Фрагмент для ознакомления
2
Основной этап практики
Учитель должен иметь все шансы, чтобы пробудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть способ развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере воплотили себя в нашем современном мире. Для этого учителю необходимо давать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
Именно учитель является носителем всех педагогических идей, через него, его деятельность осуществляется внедрение всех достижений в практику конкретной учебно-воспитательной работы с обучающимися.
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
• создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
• использовать большой арсенал средств, для поддержания интереса к предмету;
• концентрировать внимание на главном в учебном материале;
• направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
• избегать перегрузки обучающихся;
• принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
• дифференцировать объем домашних заданий;
• контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
• создавать на уроке условия для развития личности обучающихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
В настоящее время на учителя возлагается огромная ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей деятельности, обладающий современным мышлением, остро понимающий особенности нового времени, ищущий новые пути повышения качества знаний обучающихся. Однако, несмотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно неактивным и равнодушным к уроку.
Задачи:
1) Проанализировать понятия познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить влияние личности педагога на процесс формирования. познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
4) Выявить уровень познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
5) Разработать комплекс упражнений на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
6) Провести повторную диагностику.
Методы исследования теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация), эмпирические: (тестирование, анкетирование, наблюдение), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования МОУ № 123
Новизна исследования: предложено содержание, методика содержания игровых методов, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс занимательных заданий способствовал качественному улучшению младших школьников при решении задачи развития познавательного интереса и содержание игр может быть использовано учителем при обучении младших школьников.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Познавательный интерес, претерпевая индивидуальные изменения и развиваясь, сам влияет на развитие учебной деятельности ребенка. Таким образом, наблюдается определенная зависимость уровня сформированности познавательных интересов учащихся от всей системы факторов, которых зависит эффективность обучения.
Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности.
Базой для проведения исследования была выбрана МОУ СОШ №8 г. Люберцы. В исследовании принимали участие 30 детей 3 В класса в возрасте 9 лет детей (Экспериментальная группа) и 30 детей 3 Б класса (контрольная группа).
Характеристика экспериментального 3 «В» класса. В классе 20 человек, на уроки ходят 29 чел. Ученики работают по программе УМК «Школа России» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий 1–4 класс в 2-х частях. Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются.
Наблюдения показали, что основным пробелом в знаниях в данном классе являются не выполнение домашнего задания по новой теме (не учат правила, не в полном объеме выполняют задания в упражнениях), что создает благоприятные условия для проведения эксперимента и требует большой работы по их развитию.
Ученикам была предложена задача, которую можно решить табличным методом или путем рассуждений на основе установления взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами: Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Методика «Перцептивное моделирование», Тест “Найди несколько различий?”. Для наглядности представим данные на рисунке 1.
Обработанные результаты вносились в таблицу 7 (экспериментальная группа) и таблицу, 8 (контрольная группа) в которой указан уровень сформированности познавательного интереса у каждого школьника на начальном этапе опытно-практической работы.
Показать больше