наш рынок различных импортеров страну захлестнула волна контрафактного товара, и с тех пор, несмотря на принимаемые властями меры по сдерживанию этого потока, правонарушения в области производства контрафактной продукции продолжают расти. Это подтверждает актуальность темы работы.
Цель работы – определить пути улучшений направлений борьбы таможенных органов с оборотом контрафактной продукции.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические аспекты борьбы таможенных органов с оборотом контрафактной продукции;
- оценить показатели, характеризующие борьбу таможенных органов с оборотом контрафактной продукции;
- определить пути улучшения борьбы таможенных органов с оборотом контрафактной продукции в условиях современной России.
Объект исследования – деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Предмет исследования – направления и показатели борьбы таможенных органов с оборотом контрафактной продукции.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод сравнения, табличный и графический способы.
1. Теоретические аспекты борьбы таможенных органов с оборотом контрафактной продукции
1.1. Понятие контрафактной продукции
У современного криминального рынка в качестве непростого социально-экономического явления, который выступает основой всей теневой экономики, имеется характер общественно опасный. Все элементы криминального рынка по собственному содержанию являются неоднородными, и при этом в качестве одного из его сегментов выступает криминальный рынок товаров, относимых к контрафакту. Криминальным рынком наносится ущерб всей мировой экономике. По причине контрафакта многие страны Европы терпят убытки в сумме свыше 15 млрд. евро каждый год . Величина отечественного рынка контрафакта достигает 2,5 трлн руб. в год, а это занимает почти 4,5% ВВП .
Сам термин «контрафакт» заимствовали из языков Западной Европы: из латыни contrafactio – подделка (дословно от contre – против и faire – делать), с английского counterfeit – подделка, фальшивка, с французского contrefaçon – с подобным значением. Контрафакт понимался как поддельная продукция, включая и фальшивая валюта. Понятие «контрафакция» есть в праве большинства государств, и правонарушение, которое связано с нарушением прав интеллектуального характера, преследуют согласно закону в большинстве государств.
Сегодня в качестве основы контрафакта признают нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. К примеру, в одном из словарей по юриспруденции «контрафакцию» определяют как нарушение авторских или смежных прав и применение отдельно взятыми компаниями на собственных товарных знаках обозначений, которые помещаются на популярных товарах иных компаний, с целью недобросовестной конкуренции и обмана потребителя .
В части 4 Гражданского кодекса РФ (сокращенно – ГК РФ) по контрафактной продукцией признают материальные носители, где выражены результат интеллектуальной деятельности либо средство индивидуализации, изготовление, распространение или иного рода использование, а вместе с тем импорт, перевозка или хранение которых имеет в качестве следствия нарушение исключительного права на такого рода результат или на это средство (п. 4 ст. 1252 ГК РФ) .
При этом контрафактными вместе с тем признают товары, этикетки, упаковки товаров, где незаконным образом размещают товарный знак либо сходное с ним до степени смешения обозначение (п. 1 ст. 1515 ГК РФ). Помимо этого, товар вместе с тем может признаваться как контрафактный тогда, когда его произвели легально, однако ввезли на российскую территорию без получения согласия от правообладателя, а также реализует его организация, у которой нет лицензионного соглашения от того лица, которое имеет права интеллектуального характера на этот товар. В практической деятельности часто компетентные органы, включая и суды, ошибочным образом делают заключение, что присутствие признаков контрафактности товара подтверждается экспертом либо какие-либо очевидные признаки внешние предоставляют возможность считать такой товар контрафактом.
По данной причине Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что материальный носитель можно признать контрафактом только судом (п. 75). Очень часто понятие «контрафактной продукции» в литературных источниках и СМИ употребляют совместно с понятием «фальсифицированной продукции», и в их взаимосвязанности их воспринимают как синонимы.
Конечно же, данные 2 понятия («контрафакция» и «фальсификация») довольно близки между собой, однако с юридической точки зрения они самостоятельные и разные.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (в ред. от 23.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч. 4) от 18.12.2006 №230-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/.
4. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ (в ред. от 13.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/.
5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) (с изм., вступившими в силу в РФ с 22.09.2017) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/4059989/.
6. Ахмедзянов Р.Р., Беликова К.А., Михайлова А.А., Колябин К.В. Анализ деятельности ФТС России в сфере защиты прав интеллектуальной собственности // Весник Академии знаний. – 2021. – №42 (1). – С. 24-27.
7. Воронина О.С. Таможенный контроль за вывозом контрафактной продукции на современном этапе // Таможенный вестник. – 2020. – № 2. – С.120-123.
8. Гутенев В. Объем контрафакта в России оценили в 5,2 трлн рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/246528991.
9. Дзырь О.И. Технические возможности технических средств таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 8. – С.136-139.
10. Дудкинга М.А., Цурканова Д.А., Жоглина Е.В. Роль таможенных органов в борьбе с оборотом контрафактной продукции: проблемы и пути решения // Экономика 2020: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С.182-184.
11. Отчет «О состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ finpol/dobd/intelsobs/Documents/Отчет%20ППП%20за%202018%20год.pdf.
12. Ревина С.Н., Паулов П.А., Борякин Д.В. Таможенный контроль: Учебное пособие для студентов вузов. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. – 174с.
13. Сергеева Д.А. Особенности применения технических средств таможенного контроля за вывозом контрафактной продукции // Аллея науки. – 2021. –. - Т.1. - №11. – С.225-231.
14. Сорокина Т. Европа ежегодно терпит крупные убытки из-за контрафакта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.retail.ru/news/ evropa-ezhegodno-terpit-krupnye-ubytki-iz-za-kontrafakta-15-iyunya-2020-195130.
15. Статья vadim-galkin.ru // Контрабанда и контрафакт (Часть 4). Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadimgalkin.ru/ politics/customs/role-of-customs/.
16. Федеральная таможенная служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru.
17. Федоренко А.Ю., Жукова Е.В., Федотова А.Ю. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Экономика и бизнес. – 2022. - №1-2. – С.95-97.
18. Федотова В.В. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса и инструментов противодействия таможенными органами импорта контрафактной продукции // Высокие технологии. Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. – Пенза: Наука и просвещение, 2021. – С.89-91.
19. Шугурова И.В. Направления совершенствования таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС // Журнал суда по интеллектуальным правам. – 2021. – №3 (33). – С. 21-32.
20. Юридический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15621.