Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Я, Полюхович Александра Сергеевна, студентка 4 курса проходила (проходил) учебную практику (ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования) в период С_____________ по ________________
Производственная практика по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования была организована на базе МБОУ СОШ №2 город Советский, ХМАО-Югра
Целью производственной практики «Первые дни ребенка в школе» является изучение особенностей учебно-воспитательного процесса на уроках в начальной школе.
Основная часть
Тема 1. Знакомство с базой практики
1. Организация индивидуальной педагогической деятельности.
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области педагогической работы с детским коллективом.
Задачи практики:
1. Изучить особенности работы с коллективом детей в начальной школе.
2. Приобрести опыт работы с детским коллективом.
3. Приобрести навыки педагогической работы.
2. Посещение и анализ базы практики, изучение и обобщение опыта работы образовательного учреждения.
Режим работы школы:
Школа работает по графику 6-ти дневной рабочей недели с одним выходным днем в воскресенье.
Для учащихся 1 классов устанавливается 5-ти дневная учебная неделя с двумя выходными днями в субботу и в воскресенье.
Директор школы: Котикова Людмила Федоровна
Заместитель директора по УВР: Дунаева Надежда Анатольевна, Федориненко Ирина Николаевна, Магжанова Ирина Владимировна, Фридрих Татьяна Анатольевна, Усманова Ирина Викторовна
Заместитель директора по воспитательной работе: Воронина Марина Валерьевна
3. Знакомство с учителем начальной школы, систематизация и обобщение опыта его деятельности.
Портрет учителя начальной школы.
ФИО: Маташкова Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов, классный руководитель 1 «Б» класса.
Образование: Высшее, Кировский Государственный Гуманитарный Институт, 1990 - 1994гг.
Повышение квалификации:
1. "ООО «Фоксфорд» по программе: «Эффективные инструменты использования ИКТ при реализации ФГОС ОО», 2021г.
2. ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» по программе «Воспитание и социализация учащихся в условиях ФГОС», 2021г.,
3. ООО «Инфоурок» по программе «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС», 2021г., "
Стаж работы: 28 лет
Квалификационная категория: высшая
Участие в конкурсах, олимпиадах:
• Всероссийский фестиваль педагогических идей «Первое сентября» - статья «Гуманитарные организации в современном мире») -2013г
• Городской проект «Наш стиль»
Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.
Учитель начальной школы проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки, организует работу с родителями обучающихся.
Циклограмма учителя начальных классов
Ежедневно учитель начальных классов осуществляет: контроль посещаемости, внешнего вида и сменной обуви, организацию дежурства по классу, работу с журналами, организацию питания обучающихся, индивидуальную работа с обучающимися.
Еженедельно учитель начальных классов осуществляет: проведение классных часов, проверку дневников обучающихся, контроль успеваемости, связь с учителями-предметниками, индивидуальные беседы с детьми, работу с родителями (по ситуации), работа с классным уголком, участие в педсоветах.
4. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, обобщение опыта работы образовательного учреждения.
Проведя анализ официального сайта ОУ, мною были сделаны следующие выводы:
Сведения о базе практики
Тема 2. Знакомство с режимом обучения в период адаптации первоклассников
5. Изучение и описание условий обучения первоклассников, особенностей предметно-развивающей среды в 1 классе начальной школы.
Предметно-развивающая играет большую роль в адаптации первоклассников. К предметно-развивающей среде выдвигается ряд требований, для обеспечения успешности обучения школьников. Результаты анализа предметно-развивающей среды представлены в приложении 2.
6. Знакомство с порядком приема детей в школу и комплектованием первых классов.
В рамках практики мною был проведен анализ сайта, а также проведена беседа с учителем начальной школы по вопросу порядка приема детей в школу и комплектованием первых классов.
Приём заявлений в 1 класс на 2022-2023 учебный год будет осуществляться:
• с 1.04.2022 года по 30.06.2022 года для граждан:
- проживающих на закрепленной за МБОУ СОШ №2 г.Советский территории;
- проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства с братьями и сестрами, обучающимися в МБОУ СОШ№2 г.Советский;
- имеющих право внеочередного или первоочередного приема в образовательную организацию.
• с 06.07.2022 года до 05.09.2022 года для граждан, не проживающих на закреплённой территории, при наличии свободных мест.
Возраст ребенка на 1 сентября 2022 года должен достичь не менее 6,5 лет, но не более восьми лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
Прием заявлений на обучение в 2023-23 уч.году по основным общеобразовательным программам начального общего образования будет осуществляться через портал ГОСУСЛУГИ
7. Анализ режима обучения в 1 классе в период адаптации.
В рамках практики мною изучены: расписание уроков, расписание звонков, список класса. Составлены: сетка рассаживания учащихся, список класса, заполнено расписание звонков и уроков. Информация представлена в приложении 1.
8. Изучение организационно-педагогической деятельности учителя начальных классов до начала учебного года и в первые недели учебного года по созданию предметно-развивающей среды.
В рамках прохождения практики мною были изучены следующие вопросы:
1. Особенности планирования работы. Обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня. Урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий
2. Обеспечение детей учебниками. Учащимся школ «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» (статья 35 Федерального закона об образовании).
3. Организация питания детей. Школа организует одноразовое питание (завтрак), для обучающихся, не относящихся к отдельной категории. Завтрак для учащихся, обучающихся в 1-ю смену, организуется во время 2-й или (и) 3-й перемен (после второго и третьего уроков).
4. Оборудование и оформление классной комнаты. Деление классной комнаты на зоны: учебную, игровую, информационную. В классе могут быть оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке». Большое значение в формировании самооценки имеют выставки работ учащихся: «Моя тетрадь», «Мастерица», «Наше творчество».
5. Подписывание тетрадей и прописей. Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем. Если слово тетрадь уже пропечатана, то второй раз ее писать уже не нужно. Бывает еще, что после школы пишут город такой-то, но его не все учителя указывают.
Образец подписи тетради:
6. Размещение детей в классе. Размещения учебных кабинетов и рекреационных помещений – для обучающихся 1-х классов их нужно размещать на 1-3 этажах отдельного здания или отдельного блока. Функциональные размеры мебели, должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), важен также и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см.
Систематизирован и дополнен индивидуальный методический фонд материалами, отражающими особенности организации работы в первые дни пребывания ребенка в школе:
1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - с. 92-100.
3. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. - 4-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2004. - 80 с.
4. Тимофеева Л.Л. Организация периода адаптации к школьному обучению // Начальная школа. - 2008. - № 6. - с. 79 - 84.
9. Разработка проекта сценария праздника 1 сентября в 1 классе на тему «Здравствуй, школа!» с использованием информационно-коммуникационных технологий, который можно было бы провести после торжественной общешкольной линейки.
В рамках практики мною разработан проект сценария праздника 1 сентября в 1 классе на тему «Здравствуй, школа!». Целью мероприятия являлось способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей и их родителей в первый день знакомства со школой. Праздник запланирован в формате игры с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках классного часа. Проект сценария представлен в приложении 12.
10. Изучение нормативных актов, определяющих особенности обучения первоклассников.
В рамках прохождения учебной практики мною были изучены документы, определяющих особенности обучения первоклассников.:
• Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• ФГОС начального общего образования;
• Примерная основная образовательная программа начального общего образования
• Локальные акты (устав школы, положение о рабочей программе педагогов, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, положение об организации питания).
11. Знакомство с оформлением школьной документации по 1 классу
16. Ознакомление с приемами организации деятельности учителя во внеучебное время.
До начала урока, учитель начальных классов встречает детей на входе в школу.
По окончании всех уроков учитель провожает класс в гардероб и присутствует при получении учениками одежды. Учитель контролирует соблюдение обучающимися данных правил.
Классный руководитель нач.классов организует минуты отдыха учащихся на переменах, дежурный по этажу учитель отвечает (в том числе) за безопасность учеников на перемене.
17. Ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения внеурочных воспитательных мероприятий в первые дни ребенка в школе.
Анализ воспитательного мероприятия в 1 классе «Путешествие в страну сказок» представлен в приложении 9.
18. Анализ эффективных методических приемов в обучении первоклассников.
19. Анализ особенностей педагогического общения в 1 классе.
Анализ особенностей педагогического общения в период адаптации первоклассников к школьному обучению представлен в приложении 10.
Перечень рекомендаций, способствующих повышению качества педагогического общения для педагога и родителей представлен в приложении 15.
Тема 4. Особенности организации и проведения диагностической работы учителя начальных классов в период адаптации первоклассников к школьному обучению
20. Изучение деятельности учителя начальных классов по диагностике и коррекции готовности детей к обучению в школе.
Список методик для оценки готовности ребенка к обучению в школе:
• Тест Керна-Йерасека
• Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака
• Методика "Запомни и расставь точки»
• Методика «Образец и правило»
• Методика «Последовательность событий»
• Методика «Найди звук»
• Методика Н.И. Гуткиной «Домик»
• Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков»
• Методика «Вежливость»
• Методика «Езда по дорожке»
• Методика «Графический диктант»
• Методика «Лабиринт»
• Методика «Объяснение сюжетных картин»
21. Подбор диагностических методик и проведение диагностики. Методики для диагностики (по одной на каждое из перечисленных направлений диагностики):
- социального развития первоклассников: рисуночная проективная методика «Мой класс»
- уровня речевой подготовки первоклассников: Тестовая методика диагностики устной речи Т.А Фотековой
- готовности ребенка к школьным занятия: Тест отношения к школе «Домики», «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
- самооценки: Методика «Лесенка»
- школьной мотивации: диагностика мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой
- уровня познавательной потребности первоклассника: Методика «Таинственное письмо»
Результаты диагностики представлены в приложении 6.
Анализ беседы об уровне готовности учащихся класса к обучению в представлены в приложении 11.
22. Составление психолого-педагогической характеристики первоклассника.
В рамках практики мною было проведено наблюдение за поведением ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению. Психолого-педагогическая характеристика первоклассника представлена в приложении 5.
23. Составление психолого-педагогической характеристики 1 класса.
Психолого-педагогическая характеристика первого класса представлена в приложении 7.
24. Исследование и анализ деятельности учителя по решению проблем адаптации первоклассников к школьному обучению.
В рамках беседы с учителем начальных классах я узнала о проблемах адаптации обучающихся и способа их предотвращения. Протокол беседы с учителем об организации адаптационного периода в классе представлен в приложении 4.
25. Подготовка и написание реферата по проблемам адаптации первоклассников к школьному обучению.
По результатам проведенной беседы я сделала выводы о своеобразии обучения первоклассников в первые дни учебного года. Систематизация материалов для выступления по теме: «Условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению» представлена в приложении 16.
Тема 5. Знакомство с особенностями работы с родителями первоклассников
26. Знакомство с особенностями проведения родительских собраний в 1 классе. Изучите режим проведения родительских собраний в 1 классе, варианты проведения родительского собрания в 1 классе, основные требования к проведению родительских собраний в адаптационный период.
Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и учреждения образования, это университет важной педагогической информации. Это общее дело всех работников учреждения.
Виды родительских собраний:
· организационные,
· собрания по плану психолого-педагогического просвещения,
· тематические,
· собрания-диспуты,
· итоговые (четвертные) и др.
Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека.
В программе предусмотрено проведение родительских собраний в начале учебного года, а также по окончанию каждой четверти, а также тематические беседы со специалистами школы (психологом, социальным педагогом, логопедом и.т.д) и индивидуальные консультации.
27. Посещение и анализ родительских собраний в 1 классе. Посетите одно из родительских собраний. Выполните его протокол и анализ в соответствии с Приложением 8. При изучении содержания и методики проведения родительского собрания с родителями первоклассников обратите внимание на рассматриваемые учителем начальных классов вопросы.
В рамках прохождения практики я посетила родительское собрание о теме: «Методы и приемы поддержки послушания у первоклассников». Целью родительского собрания являлось познакомить родителей с причинами и мотивами плохого поведения первоклассника в образовательном учреждении и дома. Протокол и анализ, посещенного родительского собрания представлен в приложении 8
28. Изучение сведений о семьях первоклассников. Изучите примерное содержание анкет для родителей (уточнение сведений о составе семьи, домашних условиях и возможностях воспитания и обучения детей, характере подготовки детей к школе и т.д.). Подберите или составьте анкеты для родителей по сбору необходимой информации на родительском собрании.
29. Подбор информации для проведения родительского собрания в 1 классе.
Изучив актуальные вопросы адаптации первоклассников к школьной жизни, мною разработан следующий перечень тем для проведения бесед с родителями.
В рамках практики мною была выбрана тема «Хочу все знать» для проведения беседы на родительском собрании. На мой взгляд, тема развития и поддержания познавательного интереса первоклассника является важной, особенно в период адаптации обучающихся. С целью подготовки материала к родительскому собранию, мною была изучена следующая литература:
1. Ковалев А. Г., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. -М.: Просвещение, 2014. - 120 с.
2. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. - М.: Просвещение, 2006. -382 с.
3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 2016. - 246 с.
Содержание беседы представлено в приложении 17.
30. Участие в проведении родительского собрания в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
По согласованию с учителем начальных классов мною был разработан сценарий родительского собрания по теме «Хочу все знать», целью которого являлось раскрыть значение познавательного интереса ребенка и важность отклика взрослых на него; обозначить способы и приемы развития познавательной активности ребенка. На мой взгляд, в первом классе особенно важно поддерживать познавательный интерес ребенка. Конспект и протокол проведенного родительского собрания представлен в приложении 17.
Вывод
В период практики я ознакомилась с базой практики, основной документацией, регламентирующей деятельность организации и классного руководителя начальных классов. Мною изучена методическая литература по вопросу деятельности классного руководителя. Выполнение заданий осуществлялось на основании анализа информации на официальном сайте ОУ.
На практике я организовывала собственную деятельность, определяла методы решения профессиональных задач, а также оценивала их эффективность и значимость. Осуществляла поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Практика помогла мне работать с большим объемом информации.
Показать больше