Фрагмент для ознакомления
2
База исследования: МБДОУ детский сад «Улыбка» с. Павловск Алтайского края. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет) в количестве 20 человек. Выборка исследования включает в себя 12 (60%) мальчиков и 8 (40%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Экспериментальное исследование проводилось в соответствии с следующими этапами:
1. На первом этапе исследования нами был проведен анализ литературных источников, подобраны методики и проведен констатирующий этап экспериментального исследования.
2. На втором этапе исследования нами был проведен формирующий этап исследования и выделены основные особенности развития нравственности у детей данной возрастной категории.
3. На третьем этапе исследования нами был проведен контрольный этап исследования и были определены основные выводы в рамках проведенного исследования.
Для исследования исходного уровня нравственной воспитанности у детей дошкольного возраста были использованы следующие методики:
«Изучение осознания детьми дошкольного возраста нравственных норм».
«Изучение представлений детей о нравственно–волевых качествах».
Чтение и беседа по сказке «Мороз Иванович».
Данные методики помогут нам выявить в старших дошкольниках такие нравственные качества, как доброта, взаимопомощь, коллективизм, бережливость, честность, справедливость и др.
Подбор методик осуществлялся по возрастному принципу, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Опишем более подробно выбранные методики:
1. «Изучение осознания детьми младшего школьного возраста нравственных норм»
Цель исследования: определение уровня осознания детьми дошкольного возраста морально-нравственных норм.
Основные критерии методики:
Высокий уровень (2 балла) – в ситуации сложного выбора морально-нравственного характера дошкольники демонстрируют образцы поведения, которые соотносятся с показателями общественного поведения и помогают оценить основные аспекты поведения на основе моральных норм;
Средний уровень (1 балл) – в процессе оценки моральных аспектов деятельности дети не всегда способны оценить поведение в рамках нраственных норм, помогающих оценивать поведение как положительное, так и отрицательное. Однако мотивация к выполнению морально-нравственных норм не ярко выражена;
Низкий уровень (0 баллов) – для детей данной категории вызывают сложности в рамках оценки стремления поступать с теми или иными нравственными нормами
2. «Изучение представлений детей о нравственно–волевых качествах».
Основной целью данной методики является изучение тех или иных представлений дошкольников о нравственных и волевых качествах.
Основные критерии оценки ответов:
Высокий (2 балла) – ребенок данной категории правильно оценивает особенности представлений о морально-нравственных качествах, может привести примеры и показывать ссылки на сказочные персонажи, определение примеров в рамках собственной жизни;
Средний уровень (1 балл) – дети данной категории имеют фрагментарное и недостаточное представление о нравственно-волевых качествах на оценку тех или иных морально-нравственных качеств;
Низкий уровень (0 баллов) – для детей данной категории характерными являются неправильные представление о нравственных и волевых качествах, которые дают ту или иную неправильную оценку качества.
3. Чтение и беседа по сказке «Мороз Иванович».
Основной целью методики является определение уровня сформированности понятий о таких нравственных качествах как доброта и милосердие.
При обработке результатов исследования необходимо отметить высокий уровень сформированности понятий о доброте и взаимопомощи.
Высокий уровень определяет особенности активно отвечать на те или иные вопросы, могут различать положительных и отрицательных героев и определяют мотивацию детей в рамках подробного объяснения деятельности.
Средний уровень указывает на умение детей отвечать на вопросы, умение разграничивать плохие и хорошие поступки, формирование мотивации в поступках героев на подробном объяснении их действий.
Низкий уровень помогает отвечать на большинство вопросов, однако не могут отмечать положительные и отрицательные показатели на основе негативных действий.
С целью формирования представления о уровне осознания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм, нами было проведено исследование на констатирующем этапе исследования. В ходе проведения исследования нами были получены результаты, представленные в таблице 2.1
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2011. – 184 с.
2. Асмолов А. Г. Образование как платформа развития образования нравственности в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. – 2007. – № 9. – С. 3-5
3. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Высш. шк. – 2012. – 488 с.
4. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков / В.В. Белова. – М.: Высш. шк. – 2016. – 23 с.
5. Березина В.А. Образование детей как средство их нравственного воспитания / В. А. Березина. – М.: Просвещение. – 2008. – 147 с.
6. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Пед. о-во России. – 2000. – 192 с.
7. Бестужев-Лада И. В. Нравственные качества. Развитие и воспитание / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Пед. о-во России, 2006. – 192 с.
8. Бобровский О. А. Методы и средства воспитания нравственности у современной молодежи / О.А. Бобровский. – М.: Астрель. – 2010. – 214 с.
9. Боголюбова М.Н. Образование от А до Я / М.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение. – 2013. – 317 с.
10. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович. – М.: ВЛАДОС. – 2000. – 184 с.
11. Божович Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста / Л.И. Божович. – М., 2015. – С. 24 – 54.
12. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика. – 2010. – 198 с.
13. Болдырев Н. И. Педагогика / Н.И. Болдырев. – М.: ВЛАДОС. – 2011. – 288 с.
14. Бруднов А. К. Внешкольное образование – насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. – 2002. – № 3. – С. 3 – 5.
1. 15. Буйлова Л.Н. Развитие социально-педагогических функций образовательной организации / Л.Н. Буйлова. – М.: Инфо. – 2015. – 183 с.
15. Вачков И. Сочиняем сказки // Школьный психолог: прил. к газ. «Первое сентября». – 2003. – № 19. – С. 16 – 17
16. Верба И.А. Внешкольная работа // Дополнительное образование. 2000. – № 7. – С. 23 – 26
17. Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков. – М.: ВЛАДОС. – 2000. – 360 с.
18. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся / В.М. Галузинский. – Киев: Радьян. шк.. – 2002. – 285 c.
19. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. – 2009. – № 2. – С. 14 –17
20. Григорович Л. А. Педагогика / Л.А, Григорович. – М.: Гардарики. – 2004. – 188 с.
21. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ // Воспитание. – 2008. – № 11. – С. 31 – 33.
22. Дополнительное образование – фактор развития творческой личности / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ. – 2008. – 204 с.
23. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. М.: Просвещение. – 2007. – 376 с.
24. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 74 – 77.
25. Каиров И. А. Нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания /И.А. Каиров. – М.: Просвещение. – 2009. – 164 с.
26. Калимуллин Р. Х. Образование как фактор совершенствования подготовки будущих учителей к педагогической деятельности / Р.Х. Калимуллин. – Челябинск. – 2009. – 21 с.
27. Катунова М. Р. Формирование образовательной среды / М.Р, Катунова. – СПб. – 2008. – 26 с.
28. Коваленко Ж. В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» // Начальная школа. – 2000. – № 9. – С. 55-57
29. Колдунов Л. К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром /Л.К. Колдунов. – М.: Педагогика. – 2008. –104 с.
30. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение. – 2009.
31. Лагодина Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н, Лагодина. – М.: Просвещение. – 2016. – 80 с.
32. Лейметс Х. Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лейметс. –М.: Знание. – 2008. – 190 с.
33. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей. – 2006. – 340 с.
34. Логинова Л. Г. Об одном из подходов к классификации программ учреждений дополнительного образования // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования / Л.Г. Логинова. – СПб. – 2015. – С. 34 – 37.
35. Логинова Л. Г. Требования к программам дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей – фактор развития творчества / Л.Г. Логинова. – СПб. – 2015. – С. 49 – 58
36. Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. – М.: Педагогика. –2003. – 260 с.
37. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М.: Педагогика. – 2009. –600 с.
38. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика. – 2005. –70 с.
39. Морозов В. В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко: опыт преемственности / В.В. Морозов. – М.: Изд-во МГГУ. – 2000. – 196 с.
40. Обухов Д. А. Социально-педагогическая ориентация детей в школе / Д.А. Обухов. – Челябинск. – 2000. – 196 с.
41. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз. – 2002. – 614 с.
42. Пильдес И. В. Педагогические основы построения образовательных программ в школе / И.В. Пильдес. – СПб. – 2015. – 154 с.
43. Плясецкая И. А. Моделирование нравственно-эстетического воспитания в образовательной организации / И.А. Плясецкая. – М.: Просвещение. – 2008. – 174 с.
44. Подласый И. П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС. – 2000. – 256 с.
45. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С. 11 – 15.
46. Реан А. А. Педагогика / А.А. Реан. – СПб.: Питер. – 2000. – 240 с.
47. Реан А. А. Психология и педагогика / А.А. Реан. – СПб.: Питер. – 2001. – 312 с.
48. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в учебном процессе / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС. – 2011. – 256 с.
49. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение. – 2006. – 300 с.
50. Скаткин М. Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в педагогических науках. – М. – 2001. – Вып. 2 (58). – С. 3-6.
51. Сластенин В. А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс. – 2002. – 260 с.
52. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение. – 2000 – 600 с.
53. Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика / Н.М. Трофимова. – 2007. – № 6. – С. 7 – 9.
54. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Худож. Лит. – 2005. – 525 с.
55. Федотова В. Г. Образование во внешкольных учреждениях / В.Г, Федотова. – Армавир. – 2001. – 168 с.
56. Фомина А. Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей / А.Б. Фомина. – М.: Просвещение. – 2006. – 167 с.
57. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение. – 2001. – 195 с.
58. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф, Харламов. – М.: Просвещение. – 2003. – 240 с.
59. Чернова Н. И. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников / Н.И. Чернова. – М.: Просвещение. – 2007. – 20 с.
60. Шилова М. И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. – 2011. – № 3. – С. 24 – 27
61. Штейнберг Е. Б. Педагогические условия социализации школьников в разновозрастных внешкольных объединениях / Е.Б. Штейнберг. – М.: Просвещение. – 2010. – 200 с.
62. Щукина Г. И. Как воспитывать нравственное поведение / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение. – 2006. – 285 с.
63. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. о-во России. – 2010. – 240 с.
64. Якиманская И. С. Методология и диагностика в психологическом исследовании / И.С. Якиманская. – Оренбург: Изд-во ОГПУ. – 2001. – 143 с.