Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ теоретических источников по теме исследования
Сегодня мир переживает новую социальную реальность, которая характеризуется неопределенностью и риском. Сейчас люди из разных социальных слоев находятся в группе риска. Повышенная тревожность среди населения связана с различными факторами, такими как стихийные бедствия, экологические катаклизмы, политические кризисы, террористические акты и т.д. Все виды рисков, связанных с людьми, включают беспокойство, неопределенные обстоятельства, неуверенность в будущем, изменение ценностей, изменение моральных принципов, растущее чувство нестабильности и незащищенности, а также постоянные угрозы планам и стремлениям людей в жизни. Однако успех невозможен без риска. Это инструмент, который помогает людям решать проблемы в ряде ситуаций.
Молодые люди находятся в центре проблем современного мира. Молодые люди, являющиеся важной частью общества, всегда подвергаются некомфортным условиям современного мира, то есть внешним угрозам и рискам. В начале жизни молодые люди сталкиваются с рядом рисков: они живут без университета, не могут найти университет, не могут создать семью, не могут выжить, конкурируя в бизнесе. Период взросления связан с приобретением и изменением своего социального статуса.
Те, кто находится в группе риска, потому что они всегда загружены во что-то новое, неизвестное. И где они подвергаются риску без мотивации, в то время как смелость и легкость, с которыми молодые люди идут на риск, редко компенсируются сильными оценками вероятности выигрыша и проигрыша, а риск неудачи является хорошим, с одной стороны, риск является наиболее распространенной основой, а с другой стороны, это важный фактор, необходимый для социального развития молодежи. Существуют определенные социальные риски, связанные с социальной средой для молодых людей.
Изучение риска как концепции среди молодежи имеет гетерохимический и практический смысл: риск является наиболее важной характеристикой в образе жизни молодых людей, определяющей определенные характеристики поведения, отношения с друзьями и другие паттерны, как основу для определенных проблем, которые лучше всего подходят молодым людям. Исследование этой проблемы отечественными и зарубежными исследователями выявило основу многих явлений в различных молодежных группах.
Образование как социальное явление призвано создавать условия для поощрения, «раскрутки» и самосовершенствования личности, обеспечения защиты и удовлетворения основных потребностей всех участников образовательного процесса и предотвращения социальных рисков. Наука об окружающей среде, как собирательное понятие, является основой жизни.
Сегодня в педагогике собрана информация о понятии "педагогическая среда" и ее характеристиках, условиях формирования, влиянии педагогической среды на индивидов и факторах, регулирующих педагогическую среду. К ним относятся социальные науки, потребление, обмен и инкорпорация культурных ценностей, а также актуализация в поведении. С точки зрения исследователей, социальная среда относится к определенному фактологическому типу.
При изучении того, как обеспечить безопасность учебной среды, можно выделить четыре группы риска.
Во-первых, это люди, которые физически или психологически наносят ущерб другому человеку или группе людей и препятствует эмоциональной близости.
Во-вторых, ксенофобия. Это явление также является проявлением насилия, но точно так же оно имеет реальную социальную природу и представляет серьезную опасность для тех, кто предлагает псевдообъяснения многих существующим социальных проблем.
В-третьих, такое поведение наносит вред детям и молодежи, что наносит ущерб их собственной жизни и здоровью. В эту группу входят разнообразные вредные привычки, нарушения закона, саморазрушительное поведение.
Четвертая - это возникающий риск, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Некоторые отечественные эксперты выделяют следующие 6 видов рисков при изучении экологических рисков.
1. функциональный риск связан с качеством образования, неудовлетворенностью потребностями, которые определяют его выбор.
2. финансовый риск - это возможность потерять деньги из-за отсутствия учебы.
3. физические риски - физические упражнения связаны с высоким психологическим и физическим напряжением.
4. психологический риск - это изменение самооценки из-за изменения самопонимания, направленного в негативную сторону.
5. Социальный риск - это вероятность того, что другие люди не примут сделанный выбор.
6. Невозможность заполнить свое свободное время.
При построении комплексной модели социокультурного риска необходимо обратить внимание на показатели мониторинга, выбранные российскими экспертами, которые позволяют оценивать определенные характеристики социальной ситуации через характеристики образовательной среды с точки зрения ее психологической безопасности. Этот комплекс содержит следующие показатели: сообщество (последовательность учебной деятельности); осведомленность (последовательность учебной деятельности); удовлетворенность учителем (удовлетворенность существенными характеристиками преподавательской среды); безопасность (защита от психологического насилия); стабильность (стабильность преподавательской среды).
При классификации рисков в образовательной среде выделяют группу специалистов или персонала, оценивающих риск. Для поддержания безопасности и здоровья тех, кто участвует в образовательном процессе необходимо создать и внедрить эффективную систему занятости для снижения социальных и профессиональных рисков, связанных с трудоустройством учителей.
2. Диагностика рисков образовательной среды
Образовательная среда понимается как совокупность социальных, культурных и специально организованных психолого-педагогических условий в образовательном учреждении, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит формирование личности.
Этот термин, по мнению В.А. Ясвина, можно рассматривать как систему влияний и условий для формирования личности по определенному шаблону, а также возможностей для развития, содержащихся в социальной и пространственно-тематической средах.
Одним из методов психолого-педагогического анализа образовательной среды является экспертиза, которую можно рассматривать не только как источник достоверной информации, но и как важную составляющую процесса управления в образовании.
Широта образовательной среды - это ее структурная и содержательная характеристика, которая показывает, какие темы, объекты, процессы и явления включены в эту образовательную среду. Интенсивность образовательной среды - это ее структурная и динамическая характеристика, которая указывает на степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрацию ее проявления. Степень осведомленности об образовательной среде является показателем сознательного участия в ней всех субъектов образовательного процесса.
Общность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов этой образовательной среды. Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Доминирование образовательной среды характеризует важность этой локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Когерентность (непротиворечивость) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность этой локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этого человека.
Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного творческого потенциала и расширения этой образовательной среды в жизненное пространство. Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органическим эволюционным изменениям в контексте экологических отношений. Стабильность образовательной среды характеризует ее устойчивость во времени.
Следующие результаты были получены тремя опрошенными группами, учителями, воспитателями и специалистами (всего 45 участников), в результате изучения параметров образовательной среды.
Блоки Средние показатели
I Широта 3,3
II Интенсивность 3
III Осознаваемость 2,8
IV Обобщенность 7,6
V Эмоциональность 4,5
VI Доминантность 5,7
VII Когерентность (согласованность) 3,2
VIII Социальная активность 2,4
IX Мобильность 6,6
X Устойчивость 10
Структурной и содержательной характеристикой образовательной среды является "широта". Эта характеристика показывает, какие субъекты и объекты, процессы и явления входят в нее. Показатели широты окружения у учителей равны 3,3. Это означает, что испытуемые воспринимают окружение как довольно невыразительное и лишенное больших возможностей. Такие показатели не побуждают участников быть более активными или свободно формировать и выражать свое мнение. Студенческие поездки, обмен преподавателями с другими учебными заведениями застревают.
Показатель интенсивности образовательной среды, который указывает на степень насыщенности условиями коррекции и развития, влияниями и возможностями, а также концентрацией их проявления, равен 3. Этот показатель свидетельствует о том, что образовательная среда недостаточно активно декларирует коррекционно-педагогический контекст развития личности учащегося, учащегося во время обычных и внеклассных занятий. На практике существует несоответствие между смоделированными и реализованными условиями. Внедряются интерактивные формы и методы обучения.
Степень осознанности образовательной среды показывает меру сознательного включения в нее всех субъектов образовательного процесса. Этот показатель является одним из самых низких 2,8. Показатель означает, что испытуемые мало осведомлены о своей причастности к истории, традициям, особенностям и целям образовательного учреждения, и это несмотря на то, что окружающая среда представляет особую ценность. Полученные результаты можно объяснить особым контингентом студентов, школьников; особенностями социального статуса родительского сообщества. Снижается уровень осведомленности об учебном заведении, символике, общении с выпускниками
Общность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов. Для учителей этот показатель находится на втором месте по степени серьезности: 7,6. Высокий показатель для учителей означает, что большая часть школьного персонала, по сути, представляет собой единую профессиональную команду.
Эмоциональность образовательной среды 4.5. Показатели хорошие и соответствуют выявленной модальности среды.
В преподавательском составе принято делиться как профессиональными, так и личными проблемами в небольших группах; преподаватели сопереживают и поддерживают студентов; эмоциональность дизайна пространственной и профессиональной среды находится на довольно хорошем уровне. Полученные результаты и наши наблюдения позволяют рассматривать эмоциональность этой среды как предпосылку для предотвращения профессионального выгорания преподавателей учреждения.
Доминирование образовательной среды характеризует важность этой локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминирование показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность. Показатели доминирования в окружающей среде 5,7. Это означает, что школа, как профессиональная сфера деятельности, как источник средств к существованию, как социальный институт, занимает довольно высокое положение в иерархии ценностей респондентов.
Общество по-прежнему проявляет нетерпимое отношение к детям с особенностями развития, особенно с психическими расстройствами. А специальный учитель принимает ребенка как абсолютную ценность и знает, как учить и развивать его на основе "безграничных" потенциальных возможностей.
Согласованность образовательной среды показывает, насколько эта образовательная среда встроена в среду обитания индивида. Низкие показатели 3,2 связаны со спецификой студенческого контингента, содержанием образования, социальной и профессиональной мобильностью выпускников, спецификой включения в социальные связи и организацией преемственности различных уровней образования учащихся с задержкой психического развития. Происходит широкая социальная интеграция.
Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного творческого потенциала и ее включенности в окружающую среду. Показатели, полученные в ходе оценки, являются самыми низкими - 2,4, что указывает на то, что респонденты более скептически относятся к творческому социальному потенциалу окружающей среды. Самый важный социальный продукт тоже воспринимается скептически - студенты, школьники. В условиях рыночной конкуренции, развития технического прогресса это еще раз убеждает в необходимости, с одной стороны, искать и определять условия для послешкольной адаптации и профессиональной социализации ребенка с психическими расстройствами. С другой стороны, в контексте радикальной смены идеологических взглядов, смены образовательной парадигмы необходимо задуматься об образовательной миссии специального (исправительного) учреждения. Трансляция успехов и работа со средствами массовой информации застряли.
Мобильность образовательной среды - это способность компонентов среды иерархически перестраиваться с учетом новых обстоятельств, условий, технических возможностей и т.д. Полученные результаты интересны. 6.6. Относительно высокий балл, полученный при оценке учителями, определяется готовностью учителей принять новые образовательные цели, варьировать содержание и методы обучения людей с психическими расстройствами, овладевать новыми профессиональными компетенциями.
Стабильность образовательной среды как характеристика ее временной стабильности оценивается как очень высокая (10). Показатели высокие, ведь история учебного заведения насчитывает полвека.
Самый высокий балл был присвоен образовательной среде специального (исправительного учреждения) по шкале "устойчивость", самый низкий – по шкале "социальная активность". Это дает основания полагать, что образовательное учреждение встроено в систему ценностей субъектов специального образования. В то же время декларируемая готовность общества и государства расширять образовательное пространство для детей с задержкой психического развития и их педагогов не подкрепляется на практике конкретными мерами, что снижает возможности для проявления социальной активности субъектов образовательной среды исправительного учреждения.
Изучение образовательной среды специального (исправительного учреждения) - это совместная поисково-исследовательская деятельность экспертов и субъектов образовательной среды с целью понимания возможностей и перспектив развития конкретной среды, а также профессионального развития всех участников.
Процедура экспертизы образовательной среды требует изменения содержания и исключения ряда участников; студенты не могут выступать в качестве экспертов из-за особенностей своих когнитивных способностей, сниженной критичности и недостаточной способности к обобщению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 5, вып. 1 (17). С. 70-76.
2. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 6. С. 135-141. 28
3. Баева И.А., Лактионова, Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2019. № 6. С. 5-12.
4. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. С. 157169.
5. Безопасная образовательная среда: теоретические психологопедагогические основы формирования, сопровождения и оценки / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2020. 269 с.
6. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: ПрогрессТрадиция, 2020. 384 с.
7. Беляева П.И. Психологическая безопасность школьника как психическое состояние // Вестник Новгородского государственного университета. 2021. № 64. С. 73-76.
8. Богдановская И.М., Проект Ю. Л., Богдановская А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2020. № 6. С. 49-57.
9. Веретина О.Р., Пархоменко, О.Г. Психологическая безопасность и потребительский риск в образовании // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сб. науч. ст. по материалам Третьего международного форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2019 г.) / под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш; пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. СПб.: Книжный Дом, 2020. С. 97-98.
10. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак, 2018.-672с.
11. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2020. - 400 с.
12. Педагогическая психология. Зимняя И.А.- М.: Логос, 2018 - 384 с.
13. Педагогическая психология. Хрестоматия. Маркова А.К. Психологическая характеристика мотивации учения школьников. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2017.
14. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей
подросткового возраста. - М.: АНО "ПЭБ", 2017. - 56 с.