Фрагмент для ознакомления
2
1. Продолжающаяся миграция населения. По данным Росстата, средняя численность населения России в 2018 году уменьшилась на 0,01% по сравнению с таким же показателем 2017 года, в свою очередь, по сравнению с 2000 годом прирост населения в 2018 году составил всего 0,34%, в то время как в Германии прирост населения в 2018 г. по сравнению с 2017 г. составила 0,3%, в Китае – 0,9%, в США – 2,1% за тот же период. Рассматривая вопрос миграции населения, необходимо сравнить количество работающих в 2018 году. Например, в России этот показатель составил 76,285 тыс. человек. (63% населения), в Китае — 806,940 тыс. человек (71% населения), в США — 162,075 тыс. человек (65% населения). Показатель доли безработных в составе рабочей силы взаимосвязан с показателем численности занятых, который в 2018 г. в России составил 4,8 %, в Германии – 3,4 %, в Китае – 3,8 %, в США – 3,9 %. %. Так, ярким показателем, отражающим миграционную активность, является темп миграционного прироста, который в России составляет 0,9%, что значительно ниже, чем в технологически развитых странах: в Германии - 5,1%, США - 2,7%, Канаде - 11,3%. Что касается развитых стран, то следует отметить, что активные темпы технологического развития приводят к повышению уровня потребности в высококвалифицированных работниках, особенно в ИТ-сфере, а также в обслуживающем персонале, что в свою очередь способствует массовому вытеснению рабочих средней квалификации
2. Низкий уровень жизни населения по сравнению с технологически развитыми странами. По данным Росстата, средняя продолжительность жизни в России значительно ниже, чем в более технологически развитых странах: 72,9 года в России против 81,1 года в Германии, 76,4 года в Китае, 78,5 года в США, 84,2 года в Японии. Существенное отставание от развитых стран по показателю, характеризующему уровень жизни населения, обусловлено прежде всего эффективностью систем: здравоохранения, образования и рекреации - последней. Так, уровень государственных расходов на здравоохранение и образование (в процентах к ВВП) в 2018 г. в России составил 3,6 и 3,5 % соответственно, в Германии - 9,4 и 4,8 %, в США - 14,0 и 5,0 %, в Швеции - 9,1 и 7,7%, в Японии - 9,1 и 3,6% соответственно. Рост уровня жизни в технологически развитых странах обеспечивается не только увеличением уровня государственных расходов на социально значимые сферы, но и распространением достижений технологического развития в медицине, социальном обслуживании, образовании и т. д. Этот фактор поддерживает рост миграции населения в государства, обеспечивающие более высокий уровень жизни.
3. Зависимость от импорта. Ориентация на экспорт сырья, импорт товаров и технологий способствовала формированию на несколько десятилетий зависимости от зарубежных стран, что привело к закреплению за Россией статуса «нефтегазовой колонны». В настоящее время многие промышленные производители не могут не только выйти на мировой рынок или уверенно удерживать свою нишу, но и не могут эффективно конкурировать с импортной продукцией на внутреннем рынке. Причиной такого положения являются высокие входные барьеры, которым препятствует низкий уровень конкурентоспособности, сформировавшийся под влиянием медленных темпов технологического развития промышленного производства, что находит отражение в слабом уровне расширения автоматизированного производства. система управления (АСМ), снижение производительности труда, моральный износ основных фондов и т.д. Все это приводит к уменьшению объемов внутренних и внешних заказов, сокращению работников, закрытию заводов или их перепрофилированию и т.д. По данным Росстата, количество разработанных в 2020 году передовых производственных технологий составило 1 989, что на 369 больше, чем в 2019 году, но количество передовых производственных технологий, применяемых в промышленности в 2020 году, составило 242 931, что на 19 714 меньше, чем в 2019 году - такой снижение отмечено как в добыче полезных ископаемых (на 15,31%), так и в обрабатывающей промышленности (на 10,54%). При этом количество приобретенных технологий (технических достижений) увеличилось с 20 042 в 2019 г. до 22 678 в 2020 г., что еще раз подтверждает неспособность эффективно развивать собственные технологии. Если дальнейшая разработка и производство собственных технологий не получат активного развития, то возникает реальная опасность сохранения зависимости России от технологически развитых стран
4. Растущее технологическое отставание от более развитых стран. Увеличение технологического отставания влечет за собой формирование сочетания внешних и внутренних проблем. Со стороны усиление разрыва способствует усугублению потери авторитета России на мировой арене, а также отставанию от развитых стран практически по всем направлениям. С внутренней стороны усиление технологического отставания способствует продолжению снижения уровня жизни населения, снижению производительности труда, усилению зависимости от импорта, росту цен и другим взаимосвязанным проблемам, образующим «порочный круг». "
Современная Армения имеет ряд других проблем, связанных с технологическим отставанием государства. Объем расходов на науку в Армении в 2019 году был самым низким - 0,18% ВВП. Расходы ЕС на исследования и разработки (НИОКР) в 2019 году составили 2,19% ВВП, что на 0,01 процентного пункта больше, чем в предыдущем году (по данным Статистического управления Европейского союза — Евростат). Наибольшая интенсивность НИОКР в 2019 г. зафиксирована в Швеции, Австрии и Германии, где соответствующие показатели превысили 3% ВВП. В 2020 г. государства-члены ЕС планировали увеличить расходы на науку до 3% ВВП, но из-за пандемии этого результата достичь не удалось [3].
Проблема развития сферы высоких технологий становится одной из ключевых для современной Армении. Ее решение во многом зависит от совершенствования инвестиционных процессов в этой сфере, создания эффективного механизма привлечения инвестиционных ресурсов на разработку и реализацию высокотехнологичных инновационных проектов. Инновационное развитие экономики определено как один из основных приоритетов развития страны. В проекте Концепции Стратегии инновационного развития Армении говорится, что «для перехода к инновационно-индустриальному, высокотехнологичному развитию необходим значительный рост всей экономики знаний и увеличение доли науки в ВВП с 1 до 5%, образования от 3 до 10%, здравоохранение от 4 до 12%, информационные технологии - от 0,5 до 15%, при значительном развитии технологий управления, новых технологий строительства, биотехнологий и нанотехнологий, технологий освоения недр и водных ресурсов, большая часть этих средств ушло на прикладные исследования (чуть меньше $3 млрд),остальное на фундаментальную науку и эксперименты.Это чисто бюджетные средства без учета частных инвестиций.60-70% затрат на исследования несет государство,доля бизнеса в финансировании Российская наука составляет 30-40%.В 2019 г. правительство РФ выделило из бюджета чуть менее $6 млрд на развитие науки, в 2020 г. цифра должна была составить около 7 млрд долларов, в 2021 году — чуть более 6 млрд долларов [3].
Внутренние затраты на исследования и разработки, расходы бюджета в Армении снижаются и имеют тенденцию к снижению. Для сравнения приведем расходы на НИОКР в % от ВВП (2018 г.): Турция – 1,0, Армения – 0,19. Государственные расходы на образование в % от ВВП (2017 г.): Турция – 4,3, Армения – 2,7. Анализ приведенной ниже таблицы, в которой представлены расходы Армении и других стран на НИОКР в % от ВВП по годам (с 2013 по 2018 год), показывает, что если в США в Турции растут, то в России, Армении и Азербайджане снижаются.
Таким образом, рынок высоких технологий является важнейшим фактором роста мировой экономики. В настоящее время развитие этого рынка становится особенно важным для Армении, для ее выхода на новый этап развития и преодоления нынешних экономических трудностей.
Сравнение общих характеристик приведено в таблице 1.
Показать больше