Фрагмент для ознакомления
2
Был сделан вывод о том, что первый структурный компонент, который условно был назван гедоническим, составляет основу всей мотивации, тогда как три остальные компонента являются целевыми составляющими. Первые два компонента в этой структуре выявляют направленность мотивации субъекта и ориентируются на сам процесс деятельности, её процесс и конечный результат. Их определили как внутренние компоненты. Третий и четвертый аспекты фиксируют внешние факторы воздействия. Они могут быть как отрицательными, так и положительными по отношению к деятельности, которая определяются как награда или избегание наказания. Согласно Дж. Аткинсону, они так же являются составляющими мотивации достижения. Такое структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось достаточно продуктивным для анализа учебной мотивации школьников. Чаще всего интерпретация мотивации и ее структурная организация описывается в терминах основных потребностей человека. Об этом писали X. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др. Все учителя стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились. Это происходит лишь в том случае, если дети с интересом и желанием занимаются на уроках и дома. К сожалению, часто случается так, что уже в младшей школе у детей нет желания учиться. Это может говорить о том, что мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях и нет интереса к учению.
Повышение уровня учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Необходимо заметить, что плохая успеваемость младших школьников достаточно серьезная и распространенная проблема. При этом дети, которых можно отнести к неуспевающим могут сильно отличаться друг от друга. Некоторые дети просто сидят наклонившись над партой, в надежде на то, что их не спросят. Иные дети, в силу своих индивидуальных особенностей просто не выдерживают темпа учебного занятия и начинают отвлекаться от учебного процесса. Кто-то из детей боится отвечать перед всеми. Поскольку не всегда понимает, о чём шла речь и др. Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти дети страдают от одной и той же проблемы. Этой проблемой является плохая успеваемость в школе, которая в свою очередь, является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем. Любые действия субъекта начинаются и продолжаются благодаря мотивации. У учеников, которым не хватает мотивации – нет тех целей, которые бы заставили их хорошо учиться.
Мотивация учебной деятельности является необходимой составляющей эффективного осуществления учебного процесса. Негативное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости школьников. От мотивации у человека зависит очень многое, в том числе и поведение человека. Именно мотивация является главной составляющей успешного образовательного процесса у каждого субъекта. Безразличное, или даже негативное отношение к учению может стать причиной неуспеваемости младшего школьника. Важная задача педагога определять, т.е. диагностировать мотивацию учения каждого ребёнка. Внеурочная деятельность даёт педагогам для этого большие возможности. В условиях требования ФГОС НОО под внеурочной деятельностью понимают образовательную деятельность, отличную от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-
воспитательного процесса. Именно внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности младших школьников, за исключением учебной урочной деятельности. образовательная среда помимо обучения занимается воспитанием и социализацией ребёнка и именно внеурочная деятельность наиболее оптимальна для подобного рода целей. Внеурочная деятельность так же, как и урочная регламентирована требованиям ФГОС НОО. Это максимальная активность детей. проявляемая вне уроков. Поскольку во внеурочной деятельности ребёнок имеет большее количество степеней свободы. Нежели в регламентированной урочной деятельности, где всё расписано по минутам урока, и должно быть подчинено содержанию учебной программы. Согласно требованиям ФГОС НОО, современная образовательная среда формирует сегодня не только учебные навыки, а универсальные учебные действия. специалистами отмечено, что именно внеурочная деятельность способствует формированию УУД в наибольшей степени. При этом, внеурочная деятельность – это часть общего образования, которая нацелена на помощь ребёнку в освоении новых видов учебной
деятельности. Вне всякого сомнения, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства школы и дополнительного образования детей. Это создаёт дополнительные условия для развития младших школьников и обеспечивает детям сопровождение и поддержку на этапе учебно - воспитательного процесса, отличного от урока.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО
понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно – урочной. При этом внеурочная деятельность также направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, что позволяет постигать духовно-нравственные ценности и культурные традиции. Задачами внеурочной деятельности являются:
-обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
-улучшение условий для развития ребенка;
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе необходимо организовывать в соответствии с основными направлениями развития личности младшего школьника. Это позволит увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить межпредметные связи и развитие надпредметных умений и навыков. В современной образовательной среде внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть процесса образования. Дети во внеурочной деятельности имеют возможность проявлять более активную жизненную позицию, поскольку выбирают её исходя из своих возможностей и потребностей. В данном случае можно говорить о том, что внеурочная деятельность гармонично обеспечивает развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Показать больше