Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования
Сегодня система образования – это сплошная головная боль, как для государства, так и для местного самоуправлении. Дело в том, что оно с одной стороны законтролированно из Москвы, но также его контролируют местные власти. При этом ни первые, ни вторые не видят очевидных проблем системы.
Объект исследования управление образовательным учреждением
Предмет исследования особенности управления системой дошкольного образования
Цель работы в рамках учебной практики: изучить особенности управления ОУ на примере города Красноярска
Для достижения поставленной цели определено пять задач:
1) дать характеристику системы дошкольного образования в Российской Федерации;
2) изучить полномочия федеральных государственных органов власти в системы дошкольного образования;
3) изучить полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации в системы дошкольного образования на примере Красноярска;
4) изучить полномочия органов местного самоуправления в данной сфере на примере Красноярска;
5) выявить направления (и результаты) деятельности МБДОУ № 187 в данной сфере.
1 АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Общая характеристика системы дошкольного образования в России
Современное дошкольное образование является первой государственной формой, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательная работа с детьми. Социокультурное значение дошкольного образования определяется возрастными особенностями.
Таким образом, возраст от трех до семи лет является наиболее сенситивным периодом, характеризующимся особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и фундамент успешного развития, заложенный в дошкольном возрасте, создают основу для будущего разностороннего развития ребенка. В этом смысл дошкольного образования.
Правовое регулирование дочерних обществ в Российской Федерации.
В России дошкольное образование регулируется Федеральным законом «Об образовании», вступившим в силу в 2013 г. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также социокультурные и общественные результаты.
Штаты, ожидаемые от программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является руководством для специалистов дошкольного образования, работников системы ДО, семей и населения.
Основные задачи дошкольного образования.
Основные задачи Образовательного стандарта ФГДС определяют:
Охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимая коррекция недостатков физического или умственного развития.
Сохранение и поддержка индивидуальности учащегося, развитие индивидуальных качеств личности, творческого потенциала каждого ребенка.
Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических и интеллектуальных качеств учащихся, ответственности, самостоятельности и инициативы.
Формирование предпосылок будущей успешной образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях системы образования. Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ, методов и форм обучения дошкольного образования, с учетом возрастных особенностей обучающихся, потребностей и способностей детей.
Обеспечить возможности для развития каждого ребенка дошкольного возраста на протяжении всего детства независимо от пола, национальности, языка, места жительства, социального положения и других особенностей (в том числе физических недостатков).
Гарантировать межведомственное взаимодействие, а также взаимодействие общественных и педагогических объединений.
Взаимодействие с семьями обучающихся по обеспечению развития ребенка дошкольного возраста, оказание необходимой помощи родителям ребенка дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения.
Система дошкольного образования в Российской Федерации.
Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, уход и реабилитация детей от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образование осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (образовательных учреждениях для детей), но это не единственные составляющие системы. Имеются также городские и областные управления дошкольного образования.
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 45 тысяч дошкольных образовательных учреждений. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения.
Современное государственное и частное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. В первую очередь система обеспечивает целостный характер образовательного процесса, его формирующий и развивающий характер. Это означает, что дошкольное образовательное учреждение оказывает всестороннюю медико-психолого-педагогическую поддержку ребенку.
Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальных, нравственно-нравственных, физических, творческих, эстетических и личностных качеств. Целостность системы обеспечивается также преемственностью уровней дошкольного и начального образования.
Во-вторых, в учреждениях дошкольного образовательного учреждения обеспечивается комфортная эмоциональная среда и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять независимость в соответствии со своими наклонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации государственной политики.
Ожидается, что введение Федерального государственного образовательного стандарта значительно улучшит образовательное пространство в Российской Федерации.
Общая политика государства призвана обеспечить:
Качество учебного процесса. В результате реализации ФГОС предполагается создать систему, гарантирующую положительные условия для получения качественного образования на всех уровнях (дошкольном, начальном, средне-подготовительном, дополнительном, специальном, высшем и др.).
Также планируется индивидуализировать образовательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, чтобы российское образование было конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
Доступность образования. Государственное и бесплатное дошкольное, а также основное образование предоставляется всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социального положения, вероисповедания, убеждений, языка и других факторов. Граждане Российской Федерации могут получить специальное высшее и среднее образование бесплатно на конкурсной основе.
Достойная зарплата учителей. Необходимо достичь уровня оплаты труда, обеспечивающего конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
Пенсионное обеспечение. В перспективе работникам образования должна быть гарантирована не только достойная заработная плата, но и адекватный уровень пенсионного обеспечения. Уже сегодня работники со стажем работы более 25 лет имеют право на надбавку за выслугу лет при продолжении преподавательской деятельности вместо пенсии по выслуге лет.
Социальное обеспечение учащихся, студентов и аспирантов. В рамках настоящего пункта детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется охрана жизни, обеспечение сохранения здоровья, физическое воспитание. Студенты получают конкретную материальную помощь (стипендии, субсидии), трудовую помощь.
Финансирование системы образования. Бюджет на образование должен увеличиваться более быстрыми темпами, чем в других государственных секторах, и средства должны расходоваться более эффективно. Между отдельными дошкольными образовательными учреждениями материальное обеспечение должно эффективно распределяться территориальными управлениями дошкольного образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Братановский С.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования. Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. 198 c.
2. В Минпросвещения России подвели промежуточные итоги проекта по передаче школ с муниципального на региональный уровень. URL: https://edu.gov.ru/press/630/v-minprosvescheniya-rossii-podveli-promezhutochnye-itogi-proekta-po-peredache-shkol-s-municipalnogo-na-regionalnyy-uroven/ (дата обращения 24.10.2022).
3. Захарова И. В. Территориальная система образования: административно-маркетинговое управление. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 162 с.
4. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21-29.
5. Майоров А. Проблемы и риски концентрации властных полномочий в системе управления образованием // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В. Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 107-113.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части регулирования деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального, высшего образования в области искусств). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1070291-7 (дата обращения 23.10.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 (ред. от 28.12.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300363/ (дата обращения 22.03.2021).
8. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 (ред. от 28.12.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_303875/ (дата обращения 24.10.2022).
9. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 (ред. от 28.12.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303876/ (дата обращения 22.10.2022).
10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09.12.2016 № 2079 «Об утверждении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»». URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0% B0%D0%B7%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B 5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0%20 %D0%A4%D0%98%D0%9E%D0%9A%D0%9E%2009.12.2016.pdf (дата обращения 22.10.2022).
11. Проект Модельного закона субъекта Российской Федерации «Об образовании в субъекте Российской Федерации». URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/24063/ (дата обращения 23.10.2022).
12. Путило Н., Волкова Н., Еремина О. Принцип многоуровневого управления системой образования: опыт реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В. Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 89-106.
13. Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2018 № 1293-р (ред. от 27.02.2021) «Об утверждении перечней организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Рособрнадзору и признании утратившими силу актов Правительство РФ». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_301612/ (дата обращения 22.10.2022).
14. Сидорова И. Риски смещения полномочий в образовании с муниципального на государственный уровень // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С.В.Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 122-129.
15. Смирнова Т. А. Совершенствование системы государственного управления образованием. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. 180 c.
16. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297953/ (дата обращения 25.10.2022).
17. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С.В.Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 336 с.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.10.2022).
19. Янкевич С., Княгинина Н. Многоуровневое управление образованием в России: проблемы распределения полномочий // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В.Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 114-121.
20. Ярославцева Н.В., Инютина А. И. Вариативность как ресурс образовательных программ // Вариативность образовательных программ как необходимое условие реализации ФГОС: модель и технология, примеры реализации (эффективные практики). Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2019. С. 4-7.