Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетные организации являются важным элементом структуры финансово-экономических отношений в нашей стране. Бюджетная система содержится за счет более чем половины создаваемых в стране финансовых ресурсов. Отчетность о поступлении и расходовании данных средств является важной составляющей финансовой отчетности бюджетных организаций.
Бюджетный процесс постоянно претерпевает качественные изменения и реформирование, обеспечивающие повышение эффективности таких важных направлений как бюджетирование, ориентированное на результат, бюджетное планирование в среднесрочной перспективе, организация классификации расходов бюджетов в соответствии с целями и задачами государственной политики.
Говоря об эффективности расходования бюджетных денежных средств, нельзя недооценивать роль планирования расходов. Именно высокое качество планирования расходов бюджетных организаций позволяет обоснованно подготавливаться и принимать эффективные решения в части расходования средств бюджета во всех сферах финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Планирование является важным инструментом повышения результативности доходов и расходов бюджетных организаций. Благодаря планированию можно оценить влияние планируемых расходов на экономическую эффективность организации.
В связи с вышеизложенным, можно отметить, что проблема планирования расходов в бюджетных организациях является актуальной.
Целью данной работы является разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы планирования расходов бюджетного учреждения МБУ «МКЦ МО «Сосногорск» на основе анализа влияющих на нее факторов.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучить сущность, значение и процедуру планирования расходов бюджета МБУ «МКЦ МО «Сосногорск».
2. Проанализировать динамику и структуру расходов учреждения.
3. Оценить процессы планирования расходов МБУ «МКЦ МО «Сосногорск».
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы планирования расходов бюджетного учреждения.
Объектом исследования являются расходы бюджетного учреждения «МКЦ МО «Сосногорск».
Предмет исследования — процессы планирования расходов МБУ «МКЦ МО «Сосногорск».
В качестве методов исследования были использованы экономико-математические методы, анализ явлений и процессов.
Методологическая база исследования: труды Берман Г. Н., Бочарова В. В., Махновой Н. А., Николаевой Т. П. и др., научные статьи периодических изданий «Финансы», «Молодой ученый», «Экономика» и др. Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, материалы официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ РАСХОДОВ МБУ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «СОСНОГОРСК»
2.1. Общая характеристика МБУ «МКЦ МО «Сосногорск»
Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческий культурный центр муниципального района «Сосногорск»» является некоммерческой организацией, созданная и осуществляющая свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» . Учреждение не ставит своей целью извлечение прибыли, а полученные доходы распределяет на уставные цели.
Бюджетное учреждение располагается по адресу: 169500, Республика Коми, город Сосногорск, улица Ленина, дом 19.
Основной целью деятельности бюджетного учреждения является удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организация его досуга и творчества.
Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование муниципального района «Сосногорск».
Функции и полномочия Учредителя бюджетного учреждения от имени муниципального образования муниципального района «Сосногорск» осуществляет Отдел культуры администрации муниципального района «Сосногорск».
Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени муниципального образования муниципального района «Сосногорск» осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск».
Сведения о штате учреждения в период 2019-2021 годов представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Сведения о штате учреждения МБУ «МКЦ МО «Сосногорск» за период 2019–2021 гг.
Год Количество сотрудников, чел. Средняя заработная плата, руб.
2019 45 32 123,6
2020 45 34 529,65
2021 45 35 088,64
Источником формирования финансовых средств учреждения являются:
субсидии на оказание услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления;
субсидии на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением Учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение такого имущества. При передаче данного имущества в аренду, финансовое обеспечение на содержание такого имущества собственником имущества не осуществляется;
средства от оказания платных услуг и выполнения платных работ;
иные финансовые средства, не запрещенные законодательством.
2.2. Анализ динамики состава и структуры расходов МБУ «МКЦ МО «Сосногорск»
Важнейшее условие, обеспечивающее эффективность использования бюджетных средств и возможность выявления резервов ее повышения, заключается в постоянном совершенствовании методических подходов к планированию, финансированию и использованию средств бюджетных учреждений.
Однако следует учесть, что в условиях отсутствия значительных изменений системы бюджетного планирования выработка подхода к определению результативности финансирования бюджетных расходов достаточна трудоемка, что обусловливает необходимость проведения реформирования, направленного на проектирование и интеграцию в бюджетный процесс процедуры по оценке результативности бюджетных расходов, а также реализацию поэтапного перехода к бюджетному планированию и финансированию, ориентированному на достижение социально значимых и измеримых результатов .
Для того, чтобы оценить эффективность расходования бюджета МБУ «МКЦ МО «Сосногорск», необходимо провести комплексный анализ динамики состава и структуры расходов учреждения.
Для начала с помощью горизонтального анализа проанализируем абсолютное и относительное отклонения фактических расходов в период 2019-2021 гг. (табл. 2).
По результатам данных, представленных в таблице видно, что в 2020 году расходы учреждения увеличились в сравнении с 2019 годом на 649 696 руб. или на 2%.
В 2021 году прослеживается снижение расходов учреждения в сравнении с предыдущим годом на 2 388 525 руб. (темп роста составил 94%).
Таблица 2 – Анализ динамики расходов МБУ «МКЦ МО «Сосногорск», руб.
Наименование Фактические значения Абсолютное отклонение Относительное отклонение, % +/-
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2020 к 2019 2021 к 2020 2020 к 2019 2021 к 2020
Расходы всего 36 935 780 37 585 476 35 196 952 649 696 - 2 388 525 +2 -6
в том числе -
1. на выплаты персоналу 22 370 113 22 377 797 22 973 959 7 683 596 163 0 +3
2. социальные и иные выплаты населению - 1 485 - 1 485 - 1 485 - -
3. уплата налогов, сборов и иных платежей 104 893 79 276 467 592 -25 617 388 316 -4 +490
4. расходы на закупку товаров, работ, услуг 14 460 773 15 126 918 11 755 400 666 144 -3 371 517 +5 -12
в том числе -
4.1. прочая закупка товаров, работ, услуг 14 460 773 15 126 918 5 301 394 666 144 -9 825 523 +5 -65
в том числе -
4.1.1. расходы на услуги связи 185 668 201 148 212 055 15 480 10 907 +8 +5
4.1.2. расходы на транспортные услуги 134 949 34 000 305 000 -100 949 271 000 -75 +798
4.1.3. расходы на коммунальные услуги 6 720 206 6 689 981 399 371 -30 225 -6 290 610 0 -94
4.1.4. расходы на аренду 57 600 - 195 500 -57 600 195 500 - -
4.1.5. расходы на содержание имущества 859 162 3 610 506 905 791 2 751 344 -2 704 715 +320 -75
4.1.6. расходы на оплату прочих услуг 2 308 431 1 082 731 692 389 -1 225 699 -390 342 -53 -36
4.1.7. расходы на приобретение основных средств 2 711 626 2 492 665 1 760 178 -218 961 -732 487 -8 -29
4.1.8. расходы на приобретение материальных запасов 1 483 132 1 015 887 831 109 -467 245 -184 778 -32 -18
4.2. закупку энергетических ресурсов - - 6 454 006 - 6 454 006 - -
Увеличение произошло преимущественно за счет роста расходов на закупку товаров, работ, услуг на 666 144 руб.. В частности, наибольшее увеличение расходов было достигнуто по статье «расходы на содержание имущества», которые увеличились на 2 751 344 руб. (темп роста 420%), несмотря на снижение расходов по статье «расходы на оплату прочих услуг» на 1 225 699 руб., расходов на приобретение материальных запасов на 467 245 руб. и на приобретение основных средств на 218 961 руб.
В 2021 году прослеживается снижение расходов учреждения в сравнении с предыдущим годом на 2 388 525 руб. (темп роста составил 94%).
Снижение расходов в 2021 году произошло за счет уменьшения затрат на закупку товаров, работ, услуг на 3 371 517 руб., а именно снизились расходы на коммунальные услуги на 6 290 610 руб., расходы на содержание имущества на 2 704 715 руб., расходы на приобретение основных средств на 732 487 руб.
При этом, стоит отметить, что появилась такая статья затрат, как «закупка энергетических ресурсов», сумма расходов по которой составила 6 454 006 руб., так же увеличились расходы на выплаты персоналу на 596 163 руб., уплату налогов на 388 316 руб., транспортные услуги на 271 000 руб. и расходы на аренду в сумме 195 500 руб.
Далее проведем вертикальный анализ структуры расходов МБУ «МКЦ МО «Сосногорск» (табл. 3).
Для наглядности, представим вертикальный анализ в виде диаграммы (рис. 1).
По данным, представленным в таблице видно, что за все 3 анализируемых периода наибольшую долю в структуре расходов учреждения имеют затраты на выплаты персоналу. В 2019 году расходы на выплату персоналу составляли 60,56% от общей величины расходов учреждения, в 2020 году удельный вес снизился на 1,03 процентных пункта и составил 59,54% и по данным на конец 2021 года доля расходов на выплаты персоналу
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // СПС КонсультантПлюс
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016) // СПС КонсультантПлюс
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года №51- ФЗ // СПС КонсультантПлюс
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС КонсультантПлюс
5. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф (ред. от 05.05.2014) // СПС КонсультантПлюс
6. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н 33н (ред. от 01.03.2017) // СПС КонсультантПлюс
7. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 687 с.
8. Бедрачук, И. А. Финансы бюджетных организаций: учебное пособие / И. А. Бедрачук, Е. В. Пивень. – Владивосток: ВГУЭС, 2013. – 52 с.
9. Белолипцев, И. А., Лукина И. И., Кабирова А. С. и др. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование. Часть 2. — М.: Прометей, 2019. — 128 c.
10. Берман, Г. Н. Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отраслях производственной сферы: Учебное пособие / Г.Н. Берман. — СПб.: Лань, 2019. — 368 c.
11. Бочаров, В. В. Коммерческое бюджетирование: учебник. СПб.: Питер, 2013. – 368 с.
12. Вахрушина, М. А. Бюджетирование в системе управленческого учета: Монография / М. А. Вахрушина, Л.В. Пашкова. — М.: Вузовский учебник, 2016. — 64 c.
13. Виткалова, А. П. Внутрифирменное бюджетирование: Учебное пособие для бакалавров / А. П. Виткалова. — М.: Дашков и К, 2016. — 128 c.
14. Гашкина, С. Бюджет организации расходов - реальные шаги к реальному результату // Бюджет. – 2018. – 223с.
15. Гладкий, А. А. Бюджетирование на компьютере. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2020. — 280 c.
16. Горшенина, О. Внедрение БОР в процессе бюджетного планирования // Бюджет. – 2019. – 526 с.
17. Грузнов, А. Бюджетирование государственных услуг: Ивановская область // Бюджет. – 2019. – №10. – 913 с.
18. Гурунян, Т. В. Финансы бюджетных учреждений / Т. В. Гурунян. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – 190 с.
19. Дронь, С.Ю., Шайбакова, Э.Р. К вопросу о методике анализа доходов и расходов бюджетной организации / В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 195-197.
20. Ермилова, М. И. Внутрикорпоративное финансовое планирование и бюджетирование. Учебник / М. И. Ермилова, Е. О. Азизи, М. Е. Косов. — М.: Юнити, 2018. — 336 c.
21. Жуклинец, И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / И. И. Жуклинец. – М.: Юрайт, 2015. – 504 с.
22. Иванов, Е. А. Бюджетирование в учетно-аналитических системах многосегментных организаций: Монография / Е. А. Иванов. — М.: Инфра-М, 2018. — 272 c.
23. Кабир, Л. С. Характеристика внедряемых механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результаты: // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 202. – №3. – с. 19-25.
24. Калабихина, И. Е. Социальное бюджетирование. — М.: Проспект, 2018. — 128 c.
25. Калайда, А. Д., Арутюнян Ю.И. Обеспечение механизма устойчивого развития предприятия // Материалы 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год «Научное обеспечение агропромышленного комплекса». – Краснодар: КубГАУ, 2019. – С. 567-570.
26. Карпов, А. Эффективная система бюджетирования и управленческого учета. Практические советы и рекомендации. — М.: Москва, 2016. — 176 c.
27. Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник для бакалавров / В.Э. Керимов. — М.: Дашков и К, 2015. — 384 c.
28. Коблова, Г. И., Золотарева, Е.В. Бюджетный учет и контроль — Учебное пособие. — Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. — 144 с. Магомедова, Д.М. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие / Д.М. Магомедова. – Махачкала: ДГИНХ, 2019. – 88 с.
29. Колчина, И. Н. Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений : // Бюджетный учет. – 2021. – №8. – С. 12-14.
30. Кузьмина, М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы / М.С. Кузьмина. — М.: КноРус, 2016. — 1280 c.
31. Ладыгин, В. В. Бюджетирование и контроль на предприятии. — М.: Едиториал УРСС, 2021. — 530 c.
32. Магомедова, Д. М. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие / Д.М. Магомедова. – Махачкала: ДГИНХ, 2014. – 88 с.
33. Маевская, Е. Б. Стратегический анализ и бюджетирование денежных потоков коммерческих организаций: Монография / Е.Б. Маевская. — М.: Инфра-М, 2018. — 256 c.
34. Махнова, Н. А. Модели управления финансовыми потоками в сфере здравоохранения и их особенности//Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: Сб. научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции (23 ноября 2013 г.)/Под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Ереминой. -М.: Юстицинформ, 2019. – С. 445-452.
35. Миронов, Л. В., Тюфанов В. И. Особенности анализа доходов и расходов бюджетных организаций и их место в финансовой системе РФ / В сборнике: Анагенез управления экономическими системами как новый взгляд на экономическое развитие Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017.– С. 276-285.
36. Незамайкин, В. Н. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие / В. Н. Незамайкин, Н. А. Платонова, И. Л. Юрзинова. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 200 c.
37. Николаева, Т. П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2018. – 380 с.
38. Петренко, М. С. Финансовое обеспечение системы здравоохранения в РФ на современном этапе / В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 120-125.
39. Романова, Д. А., Колесник, Н. Ф. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 544-546.
40. Сабырова, Г. Ж. О некоторых проблемах бюджетного планирования в государственных образовательных учреждениях / Г.Ж. Сабырова // Известия вузов. – 2018. – №6. – С. 119-122.
41. Санталова, Ю. Е., Почекаева, О. В. Источники финансирования некоммерческих организаций / Молодежный научный вестник. – 2017. – № 3 (15). – С. 161-168.
42. Сергиенко, Н. С. Актуальные проблемы администрирования доходов бюджетов / Налоги и налогообложение. 2017. – № 6. – С. 1-13.
43. Федотова М. В. Исследование термина «организация исполнения бюджета» в контексте практики применения в РФ / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2017. – № 1 (38). – С. 97–104.
44. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов. — М.: Юрайт, 2020. — 206 c.
45. Черницына, О.Ю. Учет расходов в бюджетных образовательных учреждениях // Финансы. – 2019. – №5. – 559 с.
46. Чиненов, М. Бюджетное планирование и прогнозирование / М. Чиненов, В. Семибратов. – М.: Де-По, 2015. – 118 с. 21. Чумичева, Г.А. Проблемы планирования бюджетных расходов / Г.А. Чумичева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №3. – С. 74-81.
47. Чиненов, М. Бюджетное планирование и прогнозирование / М. Чиненов, В. Семибратов. – М.: Де-По, 2018. – 118 с.
48. Чумичева, Г.А. Проблемы планирования бюджетных расходов / Г.А. Чумичева // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №3. – С. 74-81. Шакирьянова, А.И. К вопросу о дополнительных источниках финансирования государственных учреждений: факторы повышения финансовой устойчивости /Управление устойчивым развитием. – 2017. – № 3 – (10). С. 23-30.
49. Яковлева, А. С. Бюджетная смета в части доходов некоммерческой организации / В сборнике: Основные направления развития агробизнеса в современных условиях Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. – С. 217-219.
50. Сравнительная информация о плановых и фактических показателях / Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. – URL: https://bus.gov.ru/agency/252812/plan-result-comparison (дата обращения: 14.12.2022)
51. Информация о плане финансово-хозяйственной деятельности / Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. – URL: https://bus.gov.ru/agency/252812/plans (дата обращения: 14.12.2022)