Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью трудо-вой миграции для государства, так как использование более дешевого источ-ника рабочей силы для экономики всегда более выгодно. В настоящее время между Россией и странами средней Азии наблюдается устойчивая миграци-онная система, которая характеризуется масштабными миграционными по-токами и устойчивой географической направленностью. Доминирующим ви-дом является временная трудовая миграция.
1. Статистка и социальные составляющие миграции из средней Азии
На сегодняшний день между Российской Федерацией и Узбекистаном заключен ряд договоров о миграционном учете на уровне Многофункцио-нального миграционного центра г. Москвы (ГБУ «Миграционный центр»), ФГУП «ПВС» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Пас-портно-визовый Служба») при Министерстве внутренних дел РФ. Российская Федерация и Агентство по внешней миграции Узбекистана.
Целью подписания данных соглашений выступает организация и со-действие выезду трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из Узбекистана и въезду на территорию РФ.
Эти документы позволяют Узбекистану и РФ регулировать процесс трудовой миграции. Открываются миграционные центры и фронт-офисы для оказания помощи трудовым мигрантам в оформлении документов, порядке их оформления, получении разрешения на осуществление трудовой деятель-ности в РФ, в том числе в получении части услуг на территории республики перед выездом в Россия [9].
На сегодняшний день в РФ работают приблизительно 1,8 млн офици-ально зарегистрированных граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из Узбекистана. Это примерно на 11% больше, чем в 2019 году, что в свою очередь составляет приблизительно 630 тысяч человек. В настоящее время в Ташкенте ведутся переговоры об экстремизме и терроризме, а также о пере-регулировании потоков трудовой миграции.
Однако поток трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из Узбекистана в Российскую Федерацию с 2018 года значительно сократил-ся на 3-3,4 млн человек, что в первую очередь связано с ужесточением ми-грационного законодательства РФ, а также появлением серьезной экономи-ческой кризис в условиях пандемии [8]
Между Российской Федерацией и Узбекистаном действует безвизовый режим. При этом Узбекистан не выступает государством-членом ЕАЭС. Трудовые мигранты из Узбекистана при въезде на территорию РФ обязаны оплатить вид на жительство и разрешение на работу. Стоимость патента определяется региональными властями. Мигранты также должны сдать экза-мены по юридическим предметам, истории РФ и русскому языку. Без визы срок работы на территории РФ для граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из Узбекистана на основании патента составляет 180 дней. Это макси-мальный срок пребывания на территории РФ 1 год. Мигранты, превышаю-щие этот срок, автоматически становятся нелегальными приезжими, что ли-шает их права работать в РФ на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести нарушения. Наиболее «злостным» нарушителям пожизненно запрещен въезд в РФ. В таджикском лагере, например, на сегодняшний день насчитывается приблизительно 5 тыс. таких граждан[9].
Подводя следующие итоги, можно сказать, что количество патентов на граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из Узбекистана и Таджики-стана растет с каждым годом, в этом году выдано 91% всех патентов. Для сравнения, в 2020 году – 89%, в 2018 году – 86%, в 2017 году – 82%. По данным Российской миграционной федерации, большинство временных граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из Узбекистана составляют трудовые мигранты. За последний год, например, в Россию въехало более 3,4 млн граждан Узбекистана, в том числе 1 573 791 человек с целью трудо-устройства [4].
В 2000-е годы на фоне бурного экономического роста Россия вновь ис-пытала приток граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из бывших союзных республик, особенно значительный в 2016-2019 гг. [2]
По данным Федеральной миграционной службы РФ за период 2017-2020 гг. ежегодный приток трудовых граждан ближнего зарубежья из Сред-ней Азии увеличился в 11 раз: с 211 тыс. до 2426 тыс. человек. Официально зарегистрированные мигранты составляли примерно 3,1% от общей числен-ности занятого граждан РФ в 2017-2020 гг. В некоторых отраслях доля граждан ближнего зарубежья из Средней Азии была значительно выше: например, в строительстве - 16%. С учетом экспертных оценок нелегальной миграции (3,2-5,2 млн человек) доля граждан ближнего зарубежья из Сред-ней Азии может достигать 4,7-7,7% от общей численности занятого граждан. К концу первого десятилетия XXI века основными поставщиками рабочей силы для РФ стали страны Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кирги-зия), Украина и Китай. Миграционный поток из Таджикистана в Россию со-ставляет 16% всей трудовой миграции в РФ.
Сегодня в Таджикистане сохраняются низкие доходы и высокая безра-ботица, что подталкивает жителей Таджикистана к выбору миграции в каче-стве стратегии на рынке труда. По данным Всемирного банка, экономика Та-джикистана сильно зависит от денежных переводов граждан ближнего зару-бежья из Средней Азии, на долю которых в 2020 году приходилось 31% ВВП. По этому показателю Таджикистан занимает первое место в мире. В случае с Таджикистаном для жителей действуют сильные стимулирующие силы: в Таджикистане самый низкий ВВП на душу граждан и расходы домо-хозяйств среди стран СНГ. По данным Агентства по статистике при Прези-денте Республики Таджикистан, во временную трудовую миграцию вовлече-но приблизительно 11% всего граждан и приблизительно 15% трудоспособ-ного граждан. [9]
По данным Всемирного банка, в 2020 году за границей находились 791 000 граждан Таджикистана, что составляет 11% граждан страны. Более реа-листичны оценки, согласно которым в РФ живут и работают приблизительно 700 тысяч трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии из этой республики. По данным Федеральной миграционной службы РФ, на начало августа 2020 года в стране находилось 985 тысяч граждан Таджикистана; в 2018 г. здесь работало приблизительно 626 тыс. человек, в том числе 162 тыс. человек с разрешениями на работу в фирмах и компаниях и 464 тыс. (по патентам) у физических лиц [11].
2 Основные проблемы трудовой миграции
В настоящее время для республики характерно демографическое ста-рение граждан, увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности граждан и изменение демографической нагрузки. Выход на пенсию в молодом возрасте осложняет демографическую ситуацию. Сле-дует также учитывать долгосрочные последствия этого процесса. На измене-ние возрастной структуры граждан влияют два фактора: сокращение чис-ленности молодежи и перспективное снижение числа детей, которые могли бы родиться у пенсионеров. Безусловно, отток трудоспособного граждан из региона вызывает прогрессирующее старение граждан, что усугубляет не-благоприятную ситуацию в развитии рынка труда. Изменения уровня жизни и качества жизни. Денежные переводы от внутренних трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии способствуют развитию текущего по-требления и способствуют выравниванию диспропорций в уровне жизни граждан. Однако деньги, отправляемые приезжими, снижают мотивацию к активной занятости тех, кто их получает.
Последствия для инноваций и инвестиций. Миграция лишает регион квалифицированной рабочей силы, на многолетнюю подготовку которой тратились значительные средства из областного бюджета. В среднесрочной и долгосрочной перспективе такая потеря человеческого капитала может за-медлить процесс экономического улучшения и снизить инвестиционную при-влекательность региона. В региональных миграционных потоках преоблада-ет внутреннее перемещение, на которое приходится более 95% валовой ми-грации граждан [8].
3 Методическая часть исследования трудовой миграции из средней Азии
Обоснование схемы выборки. Выборочное обследование миграции граждан Республики Калмыкия было проведено осенью 2021 года. Изучение трудовой миграции возможно в более широких рамках, например, изучения миграционного движения граждан; Именно такой подход определяет место трудовой миграции в социально-экономических процессах. Независимо от причин переезда, в большинстве случаев люди трудоспособного возраста выходят на рынок труда и становятся трудовыми приезжими. Для выбороч-ного изучения были разработаны две анкеты: для прибывающих граждан ближнего зарубежья из Средней Азии и для уезжающих граждан ближнего зарубежья из Средней Азии.
Они позволили не только измерить объем миграции и описать ее струк-туру, но и провести углубленные исследования причинно-следственных свя-зей миграционных процессов; изучить профессиональные характеристики мигранта; экономическое поведение членов его семьи; собирать информацию не только о текущем моменте, но и реконструировать обстоятельства мигра-ции в прошлом; а также для выяснения взглядов граждан ближнего зарубе-жья из Средней Азии и их родственников на различные вопросы, связанные с миграцией, и их планов на будущее. Цель выборочного изучения – полу-чение достоверной и полной информации о масштабах и структуре миграци-онных потоков. Кроме этих важных характеристик выборочное обследова-ние позволит определить географию и направления внутренней трудовой миграции; выяснить причины миграции, а также оценить влияние внутренних трудовых пособий; определить влияние миграционных процессов на уровень доходов граждан и на баланс местного рынка труда; определить длитель-ность трудовой миграции.
Для выборки было отобрано 1830 домохозяйств, из которых 801 до-мохозяйство располагалось в городских поселениях и 1029 в сельских посе-лениях. Такая структура обследованных домохозяйств отражает современ-ное расселение граждан Республики Калмыкия.
Эмпирическая и операционная интерпретация понятий. Анализи-руя результаты выборочного изучения миграционной подвижности граждан региона в разрезе «город-село», следует подчеркнуть, что сельские жители мигрируют более активно, чем городские. Отдельные половозрастные груп-пы сельского и городского граждан участвуют в миграционных процессах с разной интенсивностью.
Следует отметить, что наиболее активно в миграционных процессах участвует трудоспособное молодое население. Доля граждан ближнего зару-бежья из Средней Азии, выехавших из Калмыкии в поисках работы, состав-ляет 20,7%, а доля граждан ближнего зарубежья из Средней Азии, выехав-ших в поисках творческой и интересной работы, - 6,9%. В качестве других причин смены места жительства были указаны недостаточный уровень мате-риального обеспечения и улучшение жилищных условий. Иными словами, экономические причины миграции указали 70,4% бывших трудовых граж-дан ближнего зарубежья из Средней Азии, следовательно, миграция граждан из региона носит исключительно трудовой характер.
19,2% опрошенных уезжают в трудовую миграцию в связи с поступле-нием детей в образовательные учреждения и по семейным обстоятельствам. Одной из основных особенностей трудовой региональной миграции высту-пает достаточно высокий образовательный уровень граждан ближнего зару-бежья из Средней Азии. Выбытие образованной рабочей силы негативно сказывается на обеспеченности региона квалифицированными кадрами.
Описание результатов апробации инструментария. Среди выбыв-ших граждан ближнего зарубежья из Средней Азии преобладают лица с высшим профессиональным образованием (71,6%), за ними следуют мигран-ты со средним профессиональным образованием (21,5%), а затем мигранты со средним общим образованием (6,9%). Мигранты, вернувшиеся в респуб-лику, имеют различный миграционный, социальный и экономический опыт. Причинами возвращения граждан ближнего зарубежья из Средней Азии мо-гут быть «притягивающие» показатели региона и «выталкивающие» показа-тели принимающей территории. Показатели «притягивания» обусловлены стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в регионе, а факторами «выталкивания» могут быть трудности и препятствия интегра-ции трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии, возникающие в принимающей среде. В качестве основной причины 37,9% прибывающих трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии назвали жилищно-бытовые проблемы, юридические проблемы 7,3%(см. рис 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показывает, что вопросы массовой трудовой и образова-тельной миграции молодежи из стран Центральной Азии останутся в средне-срочной и долгосрочной перспективе важным фактором, влияющим на демо-графическое, социальное, экономическое, технологическое развитие стран региона, качество их человеческого капитала, как отрицательное, так и, в частности, в ряде случаев положительное.
Объемы и тенденции образовательной и трудовой миграции молодежи. Миграция молодежи из стран Центральной Азии осуществляется преимуще-ственно в рамках евразийской миграционной системы. Неуклонно растет ко-личество студентов из стран Центральной Азии, а также трудовых граждан ближнего зарубежья из Средней Азии. Во всех странах Центральной Азии зафиксирован рост отрицательного сальдо внешней миграции молодежи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмахалгаев Лаг Цаганманджиевич, Мендяев Баир Александро-вич, Петров Чингис Валерьевич, Хулхачиева Виктория Бадмаевна, Бараев Сумьян Валерьевич Анализ внутренней трудовой миграции населения Рос-сийской Федерации // УЭкС- 2017. - №5 (99). С.22-35.
2. Брязкина Д., Джанзыкова С., Нам И., Садырин А.С., Сметанин Ф. Трудовые мигранты из центральной Азии в сибирском городе: инфра-структура, занятость, повседневность, досуг//Демографическое обозрение – 2019 – Т.6. - №4. С.31-52.
3. Васильев В.Е., Еременкова Ю.И., Ермохина А.Н. Никифоров А.Е. Роль цифровых технологий в адаптации трудовых мигрантов их Сред-ней Азии в современной России//Этнополитика и цифровой мир – 2019 - № 3 –С.122-146.
4. Зимой Н.С. Социальна адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России//Миграция и социально-экономическое развитие – 2017 – Т.2. -№ 1. С. 19-29.
5. Пешкова В. М. Транснациональные особенности семейной эко-номики трудовых мигрантов из Средней Азии в России // Мониторинг обще-ственного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 1. С. 240—255.
6. Смелов А.В., Егорова Е.А., Изварина В.А. Трудовая миграция в Российской Федерации//РФФИ - №15 – С. 150-162.
7. Смирнова С.В. Особенности адаптации трудовых мигрантов из стран Средней Азии//Вестник ЮУрГУ - № 2 – 2011 – С. 94-101.
8. Эльдяева Н. А., Кованова Е. С. Выявление и измерение факторов трудовой миграции населения (на примере Республики Калмыкия). Вопросы статистики – 2018 - №25(7). С.40-48.
9. Югай Ю.В. Трудовая миграция их стран Центральной и Средней Азии в Россию//Постсоветские исследования – 2022 - Т.5 - № 2. С. 206-220
10. Внешняя молодежная миграция в странах центральной Азии: Анализ рисков и минимизация негативных последствий//IOM UN Migration – 2019 – 92с.
11. Роль трудовой миграции в развитии экономики РФ. Управление процессами миграции в северной и центральной Азии//ESCAP – 2021 – C.100.