Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Описание вида образовательной организации, контингента учащихся, коллектива специалистов
Место проведения практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида №172"
Руководитель учреждения: Николаенко Фатима Михайловна
ФИО педагога, под руководством которого проходит практика:
Шекель Анна Михайловна
Описание учреждения: Детский сад комбинированного вида
- количество групп, описание контингента данных групп: всего 31 группа: для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) - 3 группы; для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) - 2 группы; для детей дошкольного возраста - 21 группа; для детей с общим недоразвитием речи - 5 групп.
Программы, выбранные образовательным дошкольным учреждением: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
1.2. Программно-методическое обеспечение, планирование деятельности
учителя-логопеда в образовательной организации
1.3. Анализ логопедического занятия по коррекции тяжелых нарушений речи (дизартрии, ринолалии, афазии (в зависимости от контингента в ОУ) у детей, обучающихся в образовательной организации
Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цели занятия.
• Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
• Систематизировать представления ребёнка о признаках осени.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух.
• Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, образовывать однокоренные слова.
Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.
Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами.
Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекал внимание ребенка к ошибке, не торопилась исправить сама, а подводила его к правильному ответу.
Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.
Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребенка (предметные картинки, дидактические игры).
В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребенка, что помогало осуществить индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.
На занятии было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).
Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.
В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.
Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным, ему нравился сам процесс, он старался дать правильный ответ.
Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.
1.4. Анализ фронтального и индивидуального занятия учителя логопеда, работающего с детьми с НОДА, интеллектуальными нарушениями и РАС (в зависимости от контингента в ОУ)
Тема занятия: Цвета радуги
Цель занятия: Закрепить умения зрительного обследования и умения анализировать
Задачи занятия: Закрепить семь цветов радуги, их последовательность; закрепить пространственную ориентировку с помощью предлогов за, над, перед, под, сзади и между
Анализ цели и задач занятия: цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Тема занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия.
Анализ структуры и организации занятия: логопедическое занятие выстроено логически и последовательно, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой.
Анализ приемов и методов работы на каждом этапе занятия: в структуре занятия четко прослеживались четыре части – организационная, вводная, основная и заключительная. Организационный момент направлен на создание рабочего настроя у детей, включения их в работу. В вводной части была провозглашена тема занятия, а также созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста детей (беседа о цветах; просмотр видеоролика). Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные на занятии, была достигнута.
Оценка коррекционной направленности занятия: речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме. На занятии оптимально сочетались коллективный характер обучения с индивидуальным подходом к детям. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание детей, заставляя их мыслить, сравнивать, помогая при этом наводящими вопросами; создает интересные игровые ситуации. Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей (предметные картинки, камешки). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). В ходе занятия логопед особенно следил за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправлял. На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности детей, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.
Анализ работы и поведения детей на занятии: на протяжении всего занятия дети были активными, у них поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия; с удовольствием выполняли все задания логопеда. На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Тон и речь логопеда были очень доброжелательны, что располагало к общению и способствовало продуктивной совместной работе.
Результаты занятия: по итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.
Применение авторских разработок на занятии: показ видеоролика
Недостатки занятия: не выявлены.
1.5. Анализ занятия педагога-психолога работающего с детьми с различными нарушениями (ТНР, РАС, интеллектуальными нарушениями, НОДА (в зависимости от контингента в ОУ)
МАДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 172» является общеразвивающим и компенсирующим детским садом и, исходя из этого, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.
Эта сфера деятельности педагога-психолога в ДОУ является наиболее сложной и ответственной. Это включает в себя довольно широкий спектр способов работы:
― Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личной и когнитивной сферах);
― Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личной и когнитивной сферах);
- Тренинги с преподавателями и специалистами ДОУ;
― Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- Консультации, тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
Во время практики я посещал занятия учителя-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Направление занятия - коррекционно-развивающее;
Группа, с которой проводилось занятие – старшая группа. Дети 5-6 лет с ОНР I, II уровня, дислалия.
Тема – «В гости в Лесную школу».
Форма организации – групповая, парная, индивидуальная.
Тип занятия – комплексное;
Вид занятия – занятие – путешествие;
Время реализации – 20 минут;
Количество детей – 8;
На уроке была представлена презентация сказки «Как Колдунья Жадность посетила Лесную школу».
Цель: сформировать правильное отношение к качествам школьной образовательной среды.
Проблемы:
Образование: закрепить знания детей о «школе», «школьных принадлежностях», продолжать знакомить детей с качествами школьной образовательной среды.
Корректор: развивать зрительную память, внимание, мышление, развивать мелкие мышцы рук, развивать эмоциональную и коммуникативную сферы, формировать правильное отношение к особенностям школьной среды, формировать чувство уверенности, повышать самооценку и способность к самоконтролю.
Воспитательный: обучать детей умению слушать и слышать других, воспитывать культуру поведения, сотрудничества, учитывать и уважать интересы других, находить общие решения, воспитывать в детях желание и умение вызывать добрые чувства друг к другу.
При планировании занятия учитывала возрастные, индивидуальные и психофизиологические особенности детей 6-7 лет, а также требования СанПиНов:
- Прямая непрерывная работа с интерактивным дисплеем не превышает 3 минут;
- урок психомышечной гимнастики проводился в течение 20 минут;
- Лазерные указатели предварительно проинструктированы перед использованием.
В начале занятий в качестве организационного момента педагог использовал ритуал приветствия воздушным шариком «Давай познакомимся», который создал у детей позитивный эмоциональный настрой.
Чтобы заинтересовать урок, был предложен неожиданный момент - видеосвязь с учителем Ежиком, который приглашает детей посетить Лесную школу.
Организационно-мотивационный этап урока был направлен на создание позитивной эмоциональной обстановки и настроения, переключение внимания учащихся на предстоящие занятия и стимулирование интереса к ним.
Основной этап был посвящен основным задачам разработки и корректирующей деятельности. Все цели, которые поставил педагог во время игр и упражнений, которыея выполнял в этой части урока, были достигнуты.
На этом этапе основной технологией была сказкотерапия. Дети поступают в Лесную школу и знакомятся со сказкой «Как Колдунья Жадность посетила Лесную школу». Этот корректирующий метод позволил сформировать у детей правильное отношение к качествам школьной среды. Это было очевидно в выражениях детей после лекции, которую слушал учитель.
Затем для активации мыслительных процессов, снятия телесного и эмоционального напряжения использовалась психомышечная гимнастика «Солнечный луч».
Игра «Победитель жадности» с элементами песочной терапии использовалась для развития мускулатуры рук, творческого самовыражения и развития эмоциональной сферы.
Для развития психических процессов (таких как мышление, внимание) детям были предложены упражнения «Зачарованный лес», «Четвертый лишний» на интерактивной доске.
В качестве продуктивной деятельности детям было дано коллективное задание под названием «Портрет учителя-ежика», в котором дети нарисовали предложенный портрет цветной пеной. Это упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук, развитие творческого воображения, развитие тактильных ощущений. Ребята хорошо справились с заданием.
На этапе размышлений дети делились своими впечатлениями о классе и »На светофоре эмоций" отмечали свое настроение и оценивали результаты работы в классе.
В заключительной части занятия учитель поблагодарил детей за активность в классе и поблагодарил их за то, что они подарили детям шариковые ручки со световым эффектом и смайликом.
Таким образом, на занятии использованы следующие методы и технологии:
- Игровые,
- Здоровьесберегающие,
- Информационно-коммуникативные,
- Сказкотерапия,
- Песочная терапия,
- Элементы арт-терапии,
- Метод формирования элементарных навыков самооценки. Помог детям самостоятельно и адекватно оценить свою деятельность и успешность на занятии.
Я считаю, что содержание урока учителя-психолога, применяемые методы и приемы, технологии, формы организации и чередование различных видов деятельности позволили обеспечить активность, обеспечить высокую продуктивность, сохранить интерес и интерес детей к деятельности, сохранить позитивный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, способствовало повышению ее эффективности и успешному решению поставленных задач.
Трудностей во время проводимого урока не выявлено из-за соответствия поставленных задач возрасту детей и их индивидуальным психофизиологическим особенностям.
Показать больше