Фрагмент для ознакомления
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Современное развитие российского общества выводит на приоритетный план проблему развития у детей младшего школьного возраста социальной компетентности. Данная потребность обуславливается тем, что происходящие изменения предъявляют новые требования к качествам личности, которая умеет творчески мыслить, быть активной, успешно и быстро адаптироваться к условиям окружающего мира. Ведущее место в формировании такой личности занимает образовательная организация. Это отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте, где социальной компетентности отводится значительная роль, т.к. она подразумевает готовность и способность личности к социальному взаимодействию, затрагивающее различные жизненные сферы общества.
В этой связи, разработанная программа способствует формированию у детей младшего школьного возраста навыков, позволяющих понимать, принимать и выполнять правила и нормы, принятые в обществе. После реализации программы обучающиеся приобретут такие умения, которые будут способствовать эффективному построению социального взаимодействия с людьми, которые их окружают.
Известно, что для любого коллектива ценен человек, способный быстро установить контакт в современном обществе, устранить или предотвратить конфликт, полностью продемонстрировать свои эмоции и понять эмоциональное состояние окружающих людей.
Эти качества также очень важны в начальной школе. Дети с высокими коммуникативными навыками всегда окружены друзьями и легко ладят со сверстниками. Хотя дети с недоразвитыми навыками сталкиваются с очевидными трудностями в общении и взаимодействии с другими людьми, это имеет психологический характер, что в основном влияет на личностное развитие и пространственную широту жизни, а также отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии дошкольников.
С каждым годом обучающийся начальной школы все больше ощущает необходимость делиться собственными чувствами и мыслями со старшими, навыками и познаниями – с друзьями. Однако ребенку это будет сложно осуществить без необходимого уровня развития коммуникативных навыков. Ребенок, лишенный возможности контактировать со сверстниками из-за неумения выстраивать общение, ощущает себя уязвленным и отвергнутым, что содействует уменьшению самомнения, замкнутости, а также формированию тревожности и даже проявлению враждебности в отношении других сверстников. Младший школьник со сформированными коммуникативными навыками в то время, без труда обретает себе друга по игре, способен осуществить совместную работу со сверстниками, отчетливо высказывает собственную идею, что крайне благоприятным образом влияет на его всестороннее развитие.
Наиболее лучшим периодом для развития социальной компетентности личности является именно младший школьный возраст. Обусловлено это тем, что данный возрастной этап вводит в круг общения школьника большое количество новых людей, вовлекает его в общественную жизнь и социально-значимую деятельность.
В результате взаимодействия младшего школьника со сверстниками и взрослыми формируется социальная компетентность, поскольку в данном виде деятельности происходит овладение общечеловеческим опытом, формирование убеждений, ценностей и идеалов, а также происходит становление самосознания.
Таким образом, актуальность программы «Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности у младших школьников» заключается в том, что на данном возрастном периоде происходит активное освоения навыков общения и продуктивного взаимодействия, однако из-за маленького жизненного опыта, дети младшего школьного возраста испытывают трудности при установлении контактов. В этой связи и возникает необходимость разработки и реализации данной программы.
Термины, используемые в программе.
Компетентность – наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Социальная компетентность – это сложное интегративное личностное образование, которое включает в себя различные компоненты и элементы, позволяющие человеку объективно оценивать возникающую коммуникативную ситуацию, грамотно аргументировать свою точку зрения, а также выбирать и применять тот способ поведения, который будет соответствовать произошедшей ситуации взаимодействия.
Младший школьный возраст – это такой этап развития человека, который затрагивает возрастной период от 6–7 до 10–11 лет, во время которого происходят значимые события в формировании личности человека, а именно появляются такие новообразования как развитие механической памяти, самоорганизации, становление произвольного внимания, наглядно-образного и словестно-логического мышления, происходит освоение приемов планирования, формирования самооценки и пр. В этот же период происходит изменения в отношениях со взрослыми и советниками, а также формируется новый вид деятельности – развивается учебная деятельность.
Развитие – это необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.
Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с окружающими, полностью объяснять и точно передавать полученную информацию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байков, Ю. Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса [Текст] / Ю. Н. Байков, Д. Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2002. – №6. – С. 12–24
2. Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед.ун-т, 2018. – 109 с.
3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /Лев Выготский // Психология развития. - СПб: Питер, 2011. – 512 с.
4. Галямова, К. В. Социальная компетентность обучающихся: содержание и структура понятия [Текст] / Ксения Галямова // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. – 2016. – №1. – С. 45-48.
5. Зарипова Е. И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды [Текст] / Елена Зарипова. – Омск, 2015. – 215 с.
6. Крузе-Брукс, О. А. Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Крузе-Брукс Оксана Альбертовна. – Великий Новгород, 2020. – 172 с.
7. Лопатина, А. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. Лопатина, М. Скребцова. – Москва : Амрита-Русь, 2007. – 304 с.
8. Пушкарева Т.Г. Содержание, структура социальной компетентности и ее диагностика [Текст] / Т. Г. Пушкарева,
Ю. А. Трифонова // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 11. – С. 30–33.
9. Смирнова, Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой [Текст] / Елена Смирнова. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 216 с.
10. Учурова, С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе [Текст] / Светлана Учурова // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. Серия 1. – 2007. – № 50. – С. 47–51.
11. Учурова, С. А. Социальная компетентность: определение сущности и поиск путей развития [Текст] / Светлана Учурова // Известия Уральского отделения Российской академии образования. Образование и наука. – Приложение № 2 (6). – 2017. – С. 105–112.
12. Хухлаева, О. В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / Ольга Хухлаева. – Москва : «Генезис», 2016. - 252 с.
13. Яппарова, Г. Развитие основ социальной компетентности младших школьников в поликультурной среде [Текст] / Глеб Яппарова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 12. – С. 79–89.