Фрагмент для ознакомления
2
Практика проходила на базе МБОУ Бутовская СОШ №1.
Школа реализует основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнитель-ные образовательные программы.
Интерьеры соответствуют эстетическим требованиям. Школа нахо-дится удаленно от проезжей части, участок школы хорошо озеленен. Классы и помещения достаточно освещены, доступен как дневной свет, так в наличии регулируемый искусственный свет. Мебель хорошего качества, имеются в наличии наглядные пособия и технические средства.
Содержание общего образования в школе определяется программа-ми, разработанными, утверждёнными и реализуемыми школой самостоя-тельно на основе государственных образовательных стандартов и образо-вательных учебных программ, курсов, дисциплин. В школе имеется биб-лиотека, достаточно оснащенная учебной литературой, в том числе и но-вых изданий
Школа ориентирована на социально благополучную атмосферу че-рез организацию и наблюдение адаптационного периода первоклассников, пятиклассников и десятиклассников. Имеются творческие контакты с го-родскими центрами развития образования.
Результативность деятельности достаточно высока. В школе отмече-ны стратегии повышения качества образования, разработана система до-полнительного образования, на который могут влиять родители и педаго-гический коллектив. В школе – мобильный учебный план, современная образовательная программа ориентированный на активизацию творческо-го потенциала учеников.
Большое внимание уделяется формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, гуманитарной образовательной среды. Развита система школьных служб: психолого-педагогической, информаци-онно-аналитической, здоровьесберегающей, которые обеспечивают сопро-вождение образовательного процесса.
В процессе занятий педагоги стараются осуществлять индивидуаль-ный подход к детям, обращают внимание на их физическое состояние и здоровье, от которых во многом зависит их внимание и общая работоспо-собность. Большое внимание уделяется наблюдению за эмоциональной сферой детей и своевременно выявляется, кто отличается повышенной раз-дражительностью, агрессивностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределе-ние общественных поручений и преодолении отрицательных черт и ка-честв. Эта деятельность осуществляется регулярно и поддерживается пси-хологом.
Педагоги отмечают высокую загруженность работой, что затрудняет реализацию индивидуального и дифференцированного подхода к учащим-ся. Педагогами отмечается также стрессовый характер работы.
В школе организована психологическая служба. Регулярно прово-дится психологическая диагностика детей, организовано сопровождение в адаптационные моменты учащихся, проводится индивидуальное консуль-тирование по проблемам детей и подростков, а также консультирование родителей, педагогов, управленцев. Разработан и выполняется план воспи-тательно – просветительской, профилактической и коррекционной работы.
Основным направлением деятельности педагога-психолога в школе является психологическая помощь – это профессиональная деятельность психолога, которая осуществляется в рамках системы управления персо-налом учреждения и направление социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудни-ка в ситуации служебного взаимодействия. Цели психологической помощи состоят также в восстановлении психического здоровья, служебной актив-ности, преодолении дезорганизационных проявлений в коллективах орга-низации.
Деятельность педагога-психолога строится по следующим направле-ниям:
- Диагностическая деятельность – особую значимость представляют тесты и анкеты, как наиболее объективный материал для изучения внут-реннего мира ребенка. Не потеряло своей актуальности и наблюдение, яв-ляясь основным первичным источником диагностики. Изучение докумен-тов также оказывает определенную помощь в работе.
- Прогностическая деятельность, цель которой – составление прогно-за относительно дальнейшего развития той или иной ситуации. В своей работе данному направлению присвоена и еще одна функция – функция контроля, так как с помощью этого вида деятельности не только осуществ-ляется прогноз, но одновременно контролируется и современное состояние проблемы.
- Профилактическая и программно-проектная деятельность, которые являются связующим звеном общей воспитательной системы организации и представляют собой комплекс мероприятии, направленных на достиже-ние поставленной цели.
- Методическая деятельность построена таким образом, что на про-тяжении всего периода идет обновление базы данных, методической лите-ратуры.
Регулярно проводится психодиагностика детей, выявление детей группы риска (высокий уровень тревожности, агрессивности, отклоняюще-еся поведение, семейные проблемы, стрессы), организовано сопровожде-ние в адаптационные моменты учащихся, помощь в профессиональном са-моопределении, проводится индивидуальное консультирование по про-блемам детей и подростков, а также консультирование родителей, педаго-гов, управленцев.
Рабочее место педагога-психолога школы включает следующие эле-менты.
1. Психологический кабинет, который включает мебель: стол, стулья, два кресла, книжный шкаф. Рабочий кабинет необходим для хранения до-кументации, методических материалов, для проведения индивидуальных бесед, консультаций, диагностических процедур. Кабинет хорошо осве-щен, доступ к психологическому кабинету свободен. В оформлении ис-пользованы пастельные, успокаивающие оттенки голубого цвета в сочета-нии с теплым бежевым цветом. Данная цветовая гамма способствует адап-тации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психо-логом
2. Психологическое оборудование: персональный компьютер, копи-ровальная техника, коррекционно-развивающие комплексы, информаци-онный стенд.
3. Психологический инструментарий: неспецифический инструмента-рий (карандаши, краски, альбомные листы и т.п.) и специфический ин-струментарий: компьютерные психодиагностические программы, стимуль-ные материалы, диагностические комплекты, интерпретационные средства.
4. Методическое обеспечение: специальная литература (психологиче-ская, физиологическая, коррекционная, профориентационная и т. п.), аль-манахи и сборники психодиагностических методик, учебные пособия, под-писные издания, справочники, словари, программы диагностических, кор-рекционных, развивающих занятий, раздаточные материалы; памятки, ре-комендации.
5. Нормативная, специальная и организационно-методическая доку-ментация.
В рамках помощи педагогу-психологу школы мною выполнялась работа с документацией, подготовка методического материала, проведение психодиагностики, проведение консультативной работы.
При разработки плана исследования трудностей не отмечалось. При проведении исследования трудно было собрать детей в разное время, так как беседа по методике проводилась индивидуально. Родители были опо-вещены о проводимой диагностике.
Выбранные методики были очень информативными, дети с удоволь-ствием вели беседу, отвечали на вопросы. Родители также охотно отклик-нулись на заполнение анкет.
В целом практическая деятельность прошла успешно, согласно по-ставленным целям и задачам. Небольшие трудности возникали на началь-ном этапе и были связаны с большим объемом работы, установлением контакта с педагогами, родителями и учащимися. Организация диагности-ческой работы была налажена по ходу работы. Распланированные на весь период обучения задачи решались поэтапно и вовремя, конечный ожидае-мый результат совпал с запланированным результатом.
В ходе анализа результатов исследования выяснилось, что чем бла-гоприятнее эмоциональный климат в семье (сплоченность и адаптация, низкая конфликтность), тем больше дети привязаны к родителям, больше ценят друзей – сверстников, стремятся к лидерству, тем выше их любозна-тельность, общительность, социальная адаптация и тем меньше выражена у детей закрытость, отгороженность.
Показать больше