Фрагмент для ознакомления
2
1.Разработка формирующего эксперимента по теме «Формирование у младших школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку»
На формирующем этапе организована работа по формированию представления о языковой картине мира, которая велась по следующим направлениям:
1.Составлено календарно-тематическое планирование, в котором определен характер заданий и упражнений, направленных на формирование у младших школьников представления о целостной картине мира на уроках иностранного языка, которые могут быть использованы учителями начальных классов в процессе начального языкового образования.
2.Выясняли, уточняли и закрепляли семантику слов, используя, например, вокабуляр на английском языке по теме «Природа»:
Herbs – травы
Mushrooms – грибы
Birds – птицы
Animals – животные
Weather – погода
Climate – климат
Summer – лето
Winter – погода
Spring – весна
Autumn / fall – осень
3. Подобрали задания для диагностической работы:
- соотнеси картинки и слова;
- подпиши картинки словами;
- впишите названия времен года на английском языке в предложения.
2. Организация формирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
Организация формирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по формированию представления о языковой картине в процессе обучения английскому языку проведена на базе МКОУ Чулымский лицей в 1 «А» классе. В эксперименте приняли участие 10 учащихся.
Формирующий этап организован посредством включения в уроки английского языка задания и упражнения, направленные на формирование у младших школьников представления о целостной картине мира; организация внеурочной деятельности «Английский для начинающих», представленной двумя блоками:
1. «Знакомство. Рассказ о себе», чтобы дать представление об
– особенностях общения на иностранном языке;
– построении примитивных монологов о себе;
- создании примитивных диалогов знакомства.
2. «Мир вокруг на английском языке», чтобы дать сведения о
– базовых лексических единицах английского языка, особенностях использования в речи;
– элементарных грамматических структурах.
Контрольный этап организован по такому же алгоритму, что и на констатирующем этапе, где использовались задания, аналогичные заданиям констатирующего этапа. Целью данного этапа является проверка эффективности формирующего эксперимента, а также определение влияния его проведения на формирование у первоклассников представлений о языковых картинах мира в процессе изучения иностранных языков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариас А.-М., Иванченко Т. А. Пути овладения иноязычной картиной мира в процессе лингвистического образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №11-1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-ovladeniya-inoyazychnoy-kartinoy-mira-v-protsesse-lingvisticheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2022).
2. Багичева Н. В. Формирование общей культуры ребенка дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства : материалы Всеросс. науч.-практич. конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 15–16 апреля 2014 года; отв. ред. Е. Б. Плаксина / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 5–9.
3. Блох, М.Я. Язык и мир // Вестник Российского философского общества. - 2011, № 4(60).
4. Богатырева И. И. Языковая картина мира // Русская словесность. 2010. № 1. С. 66-72.
5. Буров А.А. Языковая картина мира и языковая личность // А.А. Буров, Я.А. Фрикке. Язык и речь в синхронии и диахронии: материалы V межд. науч. конф., посв. памяти проф. П.В. Чеснокова. – Таганрог: ТГПИ имени А.П. Чехова, 2014. – С. 1
6. Воскресенская Т.Л. Особенности языковой картины мира ребенка // Молодой ученый. - 2016. - №20. - С. 804-806.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.
9. Дѐмышева А.С. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе лингвистического образования / А.С. Дѐмышева // Автореф. дисс. … канд. пед наук – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
10. Дѐмышева А.С. Формирование картины мира в языковом сознании младших школьников / А.С. Дѐмышева // Современное образовательное пространство: проблемы иперспективы: материалы междунар. науч. конф. / Екатеринбург: Уральское изд-во, 2007. - С. 104-106.
11. Демышева А.С. Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника / А.С. Демышева // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 6. – С. 100.-103.
12. Зайцева М. В. Формирование языковой картины мира при изучении иностранного языка // МНКО. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-kartiny-mira-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka-1 (дата обращения: 18.10.2022).
13. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку //Иностранные языки в школе. 2007, № 3
14. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 4-е изд., стер. - М. : УРСС, 2004. – 261 с.
15. Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. – М. : URSS, 2007. – 173 с.
16. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / отв. ред. А. М. Шахнарович. 2-е изд., доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. 128 с.
17. Коннова М.Н. К 646 Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. — 313 с
18. Кубрякова, Е.С. О формировании языковой картины мира у ребенка / Е.С. Кубрякова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iling.spb.ru/grammatikon/child/kub.html.
19. Кусова М. Л., Демышева А. С. Развитие языковой личности ребенка в период детства: лингвистический, психолингвистический, лингводидактический аспекты: монография. Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2009. 246 с.
20. Лобанова Л. П. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергейтическом описании: [монография] / Л. П. Лобанова. - Москва : ЛЕНАНД, 2015. - 210 с.
21. Лукацкий М. А., Куровская Ю. Г. Языковая картина мира современного учебника, или чему мы учим школьников // Известия ВГПУ. 2018. №10 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-sovremennogo-uchebnika-ili-chemu-my-uchim-shkolnikov (дата обращения: 18.10.2022).
22. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // Начальная школа - 2009 - №11 - с. 49-51
23. Лысенко Н Е. Роль родного и иностранного языков в формировании языковой картины мира // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 111-120.
24. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, Н. В. Языкова. - 4-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 2008. - 222
25. Никитина Е. Ю., Тарасенко Е. В. Вопрос о детской языковой картине мира // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-detskoy-yazykovoy-kartine-mira (дата обращения: 18.10.2022).
26. Обучение иностранным языкам: учебное пособие для специалистов образовательного учреждения / М.К. Колкова; под. ред. М.К. Колковой. - СПб.: КАРО, 2013. - 320с.
27. Очирова Н.В. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде / Н.В. Очирова // Автореф. дисс. … канд. пед. паук. – Чита, 2008. – 26 с.
28. Петрова, М.В. Детская языковая картина мира (на материале детского немецкого фольклора): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 2009.
29. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2002. 59 с.
30. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.- сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018 – 109 c.
31. Погосова, К.О. Картина мира и ее виды [Э/р]. - Р/д: http://www.viu-online.rU/science/publ/bulleten17/page40.html#1
32. Сальникова В.В. Лексический компонент языковой картины мира ребенка: динамический аспект (на материале русских автобиографических повестей о детстве) / В.В. Сальникова // Автореф. … дисс. докт. филол. наук. – Уфа, 2015. – 41 с.
33. Смирнов А. В. Структура языковой картины мира как лингвопедагогический объект изучения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 2. № 18. С. 103-109.
34. Степанова Е. А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / / Иностр. яз. в шк. - 2004. - № 2. - С. 66-68.
35. Тухарели, Н.Л. Имена «вещей» в детской языковой картине мира / Н.Л. Тухарели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/russlin/02.php.
36. Ханова З. Д. Коннотация как средство формирования языковой картины мира // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 3 (58). С. 91-99.
37. Харченко, В.К. Словарь современного детского языка: в 2 т. - Белгород, 2002.
38. Цейтлин, С.Н. Лингвистика детской речи. Некоторые размышления. Часть 2. [Э/р]. - Р/д: http://window.edu.ru/resource/502/38502/files/ spr0000046.pdf
39. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000. – 240 с
40. Швыдкая, Л.И. Языковая личность сквозь призму языковой системы и социокультурного контекста / Л.И. Швыдкая // Языковые и культурные контакты различных народов: матер. всероссийск. науч.-метод. конф. - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 2002. - С. 12З-12б.
41. Шушарина Г.А. Языковая картина мира как форма целостного представления о мире / Г.А. Шушарина // Гуманитарные науки: научно-теоретические и логико-методологические аспекты. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. - С. 186-189.
42. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 383 с.
43. Юзова Н. Е. Научная картина мира в языке младшего школьника / Н. Е. Юзова // Молодой ученый. - 2017. - № 33 (167). - С. 71-76.
44. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е.С. Яковлева. - М.: Гнозис, 1994. - З44с.