Фрагмент для ознакомления
2
2. Типология методов и приемов индивидуализации обучения английскому языку
Актуальность темы вызывает достаточно большое количество трактовок понятия «индивидуализация». Обращаясь к определению индивидуализации И.Э. Унт, получим довольно краткую версию интерпретации концепции индивидуализации образования: индивидуализация обучения – это:
1) организация учебного процесса, при которой выбор методов обучения, методик, темпов обучения определяется индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационные управленческие мероприятия, предусматривающие индивидуальный подход [24].
Г.К. Селевко в своей монографии «Современные образовательные технологии» определяет «индивидуализацию» как «организацию учебного процесса, в котором выбор способов, приемов, методов обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся» [21, с.58]
A.A. Кирсанов, например, рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему учебно-дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным способностям классного коллектива, отдельных учащихся и групп учащихся, позволяющую обеспечить учебную деятельность учащегося на уровне его потенциальных способностей с учетом целей обучения» [12, с.203].
Основываясь на этих определениях, можно сказать, что индивид относится к определенному качественному состоянию социального развития. Таким образом, личные качества входят в личность человека как наиболее важный компонент и составляют эту сущность.
Под индивидуализацией обучения иноязычной речевой деятельности понимается, с позиции Т.Д. Кобзевой, «... такая деятельность, которая связывает методы обучения с личными, субъективными и индивидуальными особенностями каждого учащегося» [цит. 17, стр.5].
Помимо понятия «индивидуализация», в педагогической науке часто оперируют понятием «дифференциация». Существует три точки зрения на взаимодействие этих процессов.
- во-первых, существует точка зрения, согласно которой понятия «индивидуализации» и «дифференциации» обучения являются синонимами. Например, говоря об учебно-воспитательном процессе, который характеризуется учетом типичных индивидуальных различий учащихся, Н.М. Шахмаев интерпретирует термин дифференциация следующим образом: «... такая организация учебного процесса, при которой учет индивидуальных особенностей учащихся осуществляется в условиях работы учителей в обычных классах. На самом деле это не что иное, как индивидуализация образования» [26, с.139].
В общем, Н.M. Шахмаев разделяет позицию С. E. Покровской, последняя определяет дифференциацию следующим образом: «организация и выбор особых условий для обучения учащихся с целью эффективного развития их индивидуальных и личностных качеств» [16, с.123].
Обобщив, получим, что дифференциация обучения - это условие индивидуализации всего педагогического процесса. Индивидуализация и дифференциация в целом предполагают различные способы реализации индивидуального подхода как дидактического принципа. И, если индивидуальное обучение имеет значение для отдельного учащегося, то дифференцированное обучение разработано в соответствии с общими, типичными характеристиками конкретной группы [3].
И.Э. Унт интерпретирует определение дифференциации следующим образом: «дифференциация заключается в учете индивидуальных характеристик учащихся таким образом, чтобы учащиеся были сгруппированы на основе каких-либо характеристик для индивидуального обучения; в этом случае обычно обучение происходит по нескольким различным учебным программам» [24, с.57].
Той же точки зрения придерживается и Е.С. Рабунский. По его словам, «дифференциация образования заключается в разделении учебных программ и программ в классах старших классов, которые выполняются на факультативах, в частных школах и в классах» [20, с. 179].
Таким образом, мнение о том, что дифференциация и индивидуализация не являются понятиями идентичности, довольно распространено. В этом случае дифференциация считается ведущим видом индивидуализации [17]. В настоящее время дифференцированное обучение выступает в качестве эффективного средства организации учебно-воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями (одаренные учащиеся, учащиеся, отстающие в обучении, и другие).
Что касается третьего подхода к взаимодействию дифференциации и индивидуализации, то, по его мнению, дифференциация является ключевой - это общее понятие, а индивидуализация, в свою очередь, представлена видовым образом [6].
Исходя из этого, Э.С. Рабунский продолжает по этому поводу «... образовательный процесс, характеризующийся учетом типичных индивидуальных различий учащихся, часто называют дифференциацией, а обучение в этом процессе называется дифференцированным обучением» [20].
Сравнивая процессы индивидуализации и дифференциации, мы обнаружили, что как в практике дифференциации, так и в процессе индивидуализации процесс обучения напрямую фокусируется на личности, когнитивных и психологических характеристиках каждого учащегося. И их главное отличие состоит в том, что при индивидуализированном подходе педагогические действия ориентированы на конкретного ученика, а при дифференцированном - на группы учеников, сформированные по любому признаку.
Исходя их этого, можно сделать вывод, что индивидуализация обучения является неотъемлемой частью процесса обучения и направлена на каждого обучающегося. Главной целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.
Т.Е. Крыжановская описывает последовательность действий, которые необходимо выполнять в индивидуализации обучения:
1) Учитель анализирует психологические и личностные характеристики учащихся с помощью таких методов, как тестирование, опрос, наблюдение. Следует учитывать такие особенности, как темперамент, мотивы, ценности, мировоззрение и т. д.
2) учитель условно делит учеников на несколько групп по определенным признакам – слабые, средние и сильные;
3) Учитель проводит урок в соответствии с критериями, выбранными для различения слушателей;
4) Учитель не должен показывать, что некоторые ученики умны, а другие глупы. Школьникам следует показать, что для того, чтобы перейти на более высокий уровень, они должны изначально выполнять более простые задачи и, при желании, более сложные задачи. При этом разделение учащихся на группы носит условный характер [11].
Приходим к выводу, что при индивидуальном подходе необходимо учитывать различные личностные особенности учащихся и на их основе выстраивать правильный учебный процесс. Для этого можно использовать адаптивные, корректирующие упражнения. Школьники должны быть условно разделены на группы.
3. Изучение индивидуализированных упражнений формирования иноязычных компетенций у младших школьников
Современный образовательный процесс рассчитан на среднестатистического школьника и закреплен государственным образовательным стандартом. Индивидуальное время, затрачиваемое учащимися на изучение этого объема знаний, не совпадает со средним показателем, указанным в официальной учебной программе [4]. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения.
В соответствии с ФГОС НОО под индивидуальным обучением понимается форма, модель организации учебного процесса:
1) учитель взаимодействует только с одним учеником;
2) ученик может учиться только с помощью инструментов обучения (книг, компьютеров и т. д.);
3) два ученика взаимодействуют друг с другом без прямого участия учителя (взаимное обучение) [25].
Основным преимуществом индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темп учебной деятельности ребенка к его особенностям.
Индивидуальное обучение в такой «чистой» форме используется в массовой школе очень ограниченно (для работы с девиантными детьми) [15].
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее важными примерами технологий индивидуального обучения являются те, которые организационно связаны с наличием класса и школы:
― метод проектирования [9];
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.10.2022).
2. Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразова. Учреждений / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – 5-е изд., перераб., и доп. – М. : Express Published : Просвещение, 2011. – 152 с.
3. Ариян, М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых / М. А. Ариян. – Брест : 2007. - Иностранные языки в школе.
4. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2001. – №4. – С. 5-8.
5. Бухбиндер, В.А. Основные типы уроков иностранного языка и их дидактико-методические модели // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/сост. Леонтьев А.А. – М.: «Русский язык», 1991. - С. 137 – 139.
6. Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению// Иностранные языки в школе.- 1999, №1.- С. 5-11.
7. Вятютнев, М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе / М.Н. Вятятнев //Иностранный язык в школе. - 1990. - № 6. – с. 49.
8. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.,пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. Ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
9. Давлетишна А.А. изучение индивидуальных особенностей младших школьников// Начальная школа.- 1993, №5.- С. 10-12.
10. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка / Л.И. Егорова // Английский язык в школе. - 2006. - № 6. - С. 3 – 5.
11. Индивидуализация в обучении иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: Интерлингва, 2002. - 40 с.
12. Кирсанов, А. А. Ученые записки казанского государственного педагогического института / А.А. Кирсанов // Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников. – 1980.
13. Леонтьев, А.Н. Умственное развитие ребенка / А.Н. Леонтьев. – М., 1950.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014. № 1598 (зарегистрировано в Минюсте России от 03.02.2015 № 35847) file:///C:/Users/aser/Downloads/fgos_ru_ovz_nach.pdf.pdf (дата обращения 29.10.2022).
15. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А.Онищук. – М.: Просвещение, 1999. – С.184.
16. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1998. - 23 с.
17. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11.
18. Полат, Е.С. Разноуровневое обучение / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №6. – С. 6
19. Покровская, С. Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах: пособие для учителей и руководителей школ, практических школьных психологов / С.Е. Покровская. – Мн.: Бел. наука, 2002.
20. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. - М: Педагогика, 1975.
21. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
22. Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении // Начальная школа.- 1996, №11.- С. 54-58.
23. УМК «Звёздный английский» для 2 класса / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
24. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М. : Педагогика, 1990.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. — 2010. — № 3.
26. Шахмаев, Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. Методические рекомендации / Н.М. Шахмаев. - М. : 1989.
27. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Щукин. - М. : Филоматис, 2006.