Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебную практику я проходила в Ноябрьском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа с 19.12.2022 года по 23.01.2023 года включительно.
Во время прохождения учебной практики я ознакомилась со структурой и работой Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа. Ознакомьтесь с законами, регулирующими судебную деятельность. Я узнала больше о бюро юридических дел и работе секретаря суда. Я изучила порядок приема претензий и определения размера госпошлины. Расследовала многочисленные гражданские архивные дела, находящиеся на рассмотрении в суде. Регулярно посещала судебные заседания по гражданским делам.
1.Ознакомиться с требованиями охраны труда, пожарной безопасности, техники безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка организации
Студенту, проходившего учебную практику, следует сообщить общую информацию о руководстве, охарактеризовать предстоящую работу, рассказать о расположении Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Особое внимание следует уделять правилам поведения практиканта на территории, в административном здании суда или на рабочем месте. Запрещено употребление алкоголя, наркотиков или токсических веществ.
При перемещении по контролируемым зонам следует соблюдать осторожность, особенно при ходьбе по лестнице и в условиях гололеда или мокрого снега. Женщинам рекомендуется носить на работе обувь на каблуке не выше 5см, так как это опасно для жизни и здоровья. Будьте особенно осторожны при выполнении различных действий на высоте более 1,5 метра от пола.
2. Изучить Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», и выяснить отличие судов общей юрисдикции от арбитражных судов
Судебные разбирательства зачастую являются единственным эффективным способом разрешения разногласий между гражданами и организациями. У каждой стороны может быть свое видение ситуации, поэтому они не всегда могут согласиться. Обращение в суд позволяет сторонам спора разрешить спорную ситуацию. И как правило, обе стороны заинтересованы в скорейшем разрешении споров и установлении ясности в отношениях между ними. Поэтому очень важно сразу определить подсудность, т.е. понять, следует ли обращаться в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции .
Основными критериями определения подведомственности споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции являются характер спора. В случае поступления в арбитражный суд искового заявления, подлежащего общей юрисдикции, арбитражный суд отказывает в принятии иска. В своем определении он разъясняет истцу, что дело не подведомственно арбитражному суду и что оно должно быть передано на рассмотрение в суд общей юрисдикции.
Суд общей юрисдикции может принимать иски, отнесенные к юрисдикции суда общей юрисдикции, и иски к арбитражным судам. При таких обстоятельствах, если иск может быть разделен, суд общей юрисдикции принимает к рассмотрению иски, относящиеся к его юрисдикции, отказывает в принятии остальных исков и дает указание об этом истцу. Если суд общей юрисдикции установит, что требования сильно взаимосвязаны и их разделение невозможно, он полностью примет их к своему производству.
3. Изучить основные положения гражданского судопроизводства, предусмотренные нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ГПК РФ)
Согласно ч. 2 ст.118 Конституции Российской Федерации в РФ судебная власть осуществляется в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ, определяющая формы (виды) правосудия, не называет арбитражных процедур. Отсюда видно, что под гражданским судопроизводством понимается рассмотрение и разрешение дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Таким образом, можно сказать, что понятие гражданского судопроизводства объединяет как гражданский, так и арбитражный процессы. Однако ГПК РФ, формулирующий полномочия гражданского судопроизводства, имеет в виду только деятельность судов общей юрисдикции по отправлению правосудия в гражданском судопроизводстве .
4. Уяснить значение обязательности судебных постановлений и выяснить меры ответственности за неисполнение решения суда
В ч.1 ст.6 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" указано, что как судебные акты, так и апелляционные жалобы подлежат обязательному и неукоснительному исполнению всеми без исключения .
Вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для возникновения, изменения и прекращения гражданских, административных и уголовных правоотношений. Юридическая сила судебных актов избирательно (в отличие от закона) распространяется только на участников судопроизводства или на лиц, права и охраняемые законом интересы которых затрагиваются такими актами, вследствие чего имеют возможность оспаривания судебных действий.
Судебный акт вступает в силу по истечении установленного законом срока на обжалование или после рассмотрения апелляционной жалобы. Следует отметить, что в апелляционном порядке как вопрос о праве, так и установление фактов по делу подлежат изменению утверждениями в апелляционном порядке (представлении). Новые доказательства могут быть добавлены и исследованы только в первоначальных случаях и апелляциях. Таким образом, судебное действие, принятое после рассмотрения апелляционной жалобы, может негативно повлиять на другие споры в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Неисполнение решения суда является неисполнением гражданско-правовых обязательств, существовавших между сторонами до вынесения решения, и одновременно неисполнением требований решения суда.
Неисполнение решения суда сочетает в себе признаки как гражданского процессуального правонарушения, так и неисполнения гражданского обязательства, подтвержденного решением суда.
В связи с этим возникает вопрос об ответственности должника в случае неисполнения решения суда, уполномочивающего должника исполнить определенные юридические обязанности .
Действующим законодательством предусмотрены разные виды ответственности за неисполнение судебного решения. С одной стороны, за неисполнение судебного решения должник может быть привлечен к публичным разновидностям юридической ответственности: уголовной (ст. ст. 157, 315 УК РФ), административной (ст. ст. 5.35, 15.26.4, 17.14, 7.15 КоАП РФ), процессуальной (ст. 332 АПК РФ), ответственности за неисполнение решения суда в рамках исполнительного производства (ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве")). Стоит отдельно отметить, что в действующем ГПК РФ отсутствует аналогичная норма о привлечении к ответственности лица за неисполнение судебного решения.
5. Изучить структурные подразделения районного (городского) суда
Статья 33 ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" устанавливает правила формирования состава районного суда. Правила, содержащиеся в настоящей статье, основаны на нормах ч.3 ст.21 Закона о судебной системе порядок создания и деятельности районных судов определяется Конституцией РФ.
В соответствии с ч.1 ст.33 ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда. Количество судей районных судов, назначаемых на должность, должно быть достаточным для обеспечения права доступа к правосудию граждан, проживающих на территории юрисдикции. Часть 2 ст. 33 ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ предлагает возможность установления постоянного судебного присутствия районного суда. Таким образом, постоянно действующий судебный орган районного суда должен состоять из судей этого суда, действовать от имени этого суда и осуществлять исполнительные полномочия в том же объеме, что и этот суд.
Продолжающаяся в настоящее время тенденция объединения районных судов в ряде субъектов Российской Федерации породила на практике ряд вопросов, начиная от обеспечения доступности правосудия и заканчивая внутренними проблемами судебной системы, такими как оптимальная организационная структура образуемых районных судов. И если наукой не обойдена существующая проблема обеспечения доступности правосудия, то область научных исследований организационно функциональной структуры районных судов и судебных присутствий этих судов фактически остается пробельной .
Способом решения проблемы, как счел законодатель, является предусмотренная ч. 2 ст. 33 Закона возможность образования в районном суде постоянного судебного присутствия. Причем в юридической прессе говорилось, что необходимость образования в составе районного суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, была вызвана проведенными ранее мероприятиями по оптимизации системы районных судов на основе укрупненных, не связанных с существующим административно-территориальным делением судебных районов. Однако подобное требует некоторого обсуждения.
Диспозитивность правового регулирования, когда законодателю предоставляется право создать районный суд, определив ему судебный район с территорией нескольких административно-территориальных единиц, без указания в законодательстве критериев подобного усмотрения, вызывает неопределенность. Прежде всего это неопределенность для организационно-функциональной структуры создаваемого районного суда, который будет существовать на территории этого судебного района. И здесь следует согласится с высказанным в науке тезисом относительно возможности создания постоянных судебных присутствий апелляционных и кассационных судов, могущим относиться и к постоянным судебным присутствиям районных судов: "Вопрос о том, когда и где ожидать появления таких присутствий, остается открытым". Существующая норма о возможности создания судебных присутствий в свете реформы по оптимизации звена районных судов фактически декларативна. Ведь "укрупнение" районных судов, создание их постоянных судебных присутствий является одним из способов реформирования структуры судебной организации. При этом в науке высказываются предложения о таком реформировании, где одним из оснований приводится несбалансированное распределение судебных ресурсов в ракурсе уровня судебной нагрузки . Следует согласиться и с тем, что сбалансированное перераспределение судебных ресурсов на различных уровнях судебной системы должно осуществляться соразмерно нуждаемости, а справедливость их распределения между судами - с учетом загруженности .
6. Изучить полномочия председателя суда, заместителя председателя суда, судьи, помощника судьи и секретаря судебного заседания
Председатель районных судов и их заместители назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при положительных заключений квалификационной экзаменационной комиссии Российской Федерации по соответствующему предмету.
Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же районного суда более одного раза, но не более двух раз подряд.
Председатель районного суда осуществляет судебные полномочия и иные процессуальные полномочия в соответствии с федеральным законом и выполняет следующие функции:
-организует работу суда;
-устанавливает правила внутреннего распорядка суда и контролирует их исполнение на основании образца внутреннего распорядка суда, утверждаемого Советом судей Российской Федерации;
-разделить обязанности между заместителя и судьями;
-организует работу по повышению квалификации судей;
-осуществлять общее руководство деятельностью аппарата суда, включая назначение и увольнение работников аппарата суда, распределение обязанностей между работниками, определение мер поощрения или дисциплинарной ответственности работников аппарата суда, а также организация. Работа по повышению квалификации работников аппарата суда.
-регулярно информировать судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
-осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи организует дела суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.
Организационное обеспечение деятельности суда общей юрисдикции по отправлению правосудия осуществляется аппаратом этого суда.
Управление делами федеральных судов общей юрисдикции осуществляется председателями соответствующих судов.
Общая численность работников аппарата суда устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Структура, штатная численность и штатное расписание аппаратов федеральных судов общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом Верховного Суда РФ.
Работники аппарата судов общей юрисдикции являются федеральными государственными служащими и занимают должность федерального государственного служащего. Работники федерального судебного аппарата общей юрисдикции также могут занимать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Права и обязанности работников федерального судебного аппарата общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными должностными лицами, и порядок исполнения обязанностей федеральных государственных должностных лиц устанавливаются федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Права и обязанности работников федерального аппарата судов общей юрисдикции, занимающих иные должности, чем федеральные государственные гражданские служащие, устанавливаются трудовым законодательством.
В соответствии со ст.47.1. ГПК РФ помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса, а также в подготовке проектов судебных постановлений. Помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия. Помощник судьи по поручению председательствующего ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, совершает иные процессуальные действия в случаях и порядке, которые предусмотрены ГПК РФ.
7. Систематизировать материал и подготовиться к зачету с оценкой
Районные суды являются основными наиболее многочисленным звеном в системе судов общей юрисдикции, выполняющих функцию отправления правосудия. Именно они рассматривают большинство дел в первой инстанции. Создание таких условий для осуществления деятельности по отправлению правосудия является не такой простой задачей в силу особенностей организации работы районных судов. В первую очередь это определяется деталями правового статуса председателя. Суды, судьи, государственные служащие.
Если большинство государственных учреждений имеют прямую, линейную систему подчинения, когда все работники подчиняются непосредственно одному руководителю и общаются через него с вышестоящими руководителями, то районные суды имеют двойную, даже существуют должности стройной подчиненностью.
Заключение
Учебную практику я проходила в Ноябрьском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа с 19.12.2022 года по 23.01.2023 года включительно. Участвовала в подготовке к суду. Я ознакомилась: с заявлением о выдаче судебного приказа; решения об отказе в принятии судебных решений; претензионное заявление; определение принятия претензий, определения, касающиеся подготовки и отбора дел к судебному разбирательству, решение о приостановлении рассмотрения дела; постановление о прекращении производства по делу о смерти подсудимого, суждение; мировое соглашение; решения о прекращении производства по делу об утверждении мирового соглашения.
Показать больше