Фрагмент для ознакомления
2
Разработка методической системы по теме исследования – научная новизна и теоретическая значимость
1.Изучить содержание автореферата диссертации М.М.Бадьина, раскрывающее структуру второй главы диссертации, особенности построения методической системы по теме исследования, содержание компонентов методической системы. Составить план содержания с вашими комментариями.
В автореферате диссертации М.М.Бадьина представлены методические особенности использования информационно-коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении.
План содержания главы:
1. Теоретико-методологические и методические основы построения методической системы использования информационно-коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении.
Автор выделяет два уровня построения методической системы по теме своего исследования:
1 уровень – Идеи информатизации современного образования, теоретико-методологические подходы, стратегические направления модернизации образования (информационный, культурологический, личностно-деятельностный, компетентностный, краеведческий и страноведческий подходы) и принципы, обеспечивающие их реализацию в школьном географическом краеведении.
Здесь автор раскрывает содержание обозначенных теоретико-методологических подходов и отмечает также, что реализация данных подходов осуществляется в школьном географическом краеведении при помощи дидактических принципов: интерактивного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде, демонстрационно-наглядного принципа, индивидуализации и социализации, оптимизации содержания и состава информационно-методического обеспечения. Содержание обозначенных принципов также раскрывается в работе автора более подробно.
2 уровень – Структура методической системы, которая включает несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, организационно-технологический, результативно-оценочный. Автор также разрабатывает и описывает содержание каждого из компонентов.
2.Разработать модель методической системы по теме вашего исследования («Разработка методической системы формирования культуры природопользования у младших школьников через курс внеурочной деятельности») по примеру, представленной модели (системы) в реферате М.М.Бадьина
Методическая система формирования культуры природопользования у младших школьников через курс внеурочной деятельности также может быть представлена на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом (см.Приложение 1 - схема 1).
2. Подготовить текст с описанием методической системы по теме вашего исследованияпо примеру, представленного текста в реферате М.М.Бадьина
Первый уровень отражает идеи природопользования, гуманизации, культуросообразности современного образования; совокупность культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного, краеведческого, творческоориентированного подходов в образовании, отражающих направления развития современного образования, и принципы, обеспечивающие их реализацию в школьном курсе Окружающего мира во внеурочной деятельности.
Культурологический подход отражает современную стратегию развития образования, связанную с переходом в целеполагании от человека «знающего» к человеку «культурному» . Важным компонентом социализации современного человека является культура природопользования.
Личностно-деятельностный подход предполагает использование образовательно-воспитательных технологий на основе включения учащихся в адаптивную, продуктивную и творческую деятельность.
Компетентностный подход связан с формированием коммуникативной, экологической, компетентности, и направлен на формирование культуры природопользования .
Краеведческий подход основан на изучении географических объектов и процессов родного края и осуществления связи обучения с жизнью и практикой .
Творческоориентированный подход предполагает стимулирование развития творческого созидательного мировоззрения формирующейся личности младшего школьника, обусловливает применение в образовательно-воспитательной деятельности творческих заданий, проектной деятельности, стимулирования развития каждого участника образовательного процесса
В образовательно-воспитательном процессе в начальной школе реализация культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного, краеведческого, творческоориентированного подходов обеспечивается при помощи следующих дидактических принципов: принцип активного, включенного взаимодействия в информационно-коммуникативной среде предполагает общение, коммуникацию, диалог (между учащимся и учителем, между двумя или несколькими учащимися) с целью формирования информационно-коммуникативной экологической компетентности; демонстрационно-наглядный принцип отражает создание целостной системы аудиовизуализации изучаемого материала посредством использования разнообразных средств (демонстрация, экскурсии и т.д.); принцип индивидуализации и социализации связан с учетом различий учащихся и их способностей к учению, данный принцип реализуется через систему практикумов, коммуникативных, проектно-творческих заданий, учета индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося; принцип самостоятельности определяет последовательное включение учащихся в деятельность по формированию культуры природопользования и предполагает развитие самостоятельной активности учащихся при выполнении практических работ, практических заданий; принцип практической направленности обеспечивает связь обучения с практикой и жизнь в обществе, реализуется принцип при помощи совокупности практикумов. Принцип интегрированного подхода предполагает использование междисциплинарных связей в обучении. Б.Блум, развивая своей «Таксономии образовательных целей», указывал на то, что необходимо вплетать «интегративные нити» в учебный план, чтобы способствовать связям между предметными областями. С.Матисон и М.Фример в своей работе «Логика междисциплинарных исследований» обнаружили, что использование интегрированного обучения обусловливает приобретение учащимися важных навыков для жизни, это такие как умение решать проблемы и работать в команде. Использование интегрированного подхода способствовало улучшению отношений учеников и учителей, поскольку они становились партнерами, имея общую цель, и вместе открывали мир, который быстро меняется и развивается . Интеграция обязывает к использованию различных форм преподавания, имеет большое влияние на эффективность восприятия учащимися учебного материала. Современная педагогическая наука считает интеграцию одним из главных дидактических принципов обучения, в частности в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников на сегодняшний день является одним из обязательных компонентов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования . Под внеурочной деятельностью понимают образовательную работу, осуществляемую особыми методами (отличными от привычных форм ведения классно-урочной деятельности) и направленную на достижение планируемых образовательных результатов в рамках образовательной программы начального общего образования .
Второй уровень методической системы представлен единством мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-рефлексивного, коммуникативного, результативно-оценочного компонентов.
Компоненты Показатели
Мотивационно-ценностный - потребность младшего школьника в постоянном пополнении знаний в направлении культуры природопользования, знаний об окружающем мире, природе и экологии;
- осмысление взаимосвязи качества природопользования и последствий этого качества;
- способность к планированию выполнения задания в рамках образовательной деятельности, действий для достижения поставленных целей (выполнение задания, планирование времени, осознание значимости работы ,заинтересованность в деятельности);
- ориентация на применение знаний вне учебной деятельности, интериоризация знаний.
Когнитивный - учащийся понимает сущность основных понятий культуры природопользования,экологии, природопользования , эффективно усваивает программу курса;
- осознает роль применения культуры природопользования в практической деятельности, получения знаний и опыта;
- - способен к решению учебных и организационных задач на основе творческого подхода.
Деятельностно-рефлексивный - формулирует цели при осуществлении проектной деятельности, актуализирует знания в решении образовательных задач;
- в соответствии с целью разрабатывает содержание проекта;
- осуществляет планирование, организацию, оценку промежуточных результатов, поэтапную рефлексию при выполнении заданий;
- способен самостоятельно оценить результаты своей деятельности в процессе развития и формирования УУД
Коммуникативный - учащийся знает и применяет средства коммуникативного
- качественно и адекватно включается в педагогическую коммуникацию как субъект образовательного процесса,
- способен осуществлять анализ и структурирование информации с использованием современных технологий.
Результативно-оценочный Оценивались уровни сформированности культуры природопользования, экокомпетентности:
- базовый,
- продуктивный
- мировоззренческий
4.Оформить текст и модель методической системы по теме вашего исследования в отдельный параграф (2.1.) со списком литературы и со ссылками в тексте на использованные источники
Обучение и реализация методической модели формирования культуры природопользования у младших школьников через курс внеурочной деятельности реализуется посредством поэтапного движения. Каждому этапу соответствует информационно-коммуникативный практикум (Схема 1).
Последовательность формирования культуры природопользования и экологической компетентности обеспечивается включением учащихся в обучающе-репродуктивный, поисково-исследовательский и творческо-созидательный практикумы, которые усложняются и преемственно выполняют адаптивную, продуктивную и творческую функции.
Обучающе-репродуктивный практикум раскрывает роль и возможности применения культуры природопользования на уровне региона, города в котором проводятся занятия.
На поисково-исследовательских практикумах учащиеся проводят базовые краеведческие исследования.
Творческо-созидательный практикум направлен на развитие творческого потенциала в практическом применении основ культуры природопользования. На данном этапе учащимся предлагается выполнить проект на занятиях по внеурочной деятельности
Результативно-оценочный компонент основан на проверке сформированности культуры природопользования личности учащихся на базе следующих содержательных критериев: краеведческие знания (полнота, глубина, осознанность), мотивационно-ценностное отношение, практические умения. Выявлены и обоснованы уровни сформированности культуры природопользования и экологической компетентности: базовый, продуктивный мировоззренческий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев С.В. Методология компетентностного подхода в системе экологического образования // Окружающая среда, безопасность и здоровье человека: сборник научных трудов / Под общей ред. С.В. Алексеева: СПб, 2008. С. 159 – 174.
2. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников // География в школе. 2010. №5. с. 45-47.
3. Баринова Л.М., Митрофанова Н.Н.Формирование экологической культуры школьников на примере работы клуба «Экодело» МБОУ Гимназии №4 г. Кстово // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. I. – 319 с. – С.73-75.
4. Бадьин М.М. Методика использования информационно-коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении : 8 класс : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бадьин Михаил Михайлович; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина]. - Нижний Новгород, 2013. - 24 с.
5. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
6. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основания конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования./Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-1. С.129-132.
7. Воронина И.А., Шумилина А.В., Новик И.Р.Роль проектной деятельности школьников в экологическом образовании // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. I. – 319 с. – С.81-84.
8. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. - 336 с.
9. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС.. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
10. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х. Программа внеурочной деятельности «Экологическая грамота» как инструмент формирования основ экологического мировоззрения младших школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. I. – 319 с. – С.94-98.
11. Гладкова А.П. Роль внеурочной деятельности младших школьников в современном контексте начального образования // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. — Ярославль, 2012. — 142 с.
12. Давлетшина, Л.Х. Особенности формирования основ экологического мировоззрения младших школьников во внеурочной деятельности // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности»: в 4 ч. Ч. 2 – Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 45-48.
13. Зайцева С.А., Мухина Л.Н.Формирование экологической культуры слабовидящих младших школьников// Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. I. – 319 с. – С.103-106.
14. Звездина М.Л.Проектное обучение как способ формирования экологической компетентности обучающихся// Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. I. – 319 с. – С.106-111.
15. Зулхарнаева А.В. Край, в котором я живу. Учебное пособие. –Н.Новгород: Деловая Полиграфия, 2008. – 136 с.
16. Киселева Н.Ю. Дополнительное экологическое образование: концептуальные основы, стратегические направления развития, перспективные образовательные технологии и формы организации / Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации коллективная монография. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 159-173.
17. Организация проектной деятельности в школе. Система работы / Авторы-сост.: С.Г. Щербакова, Л.А. Выткалова, Н.В. Кобченко, Т.В. Хуртова. Волгоград, 2011. C. 12-13.
18. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита-Пресс, 2012. 406 с.
19. Пятакова Ю.М. Внеурочная деятельность в начальной школе //Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. — Ярославль, 2012. — 142 с.
20. Харченко В.В. Влияние информационного обеспечения на рациональное использование природных ресурсов аграрного предпринимательства // Материалы IV международной научно-практической конференции (ФГБОУ ВПО Саратовский ГАУ). — Саратов: Саратовский источник, 2013. — 515 с. – С.498-501.