Фрагмент для ознакомления
2
5. Формулирование гипотезы
Гипотеза исследования: развитие изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста на занятиях по аппликации произойдёт в случае:
-разработки соответствующего методического обеспечения процесса занятия аппликацией детьми дошкольного возраста;
-будет разработан комплекс учебных занятий по аппликации для детей дошкольного возраста.
6. Формулирование задач исследования
Цель исследования: обоснование и разработка комплекса занятий по аппликации у детей дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Задачи исследования:
1. На основе анализа рассмотреть проблему развития изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста.
2. Уточнить понятие «развитие изобразительных умений», касаемо детей дошкольного возраста.
3. Определить особенности развития изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста.
4. Определить возможности аппликации для развития изобразительных и технических умений у детей.
5. Провести диагностику исходного уровня изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста.
6. Разработать комплекс учебных занятий по аппликации, направленных на развитие изобразительных и технических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Соотнесение методологических характеристик исследования
Актуальность развития изобразительных умений и навыков человека сформулирована в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Прежде всего, это касается духовно-нравственного и творческого развития личности. ФГОС ДО рассматривает такое направление образовательной области как «Художественно-эстетическое развитие». Под этим понимают развитие соответствующих умений и навыков ребёнка, его самостоятельной творческой деятельности, в частности, конструктивно-модельной, изобразительной и др.
Понятие «сформированное умение» в какой либо области есть необходимое условие реализации каждой личности и определяется как базовая национальная ценность. Процесс усвоения продуктивных действий ребёнка должен происходить в определённых условиях. Это должны быть активные действия ребёнка, посильные для него и привлекательные. Е.П. Торренс определял изобразительное творчество «как процесс обнаружения отсутствия каких-либо необходимых элементов в наличном знании и связанный с этим поиск их заполнения».
Анализ положений о детском продуктивном творчестве, позволяющем формировать необходимые умения и навыки, Г.В. Лабунской понимал создание:
-субъективно нового продукта;
-придумывание новых деталей;
- новых характеристик знакомой деятельности и др.
На основе рассмотренных определений можно сделать вывод, что изобразительные и технические умения формируются в деятельности, которая направлена на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью. Интеллектуальный процесс невозможен без эмоциональной активации субъекта. Ю.Е. Виноградов установил, что состояние эмоциональной активации субъекта предшествует словесному формулированию принципов решения поставленной задачи.
По мнению В.Б. Зайцева, аппликация есть способ работы с кусочками различных материалов: бумаги, тканей, кожи, меха, войлока, бисера и др. Аппликация – это один из видов изобразительной техники, который основан на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Н.А. Мелькумова среди средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста выделяет аппликацию как вид художественной деятельности, наиболее простой и доступный для создания основы самого изображения.
В требованиях ФГОС к организации условий какой либо деятельности, указано на необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка. Развитие творческого потенциала невозможно без определённых сформированных умений и навыков. Можно говорить о том, что развитие изобразительных способностей детей является одной из основных проблем дошкольного образования. Исследователями отмечено, что феномен детского творчества изучен не до конца. Много вопросов, связанных с изобразительными возможностями ребенка дошкольного возраста остаются открытыми. При этом, такой вид изобразительной деятельности как аппликация до сих пор остаётся недооценённым. Именно аппликация способствует активному проявлению творческого потенциала ребёнка и способствует продуктивности его мышления, что позволяет говорить о сформированности изобразительных и технических умений. У ребёнка развивается значимое умение действовать не по заранее установленному алгоритму, а так, как это видит именно он сам. При работе с аппликациями у ребёнка совершенствуются технические умения и навыки. Ребёнок занимается тем, что ему нравится более всего, вырезает, наклеивает, конструирует и др. Одним детям нравится работать с бумагой, другим – с тканью. В этом случае воспитатель всегда может учесть пожелания детей, что несомненно будет поддерживать у них устойчивую мотивацию.
С течением времени у детей развивается способность применять самые разнообразные средства выразительности для собственного дизайна продукта. Совершенствуется самовыражение и самоактивизация ребёнка, развивается его эмоциональная сфера. Возможности аппликации и широта техник, используемых при изготовлении аппликации настолько велики, что дети могут создавать и воплощать с помощью аппликации все, о чем они фантазируют.
Всё это в совокупности обуславливает значение аппликации для развития изобразительных навыков детей. На практике отмечается, что далеко не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, которое могло бы учесть все цели и задачи для развития соответствующих умений и навыков детей. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста на занятиях по аппликации и недостаточной разработанностью методического и дидактического обеспечения организации этого процесса.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования, каким образом должен быть организован процесс развития изобразительных и технических умений у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по аппликации. Актуальность проблемы и противоречие, объект и предмет, цель и задачи определили выбор темы исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
1. Работы авторов, изучающих способности детей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
2. Теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности и творческих способностях (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
3. Аппликация как средство развития изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста (Т.Н. Доронова, Н.Н. Поддьяков и др.).
4. Вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по аппликации (Л.А. Каримова, Н.А. Мелькумова и др.).
Чтобы решить поставленные в исследовании задачи предлагаются следующие методы исследования:
1. Теоретические:
-анализ нормативно-правовых документов;
-анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы:
-анализ продуктов творческой деятельности детей;
-наблюдение;
-беседа;
-количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования будет определяться тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в педагогической практике дошкольного образования. Разработанные в ходе исследования методические и дидактические материалы комплекса учебных занятий по аппликации могут быть рекомендованы воспитателям к использованию с детьми дошкольного возраста в ДОУ.
Показать больше