Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Аналитическая справка о специфике организации работы, планирования и материального обеспечения психологической службы МКОУ СОШ
Педагог-психолог: Ф.И.О.
Педагогический стаж: 22 года
Стаж работы в должности: 20 лет
Образование: высшее; практический психолог.
Квалификационная категория: высшая
Главная задача педагога – психолога в ОО – это укреплять и сохранять здоровье школьника, вовремя заметить и не допустить какие-либо нарушения психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ОО, со-здать наиболее комфортные условия для развития и образования каждого ребен-ка, а также оказать своевременную психологическую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития.
Психолог в НШ ОО - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает ро-дителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Направления деятельности:
Психологическое консультирование. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретной ОО, возрастной группы и родителей. К ним же относятся консультации, которые пси-холог даёт педагогам. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
Психологическая диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно с педагогами проводит психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми раз-ных возрастных групп в соответствии с ООП ОО. На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в тече-ние года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что школьник «не справляется», имеются нарушения поведения, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнитель-ные исследования на зрелость ВПФ, обеспечивающих всю деятельность. И если на этом уровне выявляются трудности, выходящие за рамки нормы, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию: направляет родителей с ребенком к детскому неврологу, к нейро-психологу, к невропатологу, в ППк. Также в тече-ние года педагог-психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает педагогу планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Психологическая коррекция и развитие. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то пси-хической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью педагог-психолог планирует и про-водит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он получает согласие родителей на данный вид деятельности. Это важно, потому что успех можно до-стигнуть только при абсолютном единстве требований взрослых и их доверии друг другу. Любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой измене-ния в поведении ребенка, требует проведения с школьником серии коррекцион-ных занятий. Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми, имеющи-ми статус ОВЗ.
Место и роль педагога-психолога в ОО: педагог-психолог, на мой взгляд, при грамотном взаимодействии с педагогами (ОО и родителями) должен уметь помочь каждому ребёнку плавно перейти с одного этапа жизни на другой для успешной социализации и индивидуализации детей в условиях ОО.
Таким образом, в ОО педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю и другим людям, но ребенку в современ-ном мире и ОО он необходим.
В условиях ОО педагог-психолог взаимодействует с педагогами, учителем-логопедом, медицинским работником, администрацией в лице руководителя и его заместителей.
Схема взаимодействия психолога с другими специалистами, администрацией
Педагог
Директор ОО
Заместители
Руководитель службы со-провождения
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Родители
Социальный педагог
Медицинский работник
Формы взаимодействия между педагогами
Совместное прове-дение тематиче-ских, интегриро-ванных занятий, итоговых занятий для родителей Координированное планирование
совместной дея-тельности Досуг, развлечения, праздники Взаимопосещение традиционных ло-гопедических, спортивных, кор-рекционно-развивающих заня-тий
Участие в
педагогических со-ветах ОО Формы совместной деятельно-сти Итоговая аналити-ческая отчетность
Оформление
документации по взаимодействию Взаимообмен дан-ными
диагностики
Снятие эмоцио-нального напряже-ния Контроль за речью детей Развитие общей, мелкой моторики и координации дви-жений Снятие тревожно-сти при негативном настрое на взаимо-действие
(особые случаи)
Конкретное взаимодействие покажу через совместную работу педагога – психолога с учителем-логопедом ОО.
Задачи взаимодействия двух специалистов
Задачи учителя – логопеда Задачи педагога - психолога
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определе-ние основных направлений и содержание работы с каждым из них. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной коорди-нации
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индиви-дуальными программами Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых ка-честв. Активизация отработанной лексики.
Формирование у педагогического коллектива ОО и родителей информационной готовно-сти к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной рече-вой среды Повышение психологической культуры родителей и педагогов
Координация усилий педагогов и родите-лей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми Снятие тревожности у детей при нега-тивном настрое на логопедические заня-тия
Направления деятельности педагога – психолога с учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в классе.
2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей по-знавательной деятельности, эмоциональной сферы.
3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического со-провождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в разви-тии.
5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности по-лученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом.
7. Участвует в ППк (организация работы, составление заключений).
8. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровож-дение детей в период адаптации.
Паспорт оснащенности кабинета педагога – психолога
Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и обеспечить не-обходимым инструментарием.
Кабинет педагога – психолога располагается на первом этаже ОО, в левом крыле здания.
Площадь - 20 кв. м. Цвет стен, мебели спокойный, не вызывающий дополнительных раздражений и возбуждения. В кабинете освещение с по-мощью дневного света и световой лампы и отвечает нормам СанПина. Площадь комнаты равномерно освещается.
В соответствии с основными направлениями деятельности педагога-психолога, помещение территориально охватывает несколько зон, каждая из которых обладает специфическим назначением и соответствующим оснащением:
- рабочая - необходимая для организационной и плановой деятельно-сти педагога-психолога.
- зона индивидуального и группового занятия – предполагает прямую связь психолога и детей.
Консультативное пространство - это пространство взаимодействия родителей, психолога, педагогов.
Зона отдыха - предполагает разгрузку эмоционального напряжения.
Психопрофилактика осуществляется в следующих направлениях: Психопрофилактика включает: формирование у педагогов и детей кон-сультаций, семинаров, тренингов; помощь детям в адаптационном периоде к новым условиям индивидной и групповой работы с детьми; создание в ОО благоприятных психологических условий путем оптимизации форм коммуникации.
Психодиагностическая работа проводится в целях: психологического обследования обучающихся, чтобы определить соответствие их психиче-скому развитию возрастным нормам и уровням освоения необходимых навыков и умений; изучения психологических характеристик детей, инте-ресов, способностей, склонностей, с целью того, чтобы обеспечить индиви-дуальный подход каждому ребёнку.
Коррекционная и развивающая работа предусматривает создание и реализацию программ по: развитию личности, в целом, и отдельным ее сторонам познавательной и эмоционально-личностной сферы; обучению методов и приемов саморегуляции, а также преодолению эмоциональной стрессовой реакции.
Консультативное обслуживание: консультации педагогов, родителей по вопросам воспитания и обучения детей; совместные консультации для каждого участника учебного процесса, чтобы повысить психологическую культуру и обеспечить преемственность в детской работе.
Кабинет психолога может рассматриваться как своеобразное поле взаимодействия практических психологов с детьми различного возраста и родителями, а также другими педагогами.
Психологическая работа ведется по следующим направлениям:
Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами.
Показать больше