Фрагмент для ознакомления
2
Конспекты уроков
Тема «В мире имён и названий».
Цель: сформировать представление об именах как языковых единицах; дать понятие ономастики как науки об именах собственных; повторить разделы языкознания, развивать логическое мышления
Оборудование: тетради, ручки. географические карты
Ход урока:
1.Вступительная беседа.
Мотивация.
- У вас на столах лежат две тетради (одна – рабочая, другая - чистая),
Сравните их. (Одна – просто тетрадь, другая – тетрадь конкретного ученика).
- А теперь сравните контурную карту и карту из «Географического атласа». (Чистая контурная карта «молчит», а карта атласа «рассказывает», даёт информацию о географических объектах.
- Что помогает узнать географический объект (город, реку, море и т. д.)? (Название).
- А у чего ещё могут быть названия? (Названия звёзд, планет, имена богов, клички животных).
- Имён и названий существует огромное количество. Это целый мир, загадочный, удивительный. Имена и названия – это наши незаменимые спутники. А как они «работают»? Как помогают мне, вам? (можно напомнить ребятам героя рассказа А, П, Чехова «Ванька»)
- Итак, сделаем вывод, для чего нужны имена и названия. (Имена и названия помогают отличать, конкретизировать отдельный предмет, явление, объект от множества подобных ему. Что было бы, если бы исчезли названия, имена? )
- Вот и сейчас возьмите чистую тетрадь и превратите её в тетрадь конкретного ученика конкретной школы. (Ребята подписывают свои тетради, оставляя верхние строчки(для работ по------) незаполненными).
- О чём мы сегодня ведём разговор, определите тему и дайте название уроку. (Ученики определяют тему, дают свои варианты названий, выбирают и записывают в тетрадь).
- Я предлагаю свой вариант: «В мире имён и названий»
2. Имена и названия – единицы языка.
- Все имена и названия – это слова. А слова – это -----? А ответ вы найдёте в параграфе №56 нашего учебника «Теория». (Слова – это единицы языка).
- Какие ещё единицы языка вы знаете? (Звуки, морфемы, предложения, др.)
- Какая наука изучает единицы языка? (Языкознание).
- Вспомните разделы языкознания и восстановите опорную карточку:
Он-------ка Л-----ка П-------я Ф-----ка
Гр---ка Языкознание Сл------------е М------ка
Ст-------ка Мор----гия С-----с ор------я ор-----я
- Вспомните единицы языка, изучаемые в этих разделах языкознания (Звуки речи, морфемы, слова, части речи, словосочетания, предложения).
- Одно слово осталось неразгаданным. Как вы думаете, что изучает этот раздел языкознания? (Имена и названия).
- Из какого языка пришли к нам многие слова-термины? (Из греческого).
- Это загадочное слово тоже заимствовано из греческого языка. А то, как оно звучит и как переводится, узнаем мы из словаря лингвистических терминов.
- Это слово ОНОМАСТИКА. Научимся его правильно произносить, писать, употреблять в речи. (Слово записывается учеником на доске, в тетрадях, учащиеся проговаривают его по слогам, рассматривают морфемный состав, обозначают орфограммы).
- Запишем определение понятия ономастика, используя следующую модель:
… - это раздел языкознания, изучающий … .
- Какие единицы языка изучает ономастика?
- Объясните пунктограммы в полученном предложении.
- А теперь решите задачу «четвёртое лишнее», обоснуйте ваш выбор::
1. Река, морфология, Тосно, планета.
2. Михаил, болото, Саблино, Зевс.
(Решая задачу, учащиеся вспоминают понятия: имя существительное как часть речи, собственные и нарицательные существительные).
- Какой раздел языкознания изучает слова как части речи?
- Как взаимосвязаны морфология и ономастика? (Морфология изучает слова как части речи. Ономастика изучает собственные имена существительные. Имя существительное – часть речи).
- Попробуйте составить опорную карточку, на которой будет показана взаимосвязь морфологии и
ономастики.
Морфология собств. имена. существ. Ономастика
3.Итоги урока.
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Какие вопросы у вас возникали в ходе урока?
- Какие новые вопросы появились в связи темой урока?
4. Домашнее задание:
Запомнить определение понятия ОНОМАСТИКА;
Составить свои задачи «Четвёртое лишнее».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. −М.: Просвещение, 1983. −224 с.
2. Горбаневский, Д.С. В мире имен и названий. − Москва: Знание, 1983. − 192с.
3. Нерознак, В.П. Топонимика//Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 515-516.
4. Подольская, Н.В. Антропонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 36-37.
5. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного. Москва: Наука, 1973.
6. Супрун, В.И. ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена, 2000. −172с.
7. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва: 1984.
8. Мезенко, А.М. Актуальные проблемы урбаномики. – Мн., 1998.
9. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. Под редакцией А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеева. Санкт-Петербург: АСТ, Астрель-СПб, 2009.
10. Мурзаев, Э.М. Топонимика и география: Научное издание. − М.: Наука− 1995, − С. 3-7.
11. Ожегов, С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. −М: Азбуковник, 1999. − С. 453, 803.