Фрагмент для ознакомления
2
Тема: «Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых не позволяет освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группы дошкольников с ОВЗ неоднородны, в нее входят дети с различными отклонениями в развитии:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями речи;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра.
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в сфере образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
В нашем дошкольном учреждении инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в условиях обычного коллектива, среди сверстников. Задача наших педагогов, воспитателей и родителей – помочь детям с ОВЗ понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от их ровесники.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ОВЗ должны быть известны всем субъектам, взаимодействующим с ребенком с ОВЗ. Во время пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении воспитателям необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
• включить в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разработав для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
• при оценке успеваемости ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а преимущественно с самим собой на прежнем уровне развития;
• создать для ребенка атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Воспитатель должен стремиться к непредвзятому принятию ребенка, пониманию его положения;
• правильно и гуманно оценивать динамику развития ребенка. Строить педагогический прогноз на основе педагогического оптимизма, стремясь найти у каждого ребенка сохраненные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опираться в педагогической работе.
Специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) проводят осмотр детей с ОВЗ, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План обучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседы с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование умственного развития; особенности детской деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога, воспитателя-логопеда в дошкольном учреждении для каждого ребенка с ОВЗ разрабатываются индивидуальные образовательные программы.
На основании рекомендаций специалистов воспитатель:
•проводит занятия по образовательным направлениям. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает мелкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, педагога-логопеда);
• применяет здоровьесберегающие технологии, создает в группе благоприятный микроклимат;
• консультирует родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания у детей, по индивидуальным особенностям ребенка, по приемам развития мелкой моторики и др.
Вновь прибывшим детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация является частью адаптационных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не идет на контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и т. д.). В этот период воспитатель должен снять напряжение, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание предметно-развивающей среды, адекватной возможностям ребенка, то есть системы условий, обеспечивающих всестороннее развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психические функции и формирование личности ребенка.
Для большинства детей характерны двигательные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует изменения планирования учебной деятельности и режима дня. В распорядке дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на гигиенические процедуры и приемы пищи. Предусматривается большое разнообразие организационных форм воспитательной работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения необходимо учитывать его размер, цветовой контраст; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать ярко выраженную, легко воспринимаемую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы и технологии обучения. При планировании работы важно использовать максимально доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается учителем в каждом конкретном случае.
В процессе воспитательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
При работе с детьми с ограниченными возможностями особое внимание следует уделять таким направлениям их развития, как:
- физическое здоровье (способствует укреплению силы воли, развивает умение выходить из сложных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
- социальные и коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
- художественно-эстетическая (ребенок развивает мелкую моторику, осваивает приемы работы с разными материалами).
Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в учебном процессе рекомендуется использовать дыхательную и артикуляционную гимнастику, глазную гимнастику, динамические паузы, упражнения на релаксацию, логарифмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массаж рук и активацию. биологически активных точек стопы с помощью специального оборудования (сенсорные дорожки, ребристые дорожки, тактильные панели и коврики). Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит для стимуляции зон коры головного мозга, развития речи, слухового восприятия, памяти, внимания, подготавливает руку к письму.
Многие дети с ограниченными возможностями имеют некоторую степень гиперактивности и синдрома дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (акцентировать внимание на деталях), утомляемость. В игре им сложно ждать своей очереди и учитывать интересы других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Целесообразно начинать с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах и только потом привлекать их к коллективным играм. Целесообразно подбирать игры с четкими правилами, игры, направленные на снятие чрезмерной двигательной активности детей.
Эмоциональное напряжение у детей снимается играми с водой и песком. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют экспериментирование, развитие познавательной деятельности.
Для работы со всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья педагогу будут полезны следующие правила:
1) давать краткие, четкие и конкретные инструкции.
2) для выполнения задания ребенку с ОВЗ требуется больше времени, чем другим детям.
3) разделить работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физические упражнения.
4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы создать ощущение успеха.
5) дать ребенку возможность выбора.
6) Поощряйте ребенка сразу, не откладывая на будущее.
7) заранее договариваться с ребенком о тех или иных действиях.
Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Провести консультацию с родителями (законными представителями)
Провести 2 (два) профориентационных мероприятия
«Кем быть?»
Ранняя профориентация для детей с ОВЗ
Цель: мотивация родителей к решению проблемы профориентации детей младшего школьного возраста, вовлечение родителей в процесс профессионального самоопределения детей.
Задачи:
- формирование интереса родителей, активное творческое участие в образовательном процессе;
- побудить родителей задуматься об особенностях воспитания интересов и увлечений детей в семье;
- создание условий, способствующих выявлению факторов, влияющих на формирование интересов детей и выбор будущей профессии;
- обучение родителей конкретным приемам и методам формирования ранних представлений о мире современных профессий у детей младшего школьного возраста
-включение родителей в моделирование развивающей предметно-пространственной среды;
- установление доверительных отношений между родителями воспитанников и учителями в вопросах профориентации школьников.
Материалы: Памятки «Для детей и их родителей по выбору профессии», «Перечень медицинских противопоказаний и рекомендуемых профессий при различных нарушениях у детей-инвалидов».
1 Вед: Здравствуйте, дорогие гости!
Тема нашей с вами встречи «Кем быть? Ранняя профессиональная ориентация детей-инвалидов». Думаю, все со мной согласятся, что удивительна страна детства, где дети мечтают о своем будущем, например, каким быть? Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, сегодня вы врач, завтра банкир и даже президент. Уже в возрасте 4 лет ребенок способен ответить на вопрос: Кем бы ты хотел быть? Поэтому младший школьный возраст является подготовительным этапом к дальнейшему профессиональному самоопределению в обществе.
2 Вед: Знакомить детей с разнообразным миром профессий необходимо начинать с младшего школьного возраста. Это способствует расширению их представлений о мире взрослых, вызывает интерес к их профессиональной деятельности, формирует уважение к труду и вещам, обогащает словарный запас.
Перед нами, взрослыми (педагогами и родителями), стоит очень непростая задача – с одной стороны, заинтересовать детей и познакомить их с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой – познакомить их с миром профессий. таким образом, чтобы у детей появилось желание стать профессионалом в своем деле и остаться работать в полном городе на благо всего общества.
1 Вед: В целях максимально разнообразить впечатления от профессий и закрепить полученные знания о профориентации младших школьников в классах нашего учебного заведения создана предметно-пространственная развивающая среда с учетом игровая и продуктивная деятельность детей. В классах оборудованы мини-центры детской активности профессиональной направленности. Оборудование и дидактические материалы этих центров несут определенную информацию о мире профессий и используются для передачи накопленного социального опыта детям.
Для ознакомления детей с творчеством взрослых педагоги используют традиционные методы обучения и воспитания:
• вербальные (беседы с использованием игровых персонажей и визуализации, чтение детской художественной литературы);
• визуальный (наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, рассматривание рисунков и иллюстраций);
• практические (экспериментирование с разными материалами, опыт работы по дому);
• игровые (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
2 Вед: В процессе ознакомления с художественной литературой о профессиях и орудиях труда, трудолюбии, мастерстве, пальчиковой и артикуляционной гимнастике, физкультурных минутках дети в непринужденной форме получают новые сведения о профессиях и закрепляют ранее полученные знания.
В процессе дидактических и настольно-печатных игр у детей формируются элементарные представления об обязанностях, необходимых инструментах, элементах одежды. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к профессиям, воспитывается уважение к труду.
Дома можно смотреть мультфильмы о профессиях, использовать дидактические, настольные и интерактивные игры. Предлагаем вашему вниманию интерактивные игры: «Кому что нужно для работы?» и «Барбоскины. Игры про профессии.
Показ интерактивных игр.
1 Вед: Одним из основных видов игры является игра с/р. Он позволяет конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых средствах. В правильно организованной игре есть возможность формирования качеств личности, необходимых для успешной работы в будущей взрослой жизни: лидерство, ответственность за поставленную задачу, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, справедливо решать спорные вопросы. .
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, инициативу и самостоятельность, их воображение и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Эта деятельность формирует стремление к самореализации, самовыражению, расширяет знания детей о различных профессиях, помогает в социальной адаптации.
2 Веды: В младшем школьном возрасте мы знакомим детей с рядом профессий из «внутренней среды», т.е. с работой тех людей, которые окружают ребенка (учителя, няни, повара, сиделки), постоянно подчеркивая свою заботу о детях. Главная задача - внушить чувство уважения к трудящимся, желание оказать посильную помощь.
В среднем звене добавляются профессии водителя, почтальона, врача и знания о профессиях родителей. В старших группах показываем результат труда, его социальную значимость для детей, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, связи, торговли, знакомим с трудом творческих профессий: художник, писатель и др.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций:
Родители разыгрывают ситуации:
Диалог 1
Мама: Дочь, собирайся, у тебя урок танцев через полчаса.
Дочь: Мама, я не хочу идти, я ничего не могу там сделать. В любом случае, танцы - это не мое.
Мама: Ты думаешь, что без регулярных занятий ты поступишь в институт на хореографическое отделение? В ваше время я так мечтала стать балериной!
Дочь: Не буду! Я хочу быть дизайнером.
*Вывод: Самая опасная родительская позиция – воплощать в ребенке свои несбывшиеся мечты.
Диалог 2
Папа: Ну что, сынок, что ты собираешься делать после школы?
Сын: Вы знаете, я мечтаю стать актером, как Сергей Безруков.
Папа: Какой ты актер? Шут горошком, наверное! Эти актеры развелись!
Сын: Но я учусь в театральном кружке и, говорят, у меня все получается.
Папа: Мужчина должен деньги в дом приносить, а не валять дурака!
* Вывод: Нельзя брать в руки кувалду и разбивать настоящие мечты. Опасность в том, что если это действительно мечта и осознанный выбор, то после бана такая ситуация возможна. Он покорно соглашается и отправляется учиться туда, куда хочет отец. Через какое-то время он понимает, что эта специальность не его. Возникает досада – родитель разрушил мечту, и время упущено. Не факт, что он был бы счастлив, если бы поступил на юридический факультет. Но вряд ли он осознает это в такой ситуации. Главное, что обида на отца будет расти. И на его «неудавшуюся» жизнь.
Диалог 3
Родитель (мама или папа): Куда ты пойдешь после школы?
Сын (пожимает плечами): Где-то.
- Ну, а с кем бы ты хотел поработать?
- Я понятия не имею. Где деньги платят.
- Какой предмет тебе нравится в школе?
- Никто.
- Ты вообще собираешься поступать в институт?
- Ну да, придется.
* Вывод: В этом случае стоит предложить более-менее подходящий, по мнению родителя, вариант.
1 Вед: Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Какие действия, по вашему мнению, могут предпринять родители, чтобы расширить знания учащихся о профессиях? (Родители перечисляют возможные совместные мероприятия: поход на день открытых дверей с ребенком, экскурсия на предприятие родителей, поиск информации в Интернете, беседа с человеком данной профессии)
2 Веды: В мире много профессий, их не счесть.
Сегодня многое важно и актуально, и нужно. Внимание на экран!
На экране появляется анимированная заставка «Все профессии важны»
1 Вед: Подводя итоги нашей встречи, хотелось бы сказать: «Дорогие отцы и матери и учителя! Подарите своему ребенку право выбора будущей профессии, поддержите ребенка, чтобы его мечта сбылась!
Спасибо за внимание, до скорой встречи!
Показать больше