Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальное задание на практику
1. Беседа с учителем-дефектологом. Изучение документации учителя-дефектолога. Наблюдение и анализ занятий педагога-дефектолога.
2. Изучение особенностей развития одного ребенка с ОВЗ:
-сбор первичных данных об особенностях психического развития ребенка с помощью анализа документации (медицинская карта, характеристики на ребенка и др.), анализа продуктов деятельности, бесед с воспитателями, специалистами, родителями (по возможности);
-проведение не менее 4 наблюдений за ребенком в разных видах деятельности в 1 и 2 половину дня (свободная деятельность, игровая деятельность, образовательная деятельность, режимные моменты).
-оформление протоколов наблюдения с указанием даты и времени, цели наблюдения, речи и действий наблюдаемого ребенка и других лиц, анализа и выводов по результатам наблюдения;
-подготовка диагностического инструментария для изучения особенностей психического развития ребенка с ОВЗ (6 диагностических методик: по 2 методики на изучение мышления, памяти, внимания).
-составление диагностического альбома. Список выбранных методик изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ (заверяется у учителя – дефектолога);
-проведение психолого-педагогического обследования ребенка с ОВЗ. Оформление протоколов обследования (все бланки методик и работы ребенка прилагаются к протоколам);
2. Краткая характеристика профильной организации
Базой для прохождения практики было Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» города Лахденпохья (Детский сад «Радуга»). Практика проходила в период 28.02.2022 -27.03.2022.
Адрес: 186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Фанерная, д. 8.
Телефон: (81450)-2-23-58, (81450)-2-25-24
Режим работы: ПН - ПТ - с 7:30 до 18:30, СБ-ВС – выходной день.
Заведующая: Перова Ольга Александровна.
Заместитель заведующего по УВР – Харина Людмила Викторовна.
Педагогический состав: 2 учителя – логопеда, 1 из которых является логопедом-дефектологом; 1 психолог; 1 музыкальный руководитель; 20 воспитателей.
Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ в режиме дня
В ДОУ организован образовательный процесс для детей дошкольного возраста, имеющих Коллегиальное заключение ТПМПК и статус «ребёнок с ОВЗ». Их учебный год начинается первого сентября и длится девять месяцев до первого июня текущего года. Первая половина сентября отводится специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза и составления плана работы на первый период. В конце сентября специалисты на психолого - медико - педагогическом консилиуме обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей. На основании полученных результатов утверждается план работы групп. На каждого воспитанника, обучающегося по АОП, составляется программа сопровождения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Оценка результатов реализации АОП проводится на основе комплексной оценки индивидуального развития ребёнка. Эта процедура проводится учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем не менее 3 раз в год.
3. Основная часть
3.1. Беседа с учителем-дефектологом. Изучение документации учителя-дефектолога. Наблюдение и анализ занятий педагога-дефектолога
ДОУ комбинированного типа, где есть речевая группа и смешанная группа детей с ОВЗ по речи 5 человек. В ДОУ работают логопед, логопед - дефектолог и психолог.
Беседа с логопедом. Логопед осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи детей и других отклонений в развитии психических процессов. Должностной функционал логопеда:
-разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей, проводит консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи;
-обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у воспитанников в возрасте от 3-х до 7-и лет;
-комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений воспитанников;
-проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных функций;
-работает в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами ДОУ, посещает занятия детей;
-консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи;
-ведет документацию;
-использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках ФГОС ДО;
-обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям ФГОС и несет ответственность за их реализацию в полном объеме;
-Отвечает за реализацию образовательных программ ДОУ.
Формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста, имеющие:
-общим недоразвитие речи (ОНР);
-фонетико-фонематическое недоразвитие;
-заикание;
-недостатки звукопроизношения.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Организация всех видов деятельности логопедом осуществляется на основе Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования Н.Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и результатов диагностического обследования детей. Обследование детей проводится два раза в год, в сентябре и мае. При необходимости, проводится промежуточная диагностика детей в январе. Мониторинг деятельности позволяет углубленно изучать особенности каждого ребенка и находить индивидуальный подход при организации разных видов деятельности ребёнка. Необходимо отслеживать динамику индивидуального развития каждого ребенка и выявлять возникающие при работе трудности. На основе результатов полученной диагностики логопед выстраивает дальнейшую индивидуальную деятельность с детьми.
С целью дальнейшего контроля развития ребенка, и оказания ему своевременной коррекционной помощи, для профилактики дальнейших отклонений, логопед планирует коррекционную работу и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. В нём учитывается возраст, активность, уровень обучаемости и индивидуальные особенности ребёнка. Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является взаимодействие с семьей. Это необходимо для обеспечения полноценного развития личности ребенка. В ДОУ, согласно годового плана работы, разрабатывают и проводят:
-родительские собрания;
-индивидуальные беседы и консультации;
-стенд «Информация для родителей»;
-выставки семейного творчества;
-участие родителей в мероприятиях ДОУ;
-социальные сети, сайт ДОУ.
Музыкально – эстетическое развитие в ДОУ осуществляет музыкальный руководитель. Им организуется подготовка и проведение детских утренников, праздников, развлечений, театральных постановок. Тесное взаимодействие осуществляется с инструктором по физической культуре – тренером ДЮСШ. Совместно с родителями проводятся спортивные праздники, соревнования, развлечения.
Наблюдение и анализ занятий педагога-дефектолога
Педагог-дефектолог проводит различного рода занятия. Рассмотрены несколько из них. Анализ занятия педагога-дефектолога по теме «Окружающий мир и люди вокруг нас».
1. Материал занятия соответствует содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала небольшой и материал доступен для усвоения детям. Занятие включало разучивание стихов и игру «Музыкальное эхо».
2. Постановка цели и задач занятия.
Цель: формирование толерантности у детей с нарушением зрения.
Задачи:
1. Обучающие:
-формирование представления о добре, добрых поступках.
2. Воспитательные:
-формирование терпимости и милосердие у детей, бережного отношения к животным и др.;
-развитие эстетического вкуса у детей, через слушание песнопений, приобщение к истории своего народа и его культуре.
3. Развивающие:
-развитие внимания, речи, памяти у детей с нарушением зрения;
- повышение самооценки ребенка с нарушением зрения.
4. Коррекционные:
-развитие зрительного и слухового восприятия.
3. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач: наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
4. Адекватность выбора наглядного материала задачам занятия: в качестве наглядности используются ТСО, презентация, слайды.
5. Организация занятия.
Количество детей и их настрой: в занятии принимают участие 10 детей, дети активны, инициативны, заинтересованы.
Эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала: в качестве наглядного материала использована презентация, яркая и красочная.
Структура занятия. Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому. Прослеживается 3 этапа занятия: вводный, основной, заключительный. Заключительный этап предусматривал рефлексию.
Продолжительность занятия и его этапов: вводный этап длится 3 минуты, основной этап - 10 минут; заключительный этап – 2 минуты.
Соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу педагога. Вся работа на занятии была проведена фронтально. Соответствие фактического хода занятия запланированному. Отступления от конспекта, причины. Фактический ход занятия соответствовал плану занятия.
Особенности применения методических приемов педагогом. Педагог использовал словесные приемы, художественное слово, рассказ, объяснение, примеры из жизни, наглядные (слайды), практические (игры).
Реализация коррекционно-развивающих приемов обучения. Педагог активизировал компенсаторные функции детей: слуховую и речевую.
Использование разнообразных форм активности детей (зрительной, речевой, двигательной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Разнообразные формы активности использовались недостаточно. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса школьников к заданиям. Педагогу удалось поддержать положительный эмоциональный фон на занятии благодаря изначальной мотивации детей.
Использование различных видов вопросов. Наводящие, альтернативные, поисковые. Педагог использует наводящие вопросы: как вы думаете? Давайте подумаем и др. Форма подведения итогов занятия, оценка деятельности детей. Оценка деятельности детей не достаточна. Нет похвалы и ситуации успеха, итог занятия получился в виде вывода педагога. Рефлексия не выражена.
Проведение не менее 4 наблюдений за ребенком в разных видах деятельности в 1 и 2 половину дня (свободная деятельность, игровая деятельность, образовательная деятельность, режимные моменты).
Обследуемый ребёнок: Дарья А.
Течение беременности - по счету 1-я. Беременность протекала нормально. Роды е-е, на сроке 38 недель. Было кесарево сечение под наркозом . Вес 3100 кг, рост ребенка 50 см. Ребенок закричал сразу, из роддома выписали на 4-е сутки. Наследственных заболеваний нет. Основной диагноз – ЗПР, ОНР 2 уровня. Грудное вскармливание до 4-х месяцев, голову держит с 4 мес, сидит с 6 мес, ползает с 7 мес, ходит с поддержкой с 11 мес, ходит самостоятельно с 12 мес. Первые слова с 22-х мес. Ребенок с рождения воспитывается в полной семье. Взаимоотношения в семье хорошие. Социально – бытовые условия в норме. Воспитанием ребенка больше занимается мама. Детский сад ребёнок посещает с 3-х лет. Адаптация была долгая и сложная, длилась 7 месяцев.
На сегодняшний день посещает детский сад практически постоянно, болеет редко. Посещает занятия с логопедом. Даша доброжелательна по отношению к окружающим и к своим близким. К чужим людям относится настороженно. Санитарно-гигиеническими навыками владеет. Трудностей в поведении нет. Любимая игра – в посудку и в домики. Играет чаще с мамой. Любит рисовать кукол, цветы. При чтении литературы часто отвлекается. Отказывается говорить о персонажах и пересказывать прослушанное. Знает простые стихотворения и сказки. Любит выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, застилать постель и др. С взрослыми и сверстниками общается уважительно. Ребенок неконфликтен и практически всегда проявляет уступчивость. Редко бывает капризной и умеет подчиняться требованиям взрослых. Чаще играет одна. Познавательные и дидактические игры избегает. Поскольку не всегда понимает, чего от неё требуется выполнить. Игрушками пользуется в основном, по назначению. Внимание рассеянное, неустойчивое. Часто отвлекается и быстро утомляется.
Подготовка диагностического инструментария для изучения особенностей психического развития ребенка с ОВЗ (6 диагностических методик: по 2 методики на изучение мышления, памяти, внимания).
Мышление (1-я методика) «Невербальные аналогии» (Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие /И.Л. Гольдфельд, В.Н. Колесников, Л.К. Минакова).
Цель: изучение логического мышления, оценка уровня развития операций сравнения и обобщения.
Ход исследования: Ребенку говорят: «Подумай, что здесь должно быть нарисовано, и нарисуй». Возможно проведение теста с готовыми вариантами ответа, из которых ребенок выбирает правильный.
Оценка результатов: Определяется правильность выполнения и характер допущенных ошибок.
Стимульный материал:
Таблицы карточек из четырех частей. Три части заполнены изображениями геометрических фигур (рисунки предметов). Две верхние находятся в определенных отношениях сходства. В левой нижней части расположена фигура, а справа изображение отсутствует.
Методика 2: «Нелепицы» (Немов Р.С).
Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?»
Составление диагностического альбома. Список выбранных методик изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ (заверяется у учителя – дефектолога)
Речь. Методика «Назови слова». (Р.С. Немов)
Цель: определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка.
Процедура проведения: взрослый называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребёнок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребёнка продолжить перечисление.
Оценка результатов:
10 баллов – ребёнок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов – ребёнок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов – ребёнок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов – ребёнок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла – ребёнок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл – ребёнок за всё время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
баллов – средний
балла – низкий
0-2 балла – очень низкий.
Изучение коммуникативно – речевых умений (И.Д. Коненкова.)
Цель: диагностика общего речевого развития: выявление контактности, активности, общего звучания речи, общей осведомленности ребенка.
Процедура проведения:
1. Предварительная беседа для установления доверительных отношений с ребенком, выявление контактности, активности:
- Как тебя зовут?
- С кем ты дружишь в группе? Почему?
- В какую игру ты любишь играть в детском саду?
- О чем ты любишь разговаривать с ребятами в группе?
- А с воспитателем?
- Какие мультфильмы любишь смотреть?
- Кто тебе читает книжки?- Какая самая любимая твоя книжка?
2. Игровая ситуация. (выявление интереса к общению, умения вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность): «Представь себе, что я пришла к вам в группу. Как ты меня встретишь? Что ты мне скажешь? Сначала ты поздороваешься, узнаешь, как меня зовут, покажешь игрушки. Ты скажешь: ―Здравствуйте, проходите, пожалуйста (предлагается речевой образец)». «Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (Раздается стук. Зайчик спрашивает: Можно к вам в гости?)
3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умения задавать вопросы. Инструкция: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить».
Оценка:
5 баллов – ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернуты, он свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать вопросы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям.
4 балла – ребенок достаточно контактен, однако в общении участвуют по инициативе других, речь понимает в полном объеме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развернутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов.
3 балла – ребенок контактен, не всегда понимает речь в полном объеме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослыми, он часто перебивает собеседника, может соскальзывать на побочные темы, повторять одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, испытывает трудности при формулировании вопросов, чаще всего ограничивается вопросом «Что это?», требуется побуждение.
2 балла – ребенок контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение, так как ребенок малоактивен и малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Может наблюдаться избирательность общения, затрудняется сформулировать вопрос. Скован во время эксперимента.
Проведение психолого-педагогического обследования ребенка с ОВЗ. Оформление протоколов обследования (все бланки методик и работы ребенка прилагаются к протоколам).
-Качественный и количественный анализ результатов обследования. Составление заключения по результатам обследования.
Протокол обследования ребенка учителем-дефектологом
Ребёнок. Дарья А.
Дата обследования____
Возраст: 5,5 лет
Социальный статус____
Соматическое состояние_____
Психический статус: мышление конкретное, преобладает наглядно-образное мышление. Состояние речи частично соответствует возрасту, низкий фонетико-фонематический уровень, бедный активный и пассивный словарь. Испытывает затруднения в высказываниях, неосознанное понимание обращенной устной речи. Восприятие зрительное устойчивое. Память слуховая, механическая неустойчивая. Внимание фрагментарное, краткосрочное. Эмоционально-волевая сфера: эмоциональное состояние при общении с педагогом. Состояние работоспособности соответствует возрастным требованиям.
Сформированность целенаправленной деятельности: сформирована по возрасту.
Сформированность навыков самообслуживания: находятся в стадии формирования.
Общение со взрослыми: навыками культуры общения со взрослыми владеет, открыта для общения.
Осведомленность ребенка об окружающем мире имеет в объеме программы дошкольного образования.
Обучаемость: усвоение алгоритма деятельности без переноса на другие задания.
Уровни обучаемости: недостаточный уровень обучаемости. Ребенок понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи. На идентичные задания алгоритм действия не переносит, но выполняет задания достаточно успешно.
Использованные методики: «Невербальные аналогии», «Домик», «Чем отличаются картинки», «Заучивание десяти слов».
Выводы: сихическое развитие незначительно отстает. При обследовании у ребенка выявлены речевые нарушения. Степень этих
нарушений требует уточнения. Рекомендовано дообследование у невропатолога.
7. Разработка рекомендаций для педагога по дальнейшей работе с ребенком на основе анализа результатов диагностики и динамики развития ребенка в результате проведенной индивидуальной коррекционно-развивающей работы
На основе анализа результатов диагностики и динамики развития ребенка в результате проведенной индивидуальной коррекционно-развивающей работы необходимо продолжить разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для дошкольника. Индивидуализация образования сегодня предполагает переориентацию на неповторимую индивидуальность воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании:
-интеллектуального;
-эмоционально-волевого;
-деятельностного;
-нравственно-духовного.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается не на всех детей. Приоритет отдаётся детям, имеющим проблемы в развитии. ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и способностью к учению. Цель ИОМ ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии
с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. ИОМ составляется на последующие временные отрезки, поскольку невозможно определить весь путь развития ребенка сразу. Возможно, лишь задать направление. Сущность построения ИОМ состоит в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика показывает, что наиболее оптимальный период индивидуальной работы – это планирование на 1-3 месяца. Во введении ИОМ объясняется, для чего он составляется. Почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять. Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ. Необходима краткая
характеристика состояния его здоровья, в случае, если необходимы медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения. Необходимы диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг работы с дошкольниками. Это, прежде всего контроль, с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью.
Показать больше