Фрагмент для ознакомления
2
2022 Провела мероприятия по профилактике конфликтов с использованием медиативных технологий. Составила рефлексивный самоотчет о проделанной работе. Выполнила
2022 Провела мероприятия по профилактике конфликтов с использованием медиативных технологий. Составила рефлексивный самоотчет о проделанной работе. Выполнила
2022 Разработала рекомендации для педагогов по профилактике профессионального выгорания в виде брошюры. Представила результаты своей работы педагогическому коллективу. Получила обратную связь. Оценила результаты своей деятельности. Выполнила
2022 Получила письменный отзыв-характеристику от руководителя учреждения. Выполнила
2022 Защитила выполненную работу.
Получила письменный отзыв-характеристику от руководителя учреждения.
Составила письменный отчет и представила его в установленные сроки на кафедру психологии образования. Выполнила
Отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности
Студент(ка) 3 курса очного отделения Института психологии, обучающийся по направлению «44.03.02 – Психолого-педагогическое образование» - ФИО 2022 прошла инструктаж по технике безопасности.
Информационная справка об образовательной организации
Полное наименование: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет», Ural State Pedagogical University.
Сокращенное наименование: УрГПУ, ФГБОУ ВО «УрГПУ», ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Уральский государственный педагогический университет, USPU
Адрес местонахождения: 620091, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, д. 26
Телефоны: +7 (343) 235-76-14
E-mail: uspu@uspu.ru
Дата создания учреждения: 25 августа 1930 г.
Язык образования: Русский.
Режим работы:
Рабочие дни: понедельник-пятница
Часы работы: с 9:00 до 17:30
Обеденный перерыв: с 13:00 до 13:30
Выходные дни: суббота, воскресенье
Учредитель образовательной организации: Кравцов Сергей Сергеевич, министр просвещения Российской Федерации
Руководитель практики от профильной организации: Усова Ольга Валерьевна, педагог-психолог, доцент, кандидат психологических наук.
1. Анализ теоретических источников по теме «Диагностика рисков образовательной среды»
Н.Н. Рыбалкин обращает внимание на терминологическую неустойчивость и вариативность трактовки понятия "безопасность" с разных позиций. Он выделяет следующие перспективы для своего рассмотрения: безопасность как защита интересов личности (государства и т. д.) От внешних и внутренних угроз; безопасность как отсутствие опасности; безопасность как свойство живой системы в ее стремлении к самосохранению; безопасность как деятельность по предотвращению, обнаружению и нейтрализации угроз; безопасность как состояние стабильности. Абсолютной уверенности не существует. Механизм самосохранения субъекта формируется под влиянием его представлений об опасном и безопасном, которые трансформируются в охранную деятельность. В то же время субъективная природа явления безопасности является основной трудностью для рассмотрения, поскольку оно предполагает различные точки зрения из-за возможного расхождения идеологических убеждений, а различия в субъективных причинах иногда могут придавать противоположное значение одному и тому же событию.
Результаты исследования также указывают на разницу между реальной безопасностью и чувством безопасности (Б. Шнайер, А. Н. Кимбергер, О. Я. Зотова и др.). В. И. Щелканова исходит из того, что напряжение (от английского tension – напряжение) является основным признаком измерения безопасности. Напряжение присуще любому состоянию, поскольку любой вид деятельности предполагает волевую регуляцию. На одном полюсе шкалы напряжения находятся: зажатость, внутренний дискомфорт, несвобода, компульсивное поведение, сдержанность; с другой стороны - спонтанность, внутренний комфорт, легкость.
Г.А. Атаманов критикует существующую практику рассмотрения термина "безопасность" с точки зрения выделения субъекта безопасности государства, а источником угроз является деятельность каких-либо структур. Он считает, что основным субъектом безопасности является сам социальный субъект, и либо субъект, либо объект могут представлять угрозу. Автор утверждает, что в природе не существует объектов и субъектов вне связей и отношений, и любые отношения могут в любой момент, в зависимости от условий, превратиться из конструктивных в деструктивные и опасные. Опасность заключается не в наличии или отсутствии угроз, а в их характере и количестве, при этом важна способность объекта защиты избегать разрушительных воздействий, бороться с ними и нейтрализовать негативные последствия в случае поражения.
А. Маслоу, говоря о потребности человека в безопасности и защите, включил в это понятие: "... потребности: организованность, стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий и свобода от угрожающих сил, таких как болезнь, страх и хаос".
Понятие "психологическая безопасность" было научно реализовано С. К. Рощиным и В. А. Сониным. В их интерпретации психологическая безопасность - это восприятие человеком окружающей среды как надежной и адекватной для удовлетворения природных и социальных потребностей, уверенность в завтрашнем дне. То есть основное внимание уделяется чувствам и переживаниям человека в связи с его нынешней ситуацией и будущими перспективами.
Т. Н. Березина характеризует образовательную среду так: "... как целостную динамичную систему, обеспечивающую передачу социокультурного опыта из поколения в поколение, образовательная среда создается субъектами педагогических отношений и оказывает определенное влияние на каждого из ее участников.
Чаще всего в научных работах делается ссылка на определение психологической безопасности образовательной среды, предложенное И. А. Баевой, где оно обозначает психологически безопасную образовательную среду, которая обеспечивает психическое здоровье участников, служит эталоном ценности, свободна от насилия во взаимодействии и способствует удовлетворению потребностей в личном и конфиденциальном общении. Однако нельзя сказать, что это однозначно принято в научном сообществе.
В.В. Бедрина и А.В. Лишутин в своей статье указывают на уязвимые стороны концепции психологической безопасности, разработанной И.А. Баевой. Когда вы сосредотачиваетесь на целостности воздействия на окружающую среду, вы понимаете, что обобщенные характеристики не отражают суть концепции. Необходимо уточнять термин "окружающая среда" в каждом конкретном случае, описывая метод, используемый для его анализа, и компоненты, которые он содержит.
Г. А. Атаманов также призывает исследователей отказаться от стереотипных подходов и расплывчатых формулировок ("состояние безопасности" и т. Д.) И трактовки понятия "безопасность в целом" независимо от объекта безопасности и его характеристик.
2. Диагностика рисков образовательной среды
Психологически безопасную образовательную среду можно рассматривать как такую, в которой большинство участников положительно относятся к ней, отражая высокий уровень удовлетворенности и защиты от психологического насилия.
Особенности психологической безопасности образовательной среды:
* отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
* удовлетворять основные потребности в личном и конфиденциальном общении;
* укреплять психическое здоровье;
* предотвращение угроз для продуктивного, устойчивого развития личности;
* организация богатой образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Таким образом, образовательная среда института УрГПУ является психологически безопасной. Психологическая безопасность образовательной среды заключается в позитивном отношении к образовательной среде всех субъектов, в высокой степени удовлетворенности характеристиками образовательной среды и удовлетворенности отношениями и взаимодействиями внутри группы, а также между всеми участниками образовательного процесса.
3. План мероприятий по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии всех субъектов образования
Цель: обеспечение профилактической работы по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии всех субъектов образования.
Задачи:
• обеспечить эффективность действий всех субъектов профилактики в отношении студентов; укрепить межведомственное сотрудничество;
• развитие имеющейся системы правового обучения студентов и родителей.
• формировать в ходе воспитательных мероприятий навыки толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму;
• акцентирование внимания студентов на деятельности учебного заведения, направленной на пропаганду здорового образа жизни, отказа от курения, алкоголизма, наркотиков.
Месяц Методики для обследования
Сентябрь Проведение уроков по профилактике правонарушений:
- «Проступок. Правонарушение. Преступление».
- ‹Жизнь бесценна» - предупреждение суицида
Октябрь Профилактика употребления ПAB, алкоголя, табакокурение:
- Беседа на тему: «Влияние алкоголя на организм человека».
- Ролевая игра «Суд над никотином».
Ноябрь - Занятие «Профилактика профессионального выгорания педагогов».
- Мини-тренинг на снятие напряжения и беспокойства у учащихся перед экзаменами.
Декабрь - Методика Ф. Фидлера «Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе»
Январь - Методика Д. В. Люсина -опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН».
Февраль - Методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы»
Март - Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Апрель - - Методика «Шкала толерантности к неопределённости Мак Лейна» в обработке Е. Н. Осина
Май - Беседа на тему: Интернет безопасность
- Беседа на тему «Приемы безопасной работы в интернете».
Медиа урок «Информационная безопасность»
4. Конспекты мероприятий по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии субъектов образования
Мероприятие №1. Занятие «Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Занятие: "Профилактика профессионального выгорания"
Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов в профессиональной деятельности.
задача:
1. Формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.
2. Развивайте позитивное самовосприятие.
3. Способствовать раскрытию личностного потенциала учителей.
Оборудование: ручки, фломастеры, ножницы, клей, формы для коллажей (прямоугольники – 8 штук, круг – 2 штуки, овал – 2 штуки), бумага для коллажей – 2 штуки, чистые листы – для каждого участника.
Ход урока
1. В последние годы проблема сохранения психического здоровья учителей стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: требования родителей к личности учителя и его роли в образовательном процессе возросли. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуются творчество, инновации, проективная деятельность и педагогические технологии.
Увеличивается не только академическая нагрузка, но и психоневрологическая нагрузка на человека, переутомление, вместе с этим увеличивается. Различные виды перегрузок усугубляются многочисленными страхами: страхом быть брошенным, не найти поддержки, страхом быть непрофессиональным, страхом перед контролем.
Такая ситуация быстро приводит к эмоциональному истощению учителей, известному как "синдром профессионального выгорания". Эмоционально выгоревшие учителя характеризуются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления существенно ограничивают творческие способности и свободу, профессиональный рост и стремление к самосовершенствованию. В результате личность учителя претерпевает ряд деформаций, таких как негибкость мышления, чрезмерная прямолинейность, поучительная манера речи и авторитаризм. Учитель становится настоящей "ходячей энциклопедией": он знает, что ему нужно, как ему это нужно, когда, зачем и почему и чем это закончится. Но в то же время он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым нововведениям и изменениям.
Недавние исследования ученых доказывают, что уровень эмоционального развития для человека важнее, чем уровень интеллектуального развития. И действительно, эмоционально развитый человек более успешен в жизни, он легко приспосабливается к меняющимся условиям, живет в мире и согласии с самим собой и окружающими его людьми.
В 1990 году был введен термин "коэффициент эмоционального интеллекта" (Д. Гоулман, Джон Майер), который включает в себя:
* способность понимать себя;
* контролируйте свои эмоции;
* способность сопереживать;
* умение строить отношения.
Этот показатель важен как для детей, так и для учителей, задачей которых является укрепление и поддержание эмоционального здоровья ребенка.
Создавая условия эмоционального комфорта для детей, мы буквально сгораем на работе и часто забываем о своих эмоциях.
Синдром хронической усталости был введен еще в 50-х годах и считался инфекционным заболеванием. Теперь всем знаком термин "синдром профессионального выгорания", и мы знаем, что есть несколько способов преодолеть этот синдром.
Естественные методы регуляции - это сон, отдых, вечерние прогулки, путешествия.
Другим вариантом является саморегуляция - контроль своего эмоционального состояния с помощью слов, образов, приемов.
Дорогие коллеги, я предлагаю вам на время отвлечься от своих социальных ролей лидера, учителя, социального работника, просто очень занятого человека и немного поиграть.
2. И чтобы сделать наше обучение позитивным и непринужденным, нам не хватает правил, принятых группой.
Я предлагаю это всем:
- активно работайте, участвуйте в предлагаемых упражнениях;
- говорить только от своего имени: "Я думаю", "Я думаю";
- обращайтесь друг к другу по имени;
- принимайте себя и других такими, какие они есть;
- будь искренним;
- каждому члену группы – хотя бы одно доброе и ласковое слово;
- все, что делается в группе, делается на добровольной основе;
- конфиденциальность всего, что происходит в группе:
- общение по принципу "здесь и сейчас"
3. Упражнение "Знакомство"
Уважаемые коллеги, теперь я приглашаю вас познакомиться. Наше знакомство будет несколько необычным.
Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту характера, начинающуюся с буквы, с которой начинается имя.
Например,: меня зовут Лариса – ласковая.
Итог: уважаемые коллеги, я рад, что мы познакомились еще ближе и что рядом с нами такие интересные и веселые люди.
4. Диагностическое упражнение "Стирка"
Цель: определить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Представьте, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и вывешивали его сушиться на улице. У тебя в корзине гора грязного белья, и тебе обязательно нужно постирать его сегодня. Однако, если вы посмотрите в окно, то увидите, что небо затянуто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли приходят вам в голову при этом?
1. "Вот как это происходит! Может быть, мне стоит отложить стирку на завтра? Но тогда что мне надеть?"
2. "Я немного подожду, может быть, погода улучшится.
3. "Сегодня, согласно прогнозу, такой погоды быть не должно".
4. "Неважно, идет дождь или нет, я все равно начну мыться".
Интерпретация ответов
Когда к скучному домашнему заданию добавляется плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день запланированной стирки - это показатель, отражающий уровень стресса, который вы испытываете в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, ваш уровень стресса достигнет 80 по шкале от 0 до 100. Вы позволяете всем маленьким неприятностям, которые могут с вами случиться, влиять на вашу жизнь. Вы настолько напряжены, что малейшие препятствия и неудачи могут навсегда испортить вам настроение. Вам пора взять отпуск и хорошо отдохнуть, прежде чем это стрессовое состояние негативно скажется на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, уровень стресса, который вы испытываете, равен 50. Неблагоприятные обстоятельства не смущают вас, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы все еще пытаетесь справиться с возникающими проблемами, и в результате все идет хорошо. Не забывайте, что не каждый стресс является негативным. Относитесь к препятствиям и неудачам, которые возникают в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, уровень стресса, который вы испытываете, близок к 0. Они не позволяют мелким неприятностям и проблемам испортить им день и не видят причин беспокоиться об их возникновении. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую жизненную философию: ваш страх и волнение не будут препятствием для дождя, он все равно пойдет.
4. Если вы ответили, что начнете мыться независимо от того, идет дождь или нет, то уровень стресса, который вы испытываете, равен 100. Они чувствуют себя подавленными таким количеством неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что игнорируют существующие реальные условия и пытаются сделать невозможное, чтобы изменить их. Если вам это удастся, вы столкнетесь с еще большей проблемой и, следовательно, испытаете еще больший стресс, чем раньше. Если вы потратите время и дадите себе передышку и хорошенько подумаете, вы увидите, что все ваши усилия были напрасны. Успокойтесь и относитесь к происходящему более прохладно, потому что после штормовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Рефлексия упражнения.
5. Упражнение "Карандаши"
Цель: привить навыки взаимодействия, умение работать в парах и в группе.
Материалы: карандаши, один на пару.
Инструкция. Суть упражнения заключается в том, чтобы зажать карандаш между пальцами участников, стоящих рядом друг с другом.
Подготовительное задание: разделитесь на пары. Партнеры в паре располагаются лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, нажимая подушечками указательных пальцев на его концы. Дано задание: не отрываясь от карандаша, двигайте руками вверх и вниз, влево и вправо.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями - вытянутые руки), булавки зажаты между подушечками указательных пальцев соседей. Группа выполняет задания синхронно, не выпуская карандаши:
- Поднимите руки, опустите их и вернитесь в исходное положение
- Вытяните руки вперед, отведите назад
- Сделайте один шаг вперед, два шага назад, один шаг вперед, один шаг назад
- Наклоняйтесь вперед, назад, выпрямляйтесь
- Садись, вставай.
- Иди вперед, подними руки вверх.
- Держите карандаш безымянными пальцами
- Держите ручку своими маленькими пальцами
- Выполняйте упражнение с закрытыми глазами
6. Физкультминутка "Снеговик"
Ведущий: Зима наступила. Ребята слепили во дворе снеговика. Снеговик оказался красивым (все изображают снеговика).
У него есть голова, туловище, две руки, торчащие в стороны, он стоит на двух сильных ногах…
Ночью дул холодный морозный ветер, и наш снеговик начал замерзать.
Сначала застыла его голова (они напрягают его голову и шею), затем его плечи (они напрягают его плечи), а затем его торс (они напрягают его торс).
А ветер дует все сильнее и сильнее, он хочет уничтожить снеговика. Снеговик опирался на ноги (они очень давят на ноги), и ветер не мог его уничтожить.