Фрагмент для ознакомления
2
Отчет о производственной (преддипломной)
концентрированной практике
в научно-образовательном центре «Практическая психология» студента заочного отделения
группы ЗПЛуд-119
Практика проходила на базе научно-образовательного центра «Практическая психология» ВлГУ, под руководством ассистента кафедры «Общей и педагогической психологии» ВлГУ
Практика проходила в течение четырех недель: с 14.11.2022 по 10.12.2022 гг.
В рамках преддипломной практики для реализации цели были решены, поставленные задачи:
Для решения первой задачи был осуществлен анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования. Были рассмотрены особенности адаптированности ребенка к условиям ДОУ:
Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Рядом отечественных ученых, таких как А.Г. Алямовская, Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров, Л.В. Макшанцева, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.А. В образовательном учреждении были выявлены: 1. положительный характер (легкая адаптация);
2. условно положительный (средняя степень выраженности процессов);
3. отрицательный, отрицательный характер (тяжелая форма).
На адаптацию ребенка к дошкольному образовательному учреждению влияет не один, а несколько факторов, это его здоровье, наличие у него опыта общения и возраст. Формирование адаптации малышей зависит от многих факторов, таких как то, насколько он может вовлечь ребенка в игру и заинтересовать, а также от атмосферы в группе, доброжелательности воспитателя и его мягкой и спокойной речи.
Для случаев, когда ребенку нужно больше времени, чтобы привыкнуть к незнакомой обстановке и незнакомым людям, можно использовать И.В. Лапина «Алгоритм постепенного поступления в детский сад»:
- приход ребенка с родителями на прогулку;
- приход ребенка с мамой в группу во время игры;
- ребенка оставляют одного на 1-2 часа во время прогулки или во время игры;
- ребенок завтракает с одним из родителей и несколько часов остается один;
- ребенок остается один до обеда;
- ребенок остается спать, сразу после сна их уводят;
Ребенок остается на весь день.
Формирование адаптации малышей зависит от многих факторов, таких как то, насколько он может вовлечь ребенка в игру и заинтересовать, а также от атмосферы в группе, доброжелательности воспитателя и его мягкой и спокойной речи.
Таким образом, адаптационный период, успешность адаптации в основном зависит от того, насколько взрослые дома в семье смогли морально подготовить малыша к этому сложному периоду его жизни. В первый день пребывания в детском саду многие дети пугаются. Первое время в детском саду самое сложное. Ребенок в период адаптации является живой моделью стресса. Стресс – это реакция на переживание трудностей, скорость перехода из одной знакомой среды в другую – незнакомую.
Далее мы рассмотрели возможности взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптированности ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, который осуществляется посредством общения. Содержание, цели и формы взаимодействия с семьей зависят от склонностей и интересов семьи и ребенка и определяются характером участников взаимодействия.
Сотрудничество предполагает:
1. Психологическая адаптация родителей к дошкольной организации, а также установление контакта с педагогами дошкольного учреждения.
2. Презентация программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, методов работы с ребенком этого возраста.
3. Осознание роли родителей в процессе адаптации детей к детскому саду.
4. Изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать трудности в адаптации ребенка.
5. Изучение интересов семьи.
6. Выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития.
7. Формирование команды родителей с учетом возраста их детей.
8. Коррекционная работа с детьми и родителями.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста /М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2007. - 304 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997. – 456 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин.- Л.: Наука, 1988.- 207с.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе: практическое пособие для воспитателей и методистов дошкольного образовательного учреждения / Т.М. Бондаренко.- М.: Воронеж, 2007.
5. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / В. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 5.-с. 14-15.
6. Василкина Ю.В. Пойдем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] /Ю.Василькина// Мама и малыш. - 2007.- №9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/875
7. Ватутина Н.Д. Ребенок идет в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 1993.-80с.
8. Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации работников / Т.Н. Вершинин.-М.: Новосибирск, 1986.-286с.
9. Галигузова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет: пособие - пособие для родителей / Л.Н. Галигузова.-М.: Москва, 2002.
10. Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский сад / Л.Н. Галигузова // Мой Малыш.- 2006.-№5.
11. Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. ... кандидат психологических наук / И.А. Георгиева.- Л., 1985.- 22 с.
12. Давыдова, И.О. Адаптационные группы в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие / И.О. Давыдов. - М.: ТК Сфера, 2005. - 128 с.
13. Давыдов В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Политиздат, 1990.
14. Доронова, Т. Адаптация ребенка к дошкольному образованию: новые подходы /Т. Доронова // Обруч. -2006.- №5.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. –М.: Екатеринбург, 2000.
16. Калинина, Р.Г. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном образовательном учреждении / Р.Г. Калинина, Л. Семенова, Яковлева // Дошкольное воспитание. -1998.- №4.
17. Калинина, Р.Р. Тренинги развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина, - М.: Москва, 1999.
18. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие / Н.В. Кирюхин. - 2-е изд. - М.: Ирис-пресс, 2006. - 112 с.
19. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста /В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.
20. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации /П.С. Кузнецов. М.: Саратов, 2000. -123 с.
21. Ланцбург, М. Адаптация к детскому саду [Электронный ресурс]/ М. Ланцбург//mamapapa.ru: [сайт]. Режим доступа: http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad. HTML
22. Мочалова О.Л. Адаптация детей к дошкольному образованию / О.Л. Мочалова // Ребенок в детском саду. - 2006 - №4.
23. Немов Р.С. Психология. Книга. 2: Психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 608 с.
24. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада / Е.И. Николаев//Дошкольная педагогика. - 2011. - № 9. - С. 67-69.
25. Павлова, Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л.Н. Павлова. -М.: Москва, 2006.- 210с.
26. Павлова, Л. Второй год жизни: Мама в школе / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 104-110.
27. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов.- СПб: знак евро, 2006.- 479 с.
28. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы учителям и родителям / А.С. Русаков, - М.: Сфера, 2011. - 125 с.
29. Севостьянова Е.О. Дружная семья. Программа адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению / Е.О. Севостьянова.- Ред.: Сфера, 2007.-127с.
30. Смирнова, Е.О. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы психологов / Е.О. Смирнова. -М.: Аркти, 2004.
31. Сотникова, В. Самый маленький в детском саду. Из опыта московских учителей / В. Сотникова.- М.: Линка - Пресс, 2005.
32. Теплюк С.Н. Улыбка младенца в период адаптации / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание.-2006.- №3.
33. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. Программа и методические указания / С.Н. Теплюк.-М.: Изд-во Мозаичный синтез, 2006.