Фрагмент для ознакомления
2
Организация исследования
Цель эмпирического исследования – выявить уровень агрессивности и социально-психологической адаптации у студентов первых курсов раз-ных направлений подготовки.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различия в уровне агрессивности и социально-психологической адаптации у студентов первых курсов разных направлений подготовки.
В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 17 до 20 лет, из них 17 девушек и 13 юношей. Все испытуемые являются учащимися 1-го курса очного отделения в университете. Студенты составили 3 группы в зависимости от направлений подготовки:
- 1-я группа – студенты психолого-педагогического направления – 10 человек, из них 6 девушек и 4 юношей;
- 2-я группа – студенты экономического направления – 10 человек, из них 5 девушек и 5 юношей;
- 3-я группа – студенты юридического направления – 10 человек, из них 6 девушек и 4 юношей;
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики.
1. Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки.
2. Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера.
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого).
Характеристика методик
1. Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки используется для выявления уровня агрессии и враждебности взрослых и подростков. Методика включает в себя 75 вопросов, объединенных в следующие шка-лы:
- физическая агрессия – поведение, выражающееся в драках, нанесе-нии телесных повреждений и других физических воздействий на человека;
- вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.;
- косвенная агрессия – поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы);
- негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демон-стрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе;
- раздражительность;
- подозрительность;
- обида;
- чувство вины (аутоагрессия).
По шкалам вычисляются: индекс агрессии и индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3 [1].
2. Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Опросник состоит из 20 утвер-ждений. Испытуемому необходимо выбрать один из 3-х предложенных вариантов ответа. За ответ "а" начисляется 1 балл, за ответ "b" – 2 балла, за ответ "с" – 3 балла. Сумма баллов говорит об уровне агрессивности в отношениях:
- 45 и более баллов - излишняя агрессивность, нередко неуравнове-шенность и жестокость по отношению к другим;
- 36-44 балла - умеренная агрессивность, здоровое честолюбие и са-моуверенность;
- 35 и менее баллов - чрезмерное миролюбие, обусловленное недо-статочной уверенностью в собственных силах и возможностях [2].
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого) проводится с це-лью изучения уровня сформированности социально-психологической адаптации личности.
Опросник содержит 101 высказывание о человеке - его переживани-ях, мыслях, привычках, стиле поведения. Все эти высказывания испытуе-мый должен соотнести с собственным мнением о себе. По семибалльной шкале: от 0 (это ко мне совершенно не относится) до 6 (это точно про ме-ня).
В соответствии с ключом высчитываются показатели: адаптация, са-мопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интерналь-ность, стремление к доминированию, эскапизм (уход от проблем) [4].
Методы обработки данных предполагали использование математико – статистического анализа. Математико–статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, от-ражающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распреде-ления, являющийся стандартизированным средним арифметическим от-клонений каждого значения из ряда от среднего.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и те-сты. Учебное пособие. – Самара, 2001. – 664с.
3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь", 2013. – 365с.
4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.