Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Успешность деятельности любой организации зависит от множества факторов, включающих условия и внешней и внутренней среды организации.
Главную роль в организации играет руководитель. Именно руководитель порождает организацию и управляет ею, то есть его внутренняя личностная культура, стиль управления формируют организацию. Сплоченная, стремящаяся к единой цели команда намного эффективнее и быстрее справится с поставленными задачами, чем разобщенный коллектив работников, не чувствующий единения с коллегами, не имеющий возможности получить от них помощь и поддержку в трудной ситуации.
Основной особенностью руководителя, определяющей эффективность работы, является стиль управления.
Проблема исследования стиля руководства активно разрабатывается представителями самых различных направлений и научных школ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Один из наиболее актуальных аспектов разработки данной проблемы – определение стилевых характеристик в качестве признака эффективного управления организацией и способов принятия управленческих решений.
В современных условиях необходимо смещение приоритетов от деятельности «на результат любой ценой» к работе с людьми и достижению результатов через развитие коллектива, к решению задач, связанных со стимулированием инициативы и творческой активности сотрудников, созданием условий для их самореализации, формированием благоприятного климата в коллективе.
Цель исследования: исследовать психологический климат в трудовом коллективе.
Объект исследования: трудовой коллектив ТД «Меркурий».
Предмет исследования: психологический климат в трудовом коллективе.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
провести теоретическое исследование основ психологического климата коллектива;
провести эмпирическое исследование психологического климата коллектива;
определить направления совершенствования психологического климата в коллективе.
Методы обработки данных:
количественный и качественный анализ данных;
математические способы обработки данных: вычисление средних арифметических значений; коэффициент корреляции r-Пирсона.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
Социальной психологией коллектив рассматривается в виде особого качества группы, связанного с общей деятельностью, которое является продуктом развития групп, находящихся внутри определенной системы социальной деятельности.
Базой, формирующей психологический климат в коллективе, являются межличностные отношения. Помимо этого термина в литературе встречаются другие: морально-психологический настрой, психологическая атмосфера, морально-психологическая обстановка.
Подходы к определению психологического климата.
В.Д. Парыгин считает, что психологическим климатом коллектива является преобладающий устойчивый психологический настрой в коллективе, находящий многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
По определению В.М. Шепеля психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей, возникающих на основе симпатии, близости, совпадения характеров, а также интересов и склонностей.
Отражение характера взаимоотношений между людьми, преобладающее общественное настроение, уровень управления, условия, особенности труда и отдыха в коллективе есть психологический климат, считает Е.С. Кузьмин [3].
По мнению Ю.Л. Неймера психологическим климатом коллектива является его внутреннее состояние, которое отражает комплексную способность коллектива в достижении стоящих перед ним целей [5].
Семенов В.Е. определяет психологический климат неким общим состоянием групповой психологии, преобладающим настроением, мнениями, способами взаимодействия и поведения людей в производственном коллективе (как по горизонтали, так и по вертикали) на определенном (достаточно продолжительном) временном отрезке.
Многочисленными экспериментами выявлено, что личность имеет определенную тенденцию в восприятии своей группы в качестве источника ориентации, при условии, что сообщество является высокоразвитым. При этом в установках членов группы присутствует значительная однородность по отношению к оценке содержательной стороны совместных действий. Данная однородность определяется как ценностно-ориентационное единство, характеризующее систему внутригрупповых связей. Эта характеристика показывает степень идентичности оценок, позиций и установок в группе относительно объектов (событий, задач, лиц, идей,) имеющих наибольшую значимость для всей группы [7].
Самое большое значение имеет идентичность оценок касающихся деловой сферы, подхода к задачам и целям совместной деятельности. В качестве количественного показателя групповой сплоченности можно принять индекс сплоченности.
Индекс сплоченности – это частота совпадений позиций и оценок членов группы относительно объектов, имеющих существенную значимость для всей группы.
Сплоченность является обратимым процессом. В результате возникновения конфликтной ситуации, разобщения он может быть, как ослаблен в различной степени, так и вовсе сведен на нет.
В зависимости от таких факторов как социальные ожидания, собственные притязания членов коллектива, а также от существующего положения дел находится степень удовлетворенности условиями труда.
Психологический климат коллектива находится в зависимости от целого ряда таких факторов как:
общее состояние окружающих,
эмоциональное и психическое состояние каждого члена коллектива.
В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы может проявляться посредством характера психического настроя людей, а она в свою очередь может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д. [6].
Самооценка, настроение, самочувствие является психологическим явлением, целостной реакцией на воздействие микросреды и условий деятельности человека в группе.
Они – есть субъективные формы проявления психологического климата [7].
О благоприятном психологическом климате группы свидетельствуют следующие признаки:
- доверие и высокий уровень требовательности членов группы по отношению друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свобода выражения собственного мнения члена группы при обсуждении общеколлективных вопросов;
- отсутствие давления на подчиненных со стороны руководителей и признание их права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов группы о задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень эмоционального участия и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
- принятие каждым членом группы на себя ответственности за состояние дел в группе и пр.
Из вышеизложенного следует, что психологический климат трудового коллектива – есть социально обусловленное, относительно устойчивое отношение членов коллектива к самому коллективу как к единому целому. Психологический климат может строиться только на межличностных отношениях и является индикатором состояния этих отношений. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андруник А.П. Социально-психологический климат в коллективе сотрудников исправительного учреждения: личностная толерантность. Москва, 2022.
2. Брагина А.Е. Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе // Синергия Наук. 2021. № 65. С. 53-62.
3. Буторина Ю.Е. Формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе // В сборнике: современный образ детства и векторы развития дошкольного образования. материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной Году науки в РФ. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2021. С. 17-19.
4. Варламов А.В. Социально-психологический климат в воинском коллективе // В сборнике: Общество и личность: проблемы гуманизации современного социокультурного пространства. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных статей преподавателей, научно-практических работников,обучающихся вузов. 2019. С. 408-412.
5. Взаимосвязь стиля конфликтного поведения сотрудников МВД и психологического климата их коллектива / Безенкова Т.А., Слепухина Г.В., Андриенко О.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 311-315.
6. Гайнуллина А.В. Психологические проблемы деятельности руководителя по профилактике конфликтов и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 40-42.
7. Гусева Ю.Е., Николаева К.М. Личность педагога и психологический климат в коллективе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1 (42). С. 58-70.
8. Демьянец О.В. Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе // Интернаука. 2022. № 24-2 (247). С. 37-38.
9. Казберов П.Н. Вопросы содержания обучения курсантов пенитенциарных образовательных учреждений работе по изучению социально-психологического климата в коллективах сотрудников // Образование и право. 2022. № 9. С. 194-198.
10. Копалкина Е.Г. Взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе (на примере ООО "ИРКТЕХВЕНТ") // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9. № 2. С. 170-179.
11. Краснова М.В., Проняева Е.В. О формировании положительного социально- психологического климата в воинском коллективе // Человеческий капитал. 2022. № 4 (160). С. 135-140.
12. Кустов П.В. Психологические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективах курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Наукосфера. 2021. № 6-1. С. 94-97.
13. Леонтьева А.А., Проскурякова Л.А. Социально-психологический климат коллектива и эффективность деятельности // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 80-82.
14. Ложникова Е.В. Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 10 (61). С. 298-302.
15. Лукина Л.М., Корж Е.М. Стили руководства и социально-психологический климат трудового коллектива // В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. сборник статей и тезисов. Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет». 2020. С. 173-176.
16. Малкарова Р.Х., Газина Е.А. Конфликтологическая компетентность руководителя в создании благоприятного психологического климата в коллективе // В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. материалы XIX международной научно-практической конференции. 2019. С. 83-86.
17. Марьин М.И., Тимофеев А.Ф. Социально-психологический климат в служебном коллективе как объект психологического исследования // В сборнике: IV международный пенитенциарный форум "преступление, наказание, исправление". (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : Сборник тезисов выступлений и докладов участников. Федеральная служба исполнения наказаний Академия ФСИН России Попечительский совет УИС. 2019. С. 39-44.
18. Матыгов М.М. Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в коллективе // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 287-292.
19. Михайлова С.Ю., Смирнов Д.Е. Сравнительный анализ социально-психологического климата и социально-психологических явлений в коллективах сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 60-64.
20. Михновец Н.Н. Удовлетворенность трудом и жизнью как психологические детерминанты социально-психологического климата воинского коллектива // В сборнике: Этос: естественное и искусственное совершенствование человека. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 446-450.
21. Назаров А.А. Формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе // В сборнике: Стратегия научно-технологического развития в условиях нестабильности мировых рынков. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. 2019. С. 119-123.
22. Неустроева А.А. Создание благоприятного психологического климата на уроке английского языка как условия формирования личностной идентичности в коллективе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 9-1 (38). С. 162-163.
23. Николаева Н.В. Социально-психологические аспекты управления формированием благоприятного психологического климата в трудовом коллективе // В сборнике: Актуальные проблемы исследования массового сознания. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В. В. Константинов. 2019. С. 162-164.
24. Перекальская И.В. Влияние личности руководителя магазина на социально-психологический климат в коллективе и текучесть кадров // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. № 2 (20). С. 52-55.
25. Рахматуллина Р.Р. Управление социально-психологическим климатом педагогического коллектива // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 134-137.
26. Сарагоса А.Р. Деятельность руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе // Мединцентр. 2022. № 1. С. 38-40.
27. Тимошкина Е.В. Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе // Студенческий. 2021. № 30-1 (158). С. 69-71.
28. Томаева Б.К. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 7 (19). С. 614-620.
29. Федоренко А.В., Швацкий А.Ю. Стили руководства и социально-психологический климат в коллективе (на примере служебных коллективов управления внутренних дел) // Научное мнение. 2022. № 6. С. 60-65.
30. Фокина И.С. Факторы оптимизации психологического климата в коллективе дошкольной образовательной организации // В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования. 2022. С. 482-486.
31. Хиневич К.Д. Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе // Синергия Наук. 2021. № 62. С. 14-20.
32. Хот Д.Р. Совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Пенза, 2021. С. 252-255.