Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью прохождения учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования является приобретение практического опыта в:
- анализе учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы (в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования), разработке предложений по его совершенствованию;
- определении цели и задач, планировании и проведении уроков по всем учебным предметам начальной школы (в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования);
- проведении диагностики и оценке учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- наблюдении, анализе и самоанализе уроков, обсуждении отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработке предложений по их совершенствованию и коррекции;
- анализе учебно-методических комплектов, разработке учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования (компенсирующего и коррекционно-развивающего образования), примерных программ начального общего образования (компенсирующего и коррекционно-развивающего начального общего образования) и с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участии в создание предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучении и анализе педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовке презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформлении портфолио педагогических достижений;
- презентаций педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участии в исследовательской и проектной деятельности;
- ведении учебной документации.
Учебная практика проходила на базе организации – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тресоруковская средняя общеобразовательная школа». Сокращенное наименование образовательного учреждения МКОУ «Тресоруковская СОШ».
Руководитель учебной практики от организации Быкова Светлана Ивановна.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Задание 1. Общие сведения (местонахождение школы и материальная база; количественный и качественный состав учащихся; количество классов; сколько лет школе; какие традиции и достижения имеет школа в различных областях деятельности; шефские связи; проблемы и перспективы школы).
Место проведения практики. Полное наименование организации – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тресоруковская средняя общеобразовательная школа». Сокращенное наименование образовательного учреждения – МКОУ «Тресоруковская СОШ».
На педагогической карте России данная образовательная организация появилась – 11 августа 1995 г. Школа расположена по адресу –397 942 Воронежская область, Лискинский район, село Тресоруково, улица Набережная, д. 30.
В таблице 1 представлены данные о количестве учеников в школе.
Таблица 1. Данные о количестве учеников в школе
№ п/п Направление подготовки Уровень образования Численность обучающихся за счет (количество человек): Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов средств физических и (или) юридических лиц
1 Ученик Начальное общее 39 0 0 0 0
2 Ученик Основное общее 50 0 0 0 0
3 Ученик Среднее общее 3 0 0 0 0
4 Итого 92 0 0 0 0
Из таблицы 1 видно, что в МКОУ «Тресоруковская СОШ» проходят обучение 92 человека. Из них 39 человек в начальной школе. Еще 50 человек находятся в средних классах. Три ученика завершают свое обучение в старшей школе или в старшей школе.
В таблице 2 представлены данные об оборудовании учебных кабинетов техникой, специальной литературой и наглядным материалом.
Таблица 2. Данные о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
кабинет математики Компьютер
Проектор
Принтер
Дидактические материалы
Таблицы
кабинет биологии Компьютер
Проектор
Принтер
Дидактические материалы
Таблицы
кабинет географии Компьютер
Проектор
Дидактические материалы
Таблицы и географические карты
Глобус
кабинет истории Компьютер
Проектор
Принтер
Дидактические материалы
Таблицы и карты по истории
кабинет русского языка и литературы Компьютер
Проектор
Принтер
Дидактические материалы
Таблицы
Кабинет физики Оборудование для практических работ
Компьютер
Проектор
Дидактические материалы
Таблицы
кабинет химии Компьютер
Проектор
Принтер
Дидактические материалы
Таблиц
Окончание таблицы 2
Кабинеты нач классов-4 кабинета Компьютер
Проектор
Принтер
Дидактические материалы
Таблицы
Кабинет информатики (центр «Точка роста», далее ЦТР) Ноутбуки-трансформеры-12
Интерактивная панель
МФУ
Дидактические материалы
4 квадрокоптера
3d принтер
VR шлем
Кабинет технологии/ОБЖ 3d ручки - 5 штук
Принтер
Компьютер
Проектор
Тренажеры-манекены по ОБЖ
Наборы Лего "Технология и физика" – 3
Дрель-шуроповерт-2
Лобзики-5
Клеевый пистолет
Зона коворкинга ЦТР Шахматные наборы-3 штуки
Из таблицы 2 видно, что в МКОУ «Тресоруковская СОШ» современным педагогическим инструментарием оборудованы все учебные кабинеты. Особенно важно отметить, что современное компьютерное оборудование установлено, как в учебных кабинетах для начальной школы, так и в учебных кабинетах для средней и старшей школы. МКОУ «Тресоруковская СОШ» по праву гордиться своим кабинетом информатики. Здесь в распоряжении учеников имеется несколько комплектов квадрокоптеров, а также 3d принтер и VR шлем.
Кроме этого нужно отметить, что оборудование МКОУ «Тресоруковская СОШ» позволяет проводить занятия с демонстрацией электронных презентаций при помощи больших проекторов. Наличие в школе мощных компьютеров позволяет педагогам демонстрировать ученикам не только учебные материалы, но и ролики и др.
В таблице 3 собраны данные о возможностях МКОУ «Тресоруковская СОШ» обеспечить учеников литературой, помещением для занятия спортом и собственной столовой.
Таблица 3. Данные о наличии в школе библиотеки, объектов спорта, об условиях питания обучающихся
Вид помещения Площадь, м2 Количество мест
Библиотека 16 20
Спортивный зал 160 20
Столовая 160 90
Анализ данных в таблице 3 показывает, что в МКОУ «Тресоруковская СОШ» созданы условия позволяющие, накормить учеников в одну смену. Школьная библиотека позволяет обслуживать учеников в несколько этапов. Максимально библиотека может обслуживать до 20 человек в один заход. Следовательно, в течение учебной пятидневной недели библиотека способна обеспечить всех учеников школы необходимой учебной литературой или выдать дополнительную литературу по заданию педагогов.
Спортивный зал школы рассчитан на работу с классом или несколькими классами с общей численностью учеников до 20 человек. Следовательно, получается, что все ученики школы могут пройти обучение в спортивном зале в течение учебной недели.
Школа не ведет международной деятельности. Также не выявлены документы о международном сотрудничестве. Не проводит школа и сотрудничества с районными образовательными центрами.
Единственный совместный образовательный проект реализуемой школой – это сотрудничество с образовательным центром «Точка роста». Выделение и оснащение данного центра на территории школы позволило резко повысить качество досуга детей, а так же разнообразить формы досуга детей жителей муниципального образования.
В качестве школьной традиции можно назвать институт наставничества. Опытный товарищ берет на себя вопросы подготовки и образования менее опытного товарища. Приятно отметить, что наставничество развивается в МКОУ «Тресоруковская СОШ» не только в части адаптации педагогов, но и в части адаптации новых учеников. Наставников руководство МКОУ «Тресоруковская СОШ» подбирает из числа наиболее опытных и хорошо себя зарекомендовавших сотрудников школы и учеников.
Задание 2. Организация учебного процесса (общая организационная структура школы; квалификация учителей; учебный план школы; перечень дисциплин по выбору и факультативные дисциплины; наличие авторских программ; основные направления деятельности педагогического совета школы.
Теперь укажем структуры и органы управления МКОУ «Тресоруковская СОШ».
Согласно Уставу МКОУ «Тресоруковская СОШ» прямое управление МКОУ производит проверяемый, оцениваемый и назначаемый учредителем компетентный и ответственный специалист в области образования и управления образовательными процессами. Должность руководителя МКОУ «Тресоруковская СОШ» называется – директор.
Еще раз отметим, что директора выбирает (проводит конкурс), проверяет (оценивает компетентность), а так же оценивает (оценивает личные, деловые, морально-психологические способности) и назначает на должность учредитель. Именно перед ним отчитывается директор МКОУ «Тресоруковская СОШ» о проделанной работе. В свою очередь учредитель отвечает перед министерством образования региона о качестве и эффективности работы МКОУ «Тресоруковская СОШ».
Директор МКОУ «Тресоруковская СОШ» – Болдин Александр Александрович. Контактный телефон директора – (47391) 63-240. Официальная рабочая электронная почта – t-sosh@mail.ru. Найти информацию о работе директора МКОУ можно на сайте школы – https://tsosh.obrvrn.ru
Согласно Уставу школы в МКОУ «Тресоруковская СОШ» действуют следующие структуры управления:
-Педагогический совет
-Управляющий совет
-Совет обучающихся
-Родительский комитет
-Общее собрание трудового коллектива
-Профсоюзный комитет
При МКОУ «Тресоруковская СОШ» сформирован и действует «Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»». Данный центр входит в состав МКОУ «Тресоруковская СОШ» и является ее структурным подразделением.
Руководителем центра «Точка роста» состоит Провоторова А.Б.
Центр «Точка роста» располагается по адресу: 397942 Воронежская область, Лискинский район, село Тресоруково, улица Набережная, д. 30. Контактный телефон для справок – (47391) 63-240. Адрес электронной почты – t-sosh@mail.ru. Адрес сайта – https://tsosh.obrvrn.ru.
В руководящий состав школы входит всего два человека. Это директор Болдин Александр Александрович и его заместитель по учено-воспитательной работе (УВР) Величко Нина Викторовна.
Управленческая структура МКОУ «Тресоруковская СОШ» в отличии от других учебных заведений данного профиля отличается своей компактностью. Можно сказать, что МКОУ «Тресоруковская СОШ» выполняет большую работу по обеспечению обучения детей в рамках трех образовательных программ. Речь идет о начальном общем, основном общем и среднем общем образовании.
Представим данные о педагогическом составе школы в таблице 4.
Таблица 4. Данные о педагогическом составе школы
№ п/п ФИО Должность Преподаваемые предметы Уровень образования Квалификация Направление подготовки
1 Андреева Ирина Борисовна учитель предметы начальной школы Среднее специальное воспитатель дошкольное образование
2 Борзых Марина Владимировна учитель география высшее учитель географии география
3 Борисов Анатолий Александрович организатор-преподаватель ОБЖ ОБЖ
Физическая культура высшее учитель физической культуры физическая культура
4 Бунина Наталья Вячеславовна учитель Русский язык и литература Английский язык Высшее учитель русского языка и литературы филология
5 Быкова Светлана Ивановна учитель предметы начальной школы Среднее специальное учитель начальных классов начальные классы
6 Великанова Светлана Андреевна учитель история, обществознание Методическая копилка высшее учитель история, обществознание
7 Величко Нина Викторовна Заместитель директора по УВР Физическая культура Высшее учитель физики, математики физика, математика
8 Короткова Анастасия Сергеевна педагог-организатор Начальная школа Среднее специальное учитель начальных классов начальные классы
9 Лышова Светлана Ивановна учитель предметы начальной школы Среднее специальное учитель начальных классов начальные классы
10 Ляпченко Елена Викторовна учитель Физика химия технрология высшее учитель биологии биология
11 Морозова Любовь Ивановна учитель технология старшая вожатая Среднее специальное техник обслуживание населения
12 Провоторова Алла Борисовна учитель математика информатика высшее учитель математики математика
13 Сальникова Наталья Сергеевна учитель Русский язык и литература высшее учитель русского языка и литературы филология
14 Сафонова Вера Васильевна учитель биология высшее учитель биологии биология
ИТОГО 14
Данные об иных работниках представлены в таблице 5.
Таблица 5. Данные об иных работниках школа
№ п/п ФИО Должность
1 Борисов Анатолий Александрович организатор-преподалаватель ОБЖ
2 Короткова Анастасия Сергеевна педагог-организатор
3 Морозова Любовь Ивановна учитель
ИТОГО 3
В МКОУ «Тресоруковской СОШ» реализуются только ФГОС утвержденный Министерством образовния и науки. Школа не реализует стандарты, разрабатываемые самостоятельно.
Задание 3. Организация учебно-воспитательного процесса (материальная база; степень комплектования оборудования; организация учебного процесса: программы, объем часов, программные виды деятельности и их распределение в учебном году по часам, критерии оценивания успеваемости учащихся; организация внеклассной работы).
В таблице 6 представлены данные об информационно-техническом оснащении образовательного процесса.
Таблица 6. Информационно-техническое оснащение образовательного процесса:
Название Количество
компьютеры 12 шт.
ноутбуки 12 шт.
интерактивная доска 2 шт.
мультимедийные проекторы 10 шт.
МФУ 1 шт.
принтеры 12 шт.
музыкальное оборудование 1 шт.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Школа участник проекта «Цифровая школа».
Скорость доступа в Internet 50 Мб провайдер Ростелеком (оптиковолокно). В школе все кабинеты и библиотека имеют выход в Internet (имеется локальная сеть). В компьютерном классе 10 компьютеров с выходом в Internet
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПО ВСЕМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА, КЛАССА, ОТДЕЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И В СООТВЕТСТВИИ С САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИМИ НОРМАМИ
Задание 1. Проанализируйте календарно-тематические планы обучения по всем учебным предметам по плану:
-соответствие программе;
-соответствие учебнику;
-соответствие заданной структуре.
В начальной школе по программе «Школа России» дети изучают следующие предметы:
• Изобразительное искусство;
• Литературное чтение;
• Математика;
• Музыка;
• Окружающий мир;
• Русский язык;
• Технология.
Представленные календарно-тематические планы обеспечивают постоянную подготовку детей. Учащиеся постепенно переходят от более простого материала к более сложному материалу.
Также следует отметить, что в рамках учебного комплекса «Школа России» решается задача по параллельному обучению детей дополнительной учебной информацией в рамках смежных предметов. Особенно это актуально для средней школы и старшей школы.
Говоря о программе нужно сказать, что дети осваивают не только теоретические аспекты предмета, но и практические. В этом отношении заметно выделяются такие предметы как ИЗО и технология.
2.2. Цель и задачи уроков начальной школы с учетом особенностей возраста:
Задание 2. На основе конспектов уроков определите цель и задачи уроков начальной школы с учетом особенностей возраста.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.);
- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);
- восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;
- обеспечить контроль знаний и умений по тем;
- подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
- сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;
- сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений. Работа с учебником и книгой: разучивание материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации).
Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;
- сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты, умение производить выбор необходимых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее;
- обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; показ преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем преподавателя; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени овладения суворовцами навыков труда.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для бакалавров педагогики / О.В.Крежевских. -Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2016. -221 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/
2. Малахова, Л.П. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие к спецпрактикуму / Л.П.Малахова. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2015. -70с. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://biblioclub.ru/
3. Масленникова, Т.В. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике: учебное пособие / Т.В.Масленникова, Н.И.Колупаева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. -138 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru
4. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ; авт.-сост. С.В. Мильситова. -Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. -132 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/
5. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ; авт.-сост. С.В. Мильситова. -Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. -132 с.[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/
6. Мешалкин, А.Н. Русская детская литература ХХ века : учебное пособие по дисциплине «Детская литература» (раздел «Русская детская литература XX века») для бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» / А.Н.Мешалкин, А.Р.Лопатин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. -Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. -311 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/
7. Ротова, Н.А. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах : учебно-методическое пособие / Н.А.Ротова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. -162 с. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://biblioclub.ru/
8. Скоробогатова, А.И. Методика развития речи : учебное пособие / А.И.Скоробогатова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Психологический ф.-т., Кафедра педагогической психологии и педагогики. -Казань : Познание, 2014. -119 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/Интернет-ресурсыОфициальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
9. Столяренко, А.М. Общая педагогика : учебное пособие / А.М.Столяренко. -Москва : Юнити-Дана, 2015. -479 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://biblioclub.ru/