Фрагмент для ознакомления
2
Отчет о производственной (преддипломной)
концентрированной практике
в научно-образовательном центре «Практическая психология» студента заочного отделения
группы
Практика проходила на базе научно-образовательного центра «Практическая психология» ВлГУ, под руководством ассистента кафедры «Общей и педагогической психологии» ВлГУ Екатерины Андреевны Ан-типиной.
Практика проходила в течение четырех недель: В рамках преддипломной практики для реализации цели были решены, поставленные задачи:
1. Рассмотреть понятие конфликтов в отечественной и зарубежной науке;
2. Определить индивидуально-психологические детерминанты кон-фликтного поведения;
3. Изучить особенности конфликтного поведения среднего медицин-ского персонала;
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению индиви-дуально-психологических детерминант конфликтного поведения;
5. Разработать программу коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию поведения среднего медицинского персонала в конфликте с пациентами, на регулирование поведения в трудовом кол-лективе.
Для решения первой задачи был осуществлен теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования. Были рассмотрены основные подходы к понятию конфлик-та.
Психоаналитическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм). З. Фрейд пришел к выводу о том, что главным источником пси-хических расстройств и стрессов является изначально, от природы прису-щий человеческой психике, конфликт между сознательным и бессознатель-ным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требовани-ями моральных и правовых норм, что и служит главным источником всех конфликтов [71]. Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают психическое противоречие между бессознательны-ми и осознаваемыми структурами личности.
Его ученик А. Адлер в противовес З. Фрейду утверждал, что лич-ность нельзя брать в отрыве от общества, поскольку человек сугубо соци-альное существо [1]. Таким образом, А. Адлер под конфликтом определя-ет столкновение понимания своих реальных качеств с идеально представ-ляемыми, которые «навязываются» обществом.
Социотропное направление (У. Мак-Даугалл, С. Сигеле и др.). По мнению У. Мак-Даугалла конфликты в обществе совершенно неизбежны, так как у людей присутствуют социальные инстинкты (страх, стадность, самоутверждение и т.д.). Они передаются по наследству, поэтому люди по-стоянно конфликтуют, вступают в противоборство. В своих исследованиях У. Мак-Даугалл опирался на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование и развитие вида [42].
Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают противоречие между социальными инстинктами и требованиями общества.
Этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген). Впервые в мировой науке К. Лоренцом была высказана гипотеза о том, что главной причиной соци-альных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению исследователя, механизм возникновения агрессивности у животных и че-ловека однотипны, а агрессия - постоянное состояние живого организма [41].
Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают выплеск накопленной индивидом агрессии.
Теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей). Курт Левин разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индиви-дом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных по-лей личности и структуры взаимодействия индивидов [35].
Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают ситуацию, в которой на человека одновременно действуют две силы, которые имеют примерно равную силу, но противоположную направленность.
Фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер). группа психологов во главе с Джоном Доллардом, опираясь на труды З. Фрейда и К. Левина предложила новую гипотезу конфликта - фрустраци-онно-агрессивную. Здесь объединены биосоциальная причина конфликтов (агрессивность индивида) и социальная причина (фрустрация). Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации [74].
Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают форму агрессивного ответа на фрустрацию.
Поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс). Причины конфликтов представители этого направления видят не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении. Именно оно изме-няет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой [6].
Таким образом, исследователи данного направления рассматривают конфликт как некую модель социального поведения, формирующуюся под влиянием окружающей индивида социальной среды.
Социометрическое (Д. Морено, Э. Джегинс, С Додд, Г. Гурвич). По мнению представителей этого направления, межличностные конфликты обусловлены состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Более того, все конфликты, от межличностных до международных могут быть разрешены путем такой перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, чтобы «социометрическая революция» позволила гармо-низировать общественные отношения [47].
Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают противоречия между объективным социальным миром и субъ-ективным миром личности.
Интракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). Представи-тели этого направления причины конфликтов видят в самом процессе со-циального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид-среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные дей-ствия, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты [25].
Таким образом, исследователи данного направления под конфликтом понимают активные действия индивида для приспособления к среде, всту-пающие в противоборство с интересами других индивидов.
В середине ХХ в. произошли существенные изменения в развитии теорий конфликта. Исследования психологического поведения людей в конфликтах все больше начинают применяться в практике разрешения ре-альных конфликтов. Формируются школы, специализирующие на обуче-нии управлению конфликтами. Разрабатываются специальные программы и методики. Например, психологический тренинг, направленный форми-рование конструктивного поведения в условиях конфликтной ситуации, методика постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности (ПОИР), предназначенная для снижения конфликтности в международных отношениях, переговорные методики разрешения конфликта, методика пе-реговоров с участием посредников медиаторов и др.
Развитие работ по изучению конфликтов и конфликтного поведения в России имеет некоторое своеобразие, связанное с тем, что социальная си-туация в обществе вынуждает исследователей проводить не только теоре-тический анализ и осмысление происходящих процессов, но и активно ис-кать ответы на практические вопросы урегулирования конфликтов. Имен-но поэтому большинство работ посвящено анализу возникающих кон-фликтов, их рассмотрению в контексте исторической, политической, эко-номической ситуации в России.
Пожалуй, наиболее разработанной является общая теорию конфлик-та, предложенная А.В. Дмитриевым, Ю.Г. Запрудским, В.П. Казимирчук, В.М. Кудрявцевым, С.В. Кудрявцевым. По мнению А.В. Дмитриева, кон-фликт - это «столкновение противоположных интересов, взглядов; способ разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, проте-кающий в двух взаимосвязанных формах: скрытых и открытых противо-речивых действиях сторон как на индивидуальном, так и на групповом уровнях». А в основе конфликта всегда лежит объективное расхождение целей и интересов, ценностей и идентичностей [19, с. 212].
Н.В. Гришина считает, что «реалистические конфликты возникают, когда столкновения между людьми происходят по поводу требований или ожиданий. Они рассматриваются людьми как средство для достижения це-ли, средство, которое можно будет оставить, если удастся найти другое, более эффективное» [14, с. 423].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека. - М., 2011. - 253 с.
2. Алишев B.C., Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - С. 67-76.
3. Антонова-Tурченко А.Г. От конфликта к взаимопониманию. – М.: АСTдрук, 2012. – 37 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. О междисциплинарном подходе к изу-чению конфликта // Современные социальные технологии: Сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы международ, науч.-практ. конф. Белгород, 1991. - Ч. 4. - С. 26-28.
5. Анцупов Л.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
6. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992. - 398 с.
8. Бершадская М.Б. Проблема конфликтов в сестринских коллективах // Организация и управление. – Москва, 2015. - №11. – С. 18-19.
9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: Академический Проект, 2010. – 416 c.
11. Волчанский М. Е., Фомина Т. К. Основные направления современ-ных исследований в медицинской конфликтологии // Социология ме-дицины. 2012. - №2. – С.45-46.
12. Гирнык А.Н. Посредничество в конфликтах. – М.:КЛIО, 2018. – 51 с.
13. Гриффин П.О. Трудовые конфликты и порядок их разрешения / Сост. П. О. Гриффин, юрисконсульт Петрогр. губпрофсов. и М. И. Могилевский, юрисконсульт Петр. губ. отд. Союза химиков. - Пет-роград : Петрогр. отд. глав. конторы "Известия Ц.И.К. С.С.С.Р. и В.Ц.И.К.", 1924. – 40 с.
14. Гришина H.В. Психология конфликта. – СПб. :Питер, 2010. – 322 с.
15. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в раз-решении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №2. - С. 145-161.
16. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типоло-гии производственных конфликтов // Психология производству и воспитанию. Л., 1980. - С. 19-24.
17. Гришина Н.В. Психология ситуаций как область социально-психологических исследований // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. - С. 512-578.
18. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. – М.: Экмос, 2000. – 319 с.
19. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000 - 320 с.
20. Ефимова С.А., Плотников А.А. Трудные клиенты - работа с возра-жениями, 2019. – Электрон. изд. / Режим доступа к изд.: https://books.google.ru/books?isbn=5457262707
21. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодо-ления кризиса. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 320с.
22. Зеленков М. Ю. Конфликтология. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 c.
23. Зиммель Г. Социальная дифференциация: Пер. с нем. - Киев: Южно-Русское Книгоиздательство Ф.А. Иогансона, 1898. – 223 с.
24. Ишмуратов В.А. Конфликт и согласие. – М.: Hаука, 2012. – 99 с.
25. Караваева Т. А. Психологическая характеристика портрета кон-фликтной личности // Психопедагогика в правоохранительных орга-нах. 2008. - №1 – С.34-41.
26. Карасев Е.А., Нечаев В.С. Базовые социологические характеристики конфликтов в медицинских организациях // Бюллетень Национально-го научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. - 2016. - №6. – С.31-35.
27. Карачарова Ю.А. Экспертный анализ психологических характери-стик участкового врача-терапевта как факторов успешности профес-сиональной деятельности // Молодой ученый. – 2009. – №10. – С. 310-315.
28. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение: монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
29. Коммуникативная компетентность медицинской сестры в конфликт-ной ситуации. Асимов М.А., Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Али-баева Р.Н. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №11. – С. 84-87
30. Крупина К. М., Анисимовa А. И. Взаимосвязь ресурсов психологи-ческого здоровья и ценностно-смысловых ориентаций медработни-ков // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 2. Том 34. – С. 40 – 52.
31. Кузнецова Л. Э. Социально-психологические факторы формирова-ния преобладающих стратегий поведения в конфликте // Молодой ученый. — 2017. - № 10 (144). - С. 372-374.
32. Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.
33. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
34. Лебедева М. Урегулирования конфликтов: подходы, решения, тех-нологии. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 288 с.
35. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. – 408 с.
36. Леонов Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситу-ации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1996. – 171 с.
37. Леонов Н.И. Конфликтное взаимодействие образов ситуации // Пси-хология инновационного управления социальными группами и ор-ганизациями: Материалы Международ, конгресса. 29-30 октября 2001 г. М.-Кострома, 2001. - С. 227-229.
38. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изуче-ния: учебное пособие / Н.И. Леонов. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
39. Леонов Н.И. Концептуальные подходы в исследовании конфликтного поведения / Н.И. Леонов // Ежегодник РПО. – Ижевск, 2002. – Т.9. – Вып. 5.
40. Леонов Н.И. Образы конфликтной ситуации руководителей разного уровня конфликтности // Ежегодник РПО. Т.9, вып. 7. М. - Калуга, 2002. - С. 249-252.
41. Лоренц К. Агрессия - М.: Римис, 2017. - 707 c.
42. Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., Космос, 1916. - 282 с.
43. Малышев И.В. Стрессоустойчивость и адаптационные возможности личности выгорающих специалистов в сложных условиях професси-ональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – Т. 9. № 7. – С. 152-166.
44. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менедж-менту. – СПб: Альфа, 2000. – 174 с.
45. Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1961. — Т. 13.
46. Матюшкина Е.Я., Рой А.П., Рахманина А.А., Холмогорова А.Б. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у меди-цинских работников // Современная зарубежная психология. – 2020. – Том 9. № 1. – С. 39—49.
47. Морено Дж. Театр спонтанности. Перевод с английского под общ. ред. Б. И. Хасана. Красноярск 1993. – 142 с.
48. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. за-ведений. - М.: ВЛАДОС, 2013. – 576 с.
49. Пархомчук Д.С., Ульянов Т.А., Булгакова О.С. Синдром эмоцио-нального выгорания у медиков как признак профессии // Вестник психофизиологии. – 2020. – №1. – С. 9-21.
50. Петровская Л.А. О понятийной схеме. социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - С. 126-143.
51. Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
52. Ромашов Р.А. Конфликтология: к вопросу о концептуальных осно-ваниях // Прикладная юридическая психология. - 2012. - №3. – С.8-15.
53. Ромашов Р.А. Юридическая конфликтология. Учебник. М.: КноРус, 2021. - 280 с.
54. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психоло-гии. М., 1999. - 540 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
56. Салимгереев З. Управление конфликтом как способ его предупре-ждения и урегулирования // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 36 – 37.
57. Самыгин С.И., Коновалов В.Н. Конфликтология в социальной рабо-те. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2019. - 300 с.
58. Светлов В.А. Введение в конфликтологию. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: Флинта, НОУ ВПО Московский психоло-го-социальный университет, 2015. - 528 с.
59. Светлов В.А., Семенов В. А. Конфликтология. Учебник для бака-лавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2019. - 352 с.
60. Сироткина И.Е., Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека [первое русское издание]. Рецензия И. Е. Сироткиной // Психология. Журнал ВШЭ. - 2004. - №2. – С.100-101.
61. Сорокина Е.Г., Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. М.: Дашков и К, 2020. - 282 с.
62. Степанов Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы к мо-делированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие. М.: ЛКИ, 2015. - 176 с.
63. Терешина Е. А. История конфликтологии. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. - 238 с.
64. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985 - С.472.
65. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессио-нальными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.
66. Туронок С. Г. Политическая конфликтология и технологии урегули-рования конфликтов (для бакалавров). М.: КноРус. 2019. - 368 с.
67. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М.: Тандем, 2000.- 272 с.
68. Фандий К.В. Управление конфликтом в организации // Форум моло-дых ученых. - 2019. - № 2 (30). - С. 1517-1520.
69. Федорова А.В. Конфликтология. Для экономистов и менеджеров. Учебное пособие. М.: КноРус, 2019. - 212 с.
70. Фесенко О.П., Колесникова С.В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты. Учебное пособие / под ред. Фель-дштейн Д. И. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, Флинта 2015. - 128 с.
71. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Азбука; Азбука–Аттикус, 2013. - 512 с.
72. Чернова Г. Р., Сергеева М. В., Беляева А. А. Конфликтология. Учеб-ное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 204 с.
73. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология. Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. М.: Дашков и К, 2020. - 236 с.
74. Шестакова Е.Г. Фрустрационные теории агрессии (к истории про-блемы) // СПЖ. - 2009. - №33. – С.36-40.
75. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социаль-ной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. - 368 с.