Фрагмент для ознакомления
2
МАТЕРИАЛЫ ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПРАКТИКЕ
Задание 1. Организация и проведение исследования по проблеме, сбор эмпирических данных и их интерпретация.
Исследование лексических средств, которые применяются современными русскими поэтессами для репрезентации образа женщины, осуществляется качественным методом посредством выделения морфологических признаков лексических единиц.
Всего для проведения исследования было прочитано и проанализировано 36 стихотворений – по 12 каждой поэтессы – Анны Альчук, Марины Темкиной и Лиды Юсуповой.
Важно отметить, что лексические единицы для репрезентации образа женщины в поэзии указанных поэтесс используются, в основном, в комплексе. Поэтессы формируют лексические сочетания, которые наполнены знаменательными и служебными лексическими единицами, которые в сочетании друг с другом формируют определенный яркий женский образ.
Рассмотрим наиболее яркие лексические средства, которые применяются каждой поэтессой в отдельности в различных стихотворных произведениях, с их морфологическим описанием:
I. Анна Альчук:
1) «дрязги избы – избыто – мне бы вне быта в небо?» (сущ.и.п.мн.ч. + сущ.род.п. + устар.нар. + местоим. дат.п. + частица + предлог + сущ.род.п. + предлог + сущ.вин.п.);
2) «расправила крылья младенческих листов» (глаг.ж.р.пр.вр. + сущ.вин.п. + прилаг.р.п. мн.ч. + сущ.род.п.);
3) «керамическая улитка в пепле ползет по растениям комнаты» (прил. им.п.ед.ч. + сущ. им.п.ед.ч. + предлог + сущ.тв.п. + предлог + сущ.дат.п.мн.ч. + сущ.род.п.ед.ч.).
Таким образом, в приведенных примерах цитат из стихотворений Анны Альчук, которые содержат всего 18 слов, высокочастотным является употребление имен существительных в разных падежах и числах – всего 10. Также используется:
– 3 предлога;
– 1 глагол;
– 1 наречие;
– 1 частица;
– 1 местоимение;
– 1 прилагательное.
Лексические средства репрезентации образа женщины в стихотворениях Анна Альчук, которые представлены в форме существительных, занимают 55,5%, предлогов – 17%, остальных частей речи представлены 5,5% случаев.
II. Марина Темкина:
1) «мимоходом, по-женски ловка, оправляет невзрослая зелень неразглаженной юбки бока на уже распустившемся теле» (нар. + нар. + кр.прилаг.им.п.ед.ч. + глагол + прилаг.им.п.ед.ч. + сущ.род.п.ед.ч. + сущ.род.п.мн.ч. + предлог + нареч. + причаст. + сущ.тв.пад.ед.ч.);
2) «встает, разгибает спину, смотрит в окно на голубей внизу на крыше, вспоминает, что нужно сыну купить то-то и то» (глагол + глагол + сущ.вин.п.ед.ч. + глагол + предлог + сущ.вин.п.ед.ч. + предлог + сущ.вин.п.мн.ч. + нареч. + предлог + сущ.тв.п.ед.ч. + глагол + союз + нареч. + сущ.дат.п.ед.ч. + глагол + междмет. + союз + междомет.);
3) «какой-то внутренний во мне распорядитель подтверждает: да-да-да-да – люби» (местоим. + прилаг.им.п.ед.ч. + предлог + местоим.тв.п.ед.ч. + сущ.им.п.ед.ч. + глагол + междомет. + глагол в повелит. накл.).
Таким образом, в приведенных примерах цитат из стихотворений Марины Темкиной, которые содержат 40 слов, высокочастотным является употребление существительных (9 единиц) и глаголов (8 единиц).
Средняя частотность наблюдается при употреблении наречий (5 единиц) и предлогов (5 единиц).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Борисова, А.П. Образ женщины в русской феминистической поэзии начала XXI века / А.П. Борисова // Вестник Казанского государственного университета. – 2022. – № 7. – С. 16–25.
2. Кольчина, М.И. Женские образы в современной русской поэзии / М.И. Кольчина // Литературный вестник. – 2020. – № 10. – С. 100–105.