Фрагмент для ознакомления
2
Задание №1
Памятка для родителей с перечнем интернет ресурсов, районных, региональных учреждений, направленных на работу с семьями мигрантов.
В настоящее время российские сады посещает большое количество детей – мигрантов как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в саду, здоровье ребенка, его отношение к саду и учению. Эффективность адаптации в значительной мере определяется микросоциальной ситуацией развития:
• типом семейного воспитания,
• позицией педагога в отношении ребенка,
• особенностями общения со сверстниками (одноклассниками),
• организацией учебной деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослыми.
Трудности, возникающие при адаптации:
• необходимо устанавливать множество новых связей;
• установить благоприятные отношения с новыми людьми;
• выработать новые жизненные привычки.
Безусловно, для родителей период адаптации является очень тревожным. Собственный эмоциональный настрой родителей очень важен. Если ребёнок видит, как мы переживаем, он как бы заряжается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода.
Права человека представляют собой возможности каждой личности, без исключения, на самореализацию. Задачей современных государств является не просто признание, а защита прав человека, создание соответствующих условий для их реального обеспечения. Ценностными основами прав человека выступают гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость. Особенно остро проблема защиты прав человека стоит перед мигрантами. Межэтническая напряженность, проявления национального высокомерия, нетерпимости и насилия, экстремизм стали актуальной проблемой современности.
Для решения этих проблем в Санкт-Петербурге с 2006 г. реализуется программа «Толерантность», направленная на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику проявления ксенофобии, укрепления толерантности. Программа предусматривает широкий спектр направлений деятельности, часть из которых может осуществляться силами образовательных учреждений:
- выработка и реализация мер раннего предупреждениямежнациональной напряженности -разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов в петербургское сообщество и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан;
- формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к другим культурам;
- разработка и реализация в учреждениях дошкольного, начального, среднего, среднего специального и высшего образования Санкт-Петербурга образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие;
- развитие межэтнической интеграции в области культуры.
Главная задача родителей – создание эмоционально спокойной, ненапряжённой атмосферы. Ребёнку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играем мы взрослые (родители, педагоги). Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается ваш ребёнок. Узнать о том, что нужно можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Одной из наиболее удачной формой работы с детьми мигрантами в саду, на наш взгляд, является ежегодно проводимая тематическая неделя «Толерантности», направленная на развитие культурной и расовой толерантности; помогающая формировать культуру межличностного общения, конструктивному взаимодействию между педагогом и учеником, а также самим ученикам. Дети вводятся в ситуацию диалога с культурой, со сверстниками, с педагогом. Они оказываются вынужденными принимать решения, определять свои симпатии. Возникающие конфликтные ситуации между разными субъектами (ученики, их родители и учителя) в случае обращения за психологической помощью разрешаются в индивидуальном порядке.
Шпаргалка для родителей в адаптационный период.
1.Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
2. Старайтесь исходить из интересов ребёнка.
3.Строго придерживайтесь определённого режима и ритма жизни ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Важно помочь ребёнку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулка, общение с одним-двумя детьми.
4. Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка).
5. Научитесь улавливать малейшие вербальные (словесные) и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствуйте в группе или классе, где занимается ребёнок.
7. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком.
8. Терпеливо объясняйте смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, рисунки, пиктограммы, и т.п.).
9. Избегайте переутомления ребёнка.
10. Узнайте и изучите местные традиции.
Также, важно знать сведения о образовательном учреждении.
• Адрес, телефон, адрес сайта, электронный адрес
• Администрация, часы приема
• Режим работы детского сада
Служба, которая Вам поможет
• Структура службы, режим работы
• Случаи обращения
• Советы службы:
§ Условия, необходимые для успешного обучения
§ Как собрать ребенка в школу
§ Домашняя среда – залог успеха
• Консультации психолога «Что делать, если..?»
• Курсы русского языка
Полезная информация
• Ссылки на сайты:
Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга - https://k-obr.spb.ru/, районного Отдела образования (Выборгский р-н) – https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/otdel/otdel-obrazovaniya/, УФМС - https://78.xn--b1aew.xn--p1ai/ms.
• Адреса, телефоны служб района и города:
ЦПМСС г. Санкт-Петербург – http://pms-centr.spb.ru/, Выборгского района - https://xn----btbcfzgflvfabrih2eye.xn--p1ai/, ЦСПСиД Выборгского района - https://csvr.ru/.
УДОД Выборгского района – http://sisobraz.shko.la/roo/obrazovatelnye-ucrezdenia/ucrezdenia-dopolnitelnogo-obrazovania.
Доступность, краткость, максимальная информированность по актуальным вопросам – это положительные моменты подобных социальных проектов для мигрантов.
Межэтинические отношения стали важным элементом современной жизни. Каждодневное решение проблем адаптации приезжающего населения позволяет обеспечить равные возможности и равные права в условиях современного Санкт-Петербурга.
Показать больше