Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
База прохождения преддипломной практики: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189» города Кирова. Должность прохождения практики: логопед. Руководитель образовательного учреждения – Любченко Наталья Владимировна
Цель прохождения практики: теоретическое обоснование и практическая разработка комплекса игр и упражнений для профилактики нарушений письменной речи у детей с фонетико-фонематическими нарушениями в соответствии с предметом исследования.
Предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Пройти инструктаж по ознакомлению с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а также вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.
2. Сделать теоретический анализ методических подходов к организации и проведения логопедической работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями, требований по организации логопедической работы с детьми с фонетико-фонетическими нарушениями (ФГОС, нормативно-правовых актов).
3. Разработать и апробировать комплекс упражнений для профилактики нарушений письменной речи у детей с фонетико-фонематическими нарушениями в соответствии с предметом исследования.
4. Провести повторное логопедическое обследование речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями, сделать количественный и качественный анализ результатов исследования.
5. Наглядно представить результаты исследования в форме таблиц, рисунков. Сформулировать выводы по результатам логопедического воздействия и сделать общий вывод по практике.
Методами исследования в рамках практики являлись: практические, конструктивные и творческие.
1. Теоретический анализ методических подходов к организации и
проведения логопедической работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями
Темой для исследования была взята «Профилактика нарушения письменной речи у дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями». Актуальность темы заключается в том, что фонетико –фонематическое недоразвитие является основной причиной не успешности детей в школьном обучении. У детей, которые не могут различить фонемы на слух, развивается дисграфия. На это накладывается неуверенность в себе, снижение самооценки, раздражительность, а в дальнейшем и вовсе отказ от учебы, которая становится не интересной, скучной и ненужной.
Речевые расстройства имеют не только дети с фонетико-фонематическими нарушениями (ФФН, но и с нормальным слухом и интеллектом. Р.Е. Левина установила, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Вторичное недоразвитие наблюдается при анатомических и двигательных дефектах органов речи, при этом нарушается слуховое произносительное взаимодействие. Познавательная активность ребенка снижена, а произвольное внимание ослаблено.
Поступая в школу, такие дети сильно «выделяются» среди своих сверстников. Чтобы эта проблема не стала тревожным звоночком для ребенка в будущем, необходимо проводить работу, направленную на профилактику нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.
Проблема исследования будет заключаться в обосновании работы по профилактике нарушений письма у дошкольников с ФФН.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему игр (упражнений), направленную на профилактику нарушений письма у дошкольников с ФФН и проверить эффективность работы на практике.
Объект исследования: предпосылки письма у детей дошкольного возраста с ФФН.
Предмет исследования: профилактика нарушений у детей дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: при активном использовании системы игровых упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, коррекцию звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, расширение объема зрительной памяти, формирование пространственных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза, развитие мелкой моторики профилактика нарушений письма у дошкольников с ФФН будет проходить более эффективно.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:
• Определить степень теоретического и практического обоснования проблемы по данному вопросу.
• Выявить особенности развития речевых предпосылок письма у дошкольников с ФФН.
• Разработать и апробировать систему игр и упражнений по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР.
• Сделать краткий анализ и выводы о достижении поставленных целей.
В производственной практике можно выделить несколько этапов:
- Подготовительный. Теоретический анализ методических подходов к организации и проведения логопедической работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями, требований по организации логопедической работы с детьми с фонетико-фонетическими нарушениями (ФГОС, нормативно-правовых актов)
- Ознакомительный
Основным видом деятельности МКДОУ является реализация «Адаптированной образовательной программы МКДОУ 189» дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной или более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В дошкольном учреждении функционируют 6 групп компенсирующей направленности. МКДОУ работает в режиме 5-дневной рабочей недели, с 7.00 до 19.00ч.
Основные задачи:
- Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей.
- Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития детей.
Основные направления работы:
-Познавательно-речевое;
-Социально-личностное;
-Художественно-эстетическое;
-Физическое.
Здесь работают 23 педагога, из них 12 воспитателей, 4 учителя-логопеда, 3 учителя-дефектолога, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагог-психолог. 18 педагогов имеют высшее профессиональное образование. На высшую квалификационную категорию аттестованы 9 педагогов, на первую - 13 педагогов. 4 педагога награждены грамотами Министерства образования и знаком "Почётный работник общего образования РФ".
Педагоги с удовольствием делятся своим опытом: выступают на международных и межрегиональных конференциях, проводят открытые занятия для педагогов детских садов города и области, участвуют в работе семинаров-практикумов, в конкурсных мероприятиях разного уровня.
В МКДОУ созданы необходимые условия для развития детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы:
В каждой группе оборудован кабинет учителя-логопеда.
Для проведения коррекционной и диагностической работы имеется кабинет психолога, просторный зал для музыкальных и физкультурных занятий, медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, прачечная, пищеблок.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 105 c. - Текст : непосредственный.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. – Текст : электронный // Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70. - С. 104–148. URL: https://psyjournals.ru/mip/2008/n4/43413.shtml (Дата обращения 15.05.2022).
3. Аристова, Т. А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление / Т. А. Аристова // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С.34-39. - Текст : непосредственный.
4. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова – Москва : АРКТИ, 2009. – 88 с. - Текст : непосредственный.
5. Безрукова, О. А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова, О. Г. Приходько. - Москва : Русская речь, 2016. - 110 с. - Текст : непосредственный
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие для студентов пед институтов./ А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 2011. – 255 с. - Текст : непосредственный.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. - 255 с. - Текст : непосредственный.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С.Выготский // Вопросы психологии. – 2011. - №6. – С.44-47.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с. - Текст : непосредственный.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2012. - 182 с. - Текст : непосредственный.