Фрагмент для ознакомления
2
4.2. Введение курсового исследования
Одной из главных задач воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада является подготовка детей (воспитанников) к школе. Именно решение этой задачи во взаимосвязи с другими задачами дошкольного образования обеспечивает комплексное разностороннее развитие детей. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к условиям реализации программы дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов (ФГОС) начального школьного образования становится важным шагом, обеспечивающим преемственность работы детского сада и школы. Утверждение на государственном уровне стандартов образования обеспечивает перспективность повышения качества образования в системе образования. Программа регламентирует функционирование образовательных учреждений в аспектах организации преемственности по государственным образовательным стандартам и затрагивает вопросы мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Вступление в школьный период – это важный и ответственный шаг в жизни ребенка-дошкольника, который предполагает переход к другому образу жизни и новым условиям деятельности и к установлению новых социальных связей.
По результатам наблюдений было установлено, что многие родители не придают особого значения таким радикальным изменениям в жизни ребенка. Имеется в виду то, что не все родители учитывают именно желание их ребенка пойти в школу, а выделяют исключительно интеллектуальную готовность (развитость умений и навыков, необходимых для учебной деятельности) к школьному обучению. Важно еще на этапе дошкольного образования проводить работу с родителями, объясняя то, что готовность ребенка к школе определяется несколькими факторами. Готовность к школе становится определяющим показателем для ребенка, от которой зависит его учебная деятельность и реализация его ученического потенциала. Конечно, большая роль отводится детскому саду – именно от него зависит всестороннее развитие личности ребенка, в том числе и подготовка к школе. К сожалению, у многих детей, с учетом их возраста для начала обучения в школе и имеющихся навыков и умений, выявляются трудности в процессе обучения в школе. Как правило, основная причина трудностей – это следствие психологической неготовности детей, отсутствие мотивационной готовности к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению становится частью личностной готовности, следовательно, и психологической готовности ребенка к школе. Л.И. Божович наиболее важным компонентов готовности считала именно мотивационный, при этом выделяя 2 типа мотивов обучения: мотивы, которые связаны с потребностью в общении и мотивы, которые связаны с потребностью в интеллектуальной активности. Именно мотив становится побудителем деятельности, формирующейся под влиянием условий жизни человека определяющим вектором его активности.
Мотивационная готовность к школе базируется на нескольких аспектах: положительном восприятии образа школы и всего, что с ней связано; желании учиться с целью получения новых знаний и сформированной позиции школьника. Успешность обучения в школе зависит от того, насколько сильно ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Таким образом, определяется новая система потребностей, которая связана со стремлением ребенка стать учеников, реализуя новую, социально-значимую деятельность, формируя внутренний статус школьника. Чтобы чувствовать себя в школе уверенно, быть успешным в процессе обучения, важно, чтобы дошкольник был морально готов, был уверен в своих силах и возможностях, имел достаточно развитую способность взаимодействовать с другими детьми, имел развитую произвольность и сформированную учебную мотивацию. [Гуткина, 87]
К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение количества детей-дошкольников, не готовых к школе, ребят, которые не желают идти в общеобразовательное учреждение, даже несмотря на высокий уровень умственного развития и овладение навыками чтения и счета еще до школы. Ввиду подобной ситуации становится, как нам кажется, актуальным направление в работе дошкольной образовательной организации «Формирование мотивационной готовности к школе в условиях детского сада», являющееся следствием социального заказа со стороны родителей и педагогов. Важно на этапе детского сада обучать деятельности в воспитательном аспекте, т.е. делать процесс учения мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить средства ее достижения.
При подготовке к школе в условиях детского сада, важно учитывать, что ребенка нельзя просто учить репродуктивным способам усвоения информации, оставляя ему пассивную роль. Важно направлять активность ребенка – основу развития дошкольника, на самостоятельное освоение знаний в процессе деятельности, организованной педагогом.
Ввиду этого, образовательная деятельность становится результатом сотрудничества воспитателя и ребенка, это ведет к развитию коммуникативных способностей у дошкольников, рассматриваемого в качестве основополагающего компонента учебной деятельности. Таким образом, главная цель подготовки к школе - это формирование у дошкольника качеств, направленных на успешное овладение учебной деятельностью, таки как: любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и др.
Школьные учителя должны уметь применять на практике формы, методы работы, используемые в дошкольных учреждениях, т.к. психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Это нужно учитывать, чтобы адаптация первоклассников к изменяющимся условиям их деятельности проходила мягко и постепенно. Предварительное ознакомление со школьной жизнью, организованные экскурсии в школы поможет дошкольникам развить интерес к школе, вызвать желание учиться. Большое значение в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования имеет подробное изучение взаимных ожиданий родителей и педагогов.
Вопрос подготовки детей к школе при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования остается злободневным, ввиду того что педагоги на сегодняшний день должны готовить детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с указаниями, представленными в данном документе.
Актуальность исследования обуславливается проблемой адаптации детей с различным уровнем мотивационной готовности к обучению в школе. Педагоги в дошкольных организациях и родители стараются осуществить подготовку ребенка к школьной деятельности в интеллектуальном плане (научить читать, писать, считать), и при этом упускают психологическое и индивидуально-личностное развитие ребенка (его мотивацию к обучению, произвольную регуляции поведения), которое у детей по уровню показателей ближе к дошкольному возрасту, чем к младшему школьному. Именно этот разлад становится причиной сложностей в успешной адаптации первоклассников.
Изучение вопроса формирования мотивационной готовности будущих первоклассников и изучение условий ее развития поможет понять данную проблему и позволит внести вклад в ее решение. Важно учитывать, что дошкольное образование должно способствовать овладению базового уровня общеобразовательной программы, т.е. ребенок к семи годам (на выходе из дошкольной образовательной организации) по определенным показателям должен быть коммуникабельным, любознательным, инициативным, самостоятельным.
Важным показателем к выходу из детского сада является степень сформированности волевой и мотивационной готовности к школе. В рамках дошкольного образования выделены две группы требований, которые представляют собой требования к структурному содержанию программы дошкольного образования и критерии к условиям ее реализации. Кроме того, сформирован ориентир конечной цели работы педагогов, перечислены интегративные качества, которые дошкольник может приобрести в процессе освоения программы (например, любознательность, коммуникабельность, способность к эмпатии, активность, целеустремленность и др)
Аспектам психолого–педагогической готовности к школе посвящены работы следующих педагогов: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцовой, Бардина К.В., Гуткиной Н. И. и других. Сегодня существует мнение, что готовность школьному обучению – это многокомпонентный феномен, требующий комплексного психолого–педагогического изучения.
Объект исследования – это процесс формирования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе в контексте дошкольного обучения.
Предмет исследования – психолого–педагогическая готовность ребенка дошкольной образовательной организации к обучению в школе.
Цель исследования предполагает изучение психолого-педагогических аспектов подготовки детей к обучению в школе и разработке методических рекомендаций. В связи с целью были сформулированы следующие задачи:
• Исследовать особенности психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе;
• Способствовать формированию внутреннего статуса будущего ученика, расширяя знания детей о мире школы, школьной атрибутике;
• Повышать педагогическую компетентность воспитателей и уровень знаний родителей по данной проблеме.
Методы исследования: анализ библиографических источников, эмпирический (наблюдение), словесные (беседы), метод количественной и качественной обработки по результатам тестов и заданий.
Методики, используемые при исследовании:
Методика, направленная на определение степени психосоциальной зрелости ребенка (тестовая беседа, разработанная С.А. Банковым).
Кроме того, были использованы методики из «Диагностической программы по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной, в частности:
Методика, направленная на определение доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.
Методика, предполагающая исследование произвольной сферы, методика «Домик».
Методика, ориентированная на исследование произвольной сферы, методика «Да и нет».
Методика, направленная на исследование интеллектуальной и речевой сферы, методика «Сапожки».
Методика, рассчитанная на исследование умения логического мышления «Последовательность событий».
Методика, предназначенная для исследования речевой сферы, проверка фонематического слуха, «Звуковые прятки».
Методика, предназначенная для решения поставленных задач и определения влияния отношений родителей и детей на процесс адаптации к школе (методика И.М. Марковской).
Методики, предназначенные для коррекции устойчивости внимания: «Узнай фигуру» и «Кольца» (Методика Л.Г. Петерсон)
Методика, направленная на исследование внутренней позиции дошкольника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность ( Методика «Беседа о школе», Т.А. Нежнова).
Практическая значимость исследования предполагает изучение возможностей реализации в дошкольных образовательных учреждениях определенной системы занятий с детьми и родителями, способствующей повышению уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе в условиях подготовительной группы дошкольной образовательной организации.
Также предполагается разработка рекомендаций для родителей, которые будут ориентированы на ликвидацию негативных последствий в процессе адаптации к обучению в школе.
4.3. Развёрнутые выводы по параграфу 1.1
1.1. Основы психолого–педагогической готовности ребенка к обучению в школе
В процессе анализа литературы по заявленной теме мы выяснили, что в психологии отсутствует единое понятие психологической готовности к обучению в школе. Российские психологи, на примере Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой и других, предлагают разные определения и структуры. Ученые, занимающиеся этим вопросом, формируют структуру психологической готовности к обучению в школе, исходя, главным образом, из того, что это многокомпонентное образование. Начальный этап работы над данным подходом был положен Л.И. Божович. Профессором были выделены несколько параметров психического развития ребенка, которые наиболее значимо влияли на успешность обучения в школе. К данным параметрам относят: уровень мотивационного развития ребенка, который предполагает познавательные и социальные мотивы учения, развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Кроме того, было выявлено, что психологическая готовность к обучению в школе основывается на определенном уровне развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. [Божович, 73]
С данной позицией был согласен А.В. Запорожец, который рассматривал понятие психологической готовности к обучению в школе как особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико–синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. [Запорожец, 67]
Б.Д. Эльконин рассматривал в качестве основного критерия готовности к школьному обучению сформированность игровой деятельности. Ученый считает, что посредством игры можно проследить способность к переносу значений с одного предмета на другой; умение сопоставлять роль и правило; умение соблюдать открытое правило игры; высокий уровень развития наглядно-образного мышления; применение символов; наличие зачатков новообразований, которые характерны для учебной деятельности. [Эльконин, 120]
Согласно позиции Овчаровой Р.В, изложенной в статье Римашевской Л.С., готовность к обучению в школе оценивается по следующим критериям: планированию (умению организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контролю (умению сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивации (стремлению находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровню развития интеллекта. [Римашевская, 58]
И.С. Ильина считает, что произвольность следует рассматривать как одну из предпосылок учебной деятельности. Ученым обращается внимание на степень сформированности знаковой функции как характеристики, которая рассматривает аспекты общения, способность совместно действовать с целью решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
4.5. Список используемых источников и литературы
1. Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. – М., 1980. – С. 28-57.
2. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – С. 94–118.
3. Андреева В. Старая новая проблема: школа – детский сад. / В. Андреева // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 1.
4. Бабинова Н.В. Структура готовности к школе в аспекте готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению универсальных учебных действий // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24773 (дата обращения: 05.01.2023).
5. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. – М.: Знание, 2015. – 210 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
7. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, – М: Знание, 2018. – 98 с.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2015. – 98 с.
9. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание. – М.: МГУ, 2018. – 186 с.
10. Воронина Л.В., Коротаева Е.В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 50–56. DOI:10.26170/po19-08-07
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2017. – С. 56–79.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004. – 184 с.
13. Жукова О.Г. Социальное партнерство в условиях стандартизации дошкольного образования // Человек и образование. – 2019. – № 1 (58). – С. 92–97.
14. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. – Тула: Родничок, 2005. – 832 с.
15. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогике. / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.: МГУ, 2014. – 188 с.
16. Кирейчев А.В., Чавдарь К.Э. Формирование и развитие психологической готовности детей к школьному обучению в рамках авторской программы «Хочу в школу» // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». – 2018. – № 6. – С. 152–159.
17. Конаныхина Е.Ю. Программа психологической готовности к школьному обучению в условиях реализации ФГОС НОО «Тропинка к школе» (методическое пособие) // Национальный психологический конкурс Золотая Психея по итогам 2012 года. Номинация «Проект года в психологической практике» [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/ psyche/projects/577/ (Дата доступа: 12.12.2022).
18. Кошкина В.С., Реброва В.И. Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Человек и образование. – 2018.– № 2 (55). – С. 145–160.
19. Коэльо Л., Торрес Н., Фернандес К., Сантос А. Дж. Качество игры, социальное принятие и взаимная дружба у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 70–88.
20. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11. – № 4. – С. 5–21. DOI: 10.17759/psyedu.2019110401
21. Кубарева, Л. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 34.1 (168.1). – С. 38-41. – URL: https://moluch.ru/archive/168/45493/ (дата обращения: 05.01.2023)
22. Кубарева, Л. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 34.1 (168.1). – С. 38-41. – URL: https://moluch.ru/archive/168/45493/ (дата обращения: 05.01.2023).
23. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
24. Мамедова Л.В., Белогорская О.Д. Программа «Развивай-ка» как средство формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. –2014. – № 3. – С. 177–180
25. Марцинковской М. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2014. − 255 с.
26. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.
27. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,–2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1985.–272 с.
28. Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 18–33.
29. Нозикова Н.В. Опыт организации интегративного обучения в средней общеобразовательной школе № 3 г. Хабаровска // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 81–90.
30. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: МГУ, 2018. – 126 с.
31. Психологический словарь [Текст] / под редакцией П. С. Гуревича. - М.: Владос. – 2007. – 800 с.
32. Римашевская Л.С., Атарова А.Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развитие детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 1 (91). – С. 58–70.
33. Савенков А.И., Цаплина О.В., Полковникова Н.Б., Смирнова П.В., Муродходжаева Н.С. Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования: моногр. / под науч. ред. О.В. Цаплиной. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2019. – 122 с.
34. Смирнова Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: МГУ, 2016. – 97 с.
35. Стратегические ориентиры развития дошкольного образования в современном мире Научно-методический сборник к 100-летию организации государственной системы дошкольного образования в России / под общ. ред. Т.Б. Соломатиной. – М.: Московский государственный областной университет, 2019. – 176 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утвержден приказом от 17 октября 2013 г. № 373) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата доступа: 15.12.2022).
37. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр, “Академия”. 2006.
38. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д. И. Фельдштейна. – Москва–Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416
39. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978. – 388 с.