Фрагмент для ознакомления
2
4. Выполните одно из предложенных заданий на изучение образовательных технологий
- характеристика проектной деятельности младших школьников
В рамках прохождения практики мною была изучена следующая учебно-методическая литература по планированию исследовательской и проектной деятельности школьников:
• Полат, Е. С. Метод проектов на уроках
• Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя
• Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении
В ходе проведенного анализа, мною были сделаны следующие выводы:
В образовании метод проектов появился и впервые стал активно развиваться в США. Основу метода проектов составили теоретические концепции Дж. Дьюи, Х. Килпатрика, Э. Коллингса. Главный принцип обучения, провозглашенный авторами этих концепций, - обучение посредством делания. Смысл обучения посредством делания заключается в том, чтобы учебная деятельность для учеников строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Иными словами, результаты деятельности учащихся должны находить применение в жизни. Если это обеспечить, то учебные занятия, построенные по такому принципу, по-настоящему смогут заинтересовать и увлечь детей.
В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания особого продукта - проекта. Проектная и исследовательская деятельность учеников является обязательной, согласно требованиям ФГОС.
Рассмотрим определение понятия «проект» и «проектная деятельность».
Слово «проект» в толковом словаре русского словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой определяется следующим образом: «…замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства».
Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
Проектная деятельность – это деятельность учащегося и учителя по разработке проекта и оформлению необходимой для его создания проектной документации.
Цель проектного обучения – создание условий при которых учащиеся:
• Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• Развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблемы, сбора информации и т.д.);
• Развивают системное мышление.
Наиболее общей и распространенной в литературе является классификация проектов, предложенная Е. С. Полат: по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
Выбор типа проекта обусловлен несколькими факторами: спецификой учебного предмета, формой организации проектной деятельности, уровнем подготовки обучающегося и учителя, материально-технической базой образовательного учреждения.
Схема 1. Классификация проектов по Е. С. Полат
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
Схема 2. Этапы проектной деятельности
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Проектные технологии наиболее полно отвечают требованиям реализации личностно-ориентированного обучения, поскольку каждый из детей включён в проектную работу. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка. Этапы работы над проектами в начальной школе такие же, как и на любом другом этапе обучения в основной, или старшей школе. Особенностью организации проектной деятельности в начальной школе, в первую очередь, является ориентация на то, чтобы учащиеся получили общее представление о том, что такое проект, приобрели умения видеть проблемные ситуации в предметных областях, научились на начальном уровне осуществлять поиск информации, необходимой для создания проекта, а также презентовать результаты проектной деятельности. В самом начале процесса учитель погружает детей в проект и организует их продуктивную работу над проектом. Когда дети понимают, что именно от них требуется, они начинают работать самостоятельно и на конечном этапе презентуют свой проект. Задача учителя по завершении работы над проектом – провести соответствующую рефлексию детей.
В ходе работы над проектами, дети знакомятся с такими понятиями как актуальность, проблема, цель, задачи и др., учатся формулировать сюжетную ситуацию, уточняют и конкретизируют цели и задачи работы над проектом. Преимущества проектных технологий заключаются в том, что ограниченный временными рамками урок постепенно переходит во внеурочную деятельность. Сегодня можно говорить, что проект - это метод обучения. Работа по методу проектов – это всегда высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Выполнение любого проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы и планирование подготовки проекта. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных лиц. Тем не менее, далеко не каждый проект может быть спрогнозирован от начала до самого конца. Это относится к творческим и ролевым проектам. Почти каждый проект требует исследовательской работы детей. Особенность проектной деятельности – это постоянный поиск информации, которая затем будет обрабатываться и осмысливаться. Результатом работы над проектом является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен одноклассникам, или представителям общественности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фе¬де¬раль¬ный за¬кон "Об об¬ра¬зо¬ва¬нии в Рос¬сий¬ской Фе¬де¬ра¬ции" : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373]. - 2009.;
3. ФГОС Начальное общее образование обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья): [утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598]. - 2014.;
4. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие . —— Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. Кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – 2. -е изд. – М.: Просвещение, 2011.;
8. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего
9. школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика [Текст] / Т. В. Безродных.— Новосибирск : ЦРНС, 2009. —