Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2. (ПК 1.1 Осуществлять толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты)
Поиск и анализ предложений по изменению российского законодательства в сфере социального обеспечения граждан. Поиск проектов законодательства, а также предложений по внесению изменений в российское законодательства в сфере социального обеспечения граждан. Оформление результата выполнения задания в отчете по практике в свободной для студента форме.
Систему ИПК планируется внедрить еще с 2020 года. Однако конкретное содержание следующих этапов пенсионной реформы еще не озвучивается. Необходимо отметить, что многими гражданами новая пенсионная реформа активно обсуждалась в части ее возможного противоречия основному закону страны – Конституции РФ.
Критики, ссылаясь на часть 2 и часть 3 статьи 55 Конституции, в которой указывается, во-первых, что «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», а «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», указывают, что повышение пенсионного возраста, с одной стороны, ухудшает и ограничивает права россиян, и, с другой стороны, устанавливает неравенство субъектов (будущие пенсионеры, получается, не «равны» сегодняшним пенсионерам), что напрямую противоречит части 1 статьи 19 Конституции.
Кроме этого, реформа приводит к ущемлению прав граждан по выходу на отдых. С формально-юридической точки зрения при рассмотрении данного вопроса нужно оперировать положениями части 2 статьи 39 Конституции РФ, в которой указывается, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Соответствующие положения были внесены в статью 7 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и, следовательно, никак не противоречат положениям Конституции. Как отметил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев, в данном случае право на пенсию «не отменяется и не умаляется, меняются лишь некоторые параметры его использования.
Следующий вопрос: может ли повышение пенсионного возраста рассматриваться как своеобразное ограничение конституционных прав? Ограничения конституционных прав в литературе определяются как императивные, основанные «на положениях Конституции, предпринятые в установленных ею целях и в соответствии с определяемыми ею требованиями нормативного сужения круга возможностей того или иного субъекта конституционного права». Это сокращение правомочий (материальных или нематериальных благ) и (или) установление дополнительных правовых условий для реализации юридических возможностей. А.А. Зайцев дает следующее определение ограничению прав и свобод человека и гражданина: это «конституционно обусловленная, нормативно определенная, процессуально-конкретизированная система изъятий из юридического положения лица в статусных, режимных или иных целях». К способам ограничения прав М.В. Новиков относит абсолютный запрет (полный запрет на реализацию права), относительный запрет (установление границ в реализации правомочий), вмешательство уполномоченных органов в реализацию основных прав и свобод личности, обязанность и ответственность.
Исходя из вышеназванного толкования, увеличение пенсионного возраста (путем изменения и установления новых параметров) в рамках проведения реформы можно назвать своеобразным ограничением прав.
Однако главной целью ограничений является охрана основных общественных ценностей. Так, в статье Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что «государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе». Как справедливо отметил В. Мазаев, при проведении реформы необходимо «грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость соответствующих изменений». Следует учитывать то, что повышение пенсионного возраста непременно повлияет на рождаемость – «бабушки и дедушки» не смогут помогать молодым семьям в уходе за детьми; возрастет безработица – рабочих мест для тех лиц преклонного возраста и молодого поколения будет явно не хватать. Руководитель РАН А.М. Сергеев вовсе предположил, что пенсионные изменения могут вызвать снижение продолжительности жизни.
Законодатели обуславливали проведение реформирования необходимостью обеспечения экономического развития страны и финансовой устойчивости пенсионной системы, повышением уровня жизни, улучшением условий труда. Однако практика показывает, что многие из данных причин являются лишь декларативными, а данные статистики выводятся либо искажением исходных данных, либо самих используемых параметров (к примеру, в качестве критерия для исследования берется возраст граждан, а не количество работающих и иждивенцев).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ.) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //Российская газета. 1998. 10 дек.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //Ведомости Верховного Совета СССР. -№ 17. -1976.
4. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей : Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция). - Текст : непосредственный // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 9. - ст. 328.
5. О социальной защите инвалидов в РФ: федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – Текст: непосредственный //Собрание законодательства РФ -1995.- N 48. -Ст. 4563.
6. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. -1996.- N 14.- Ст. 1401.
7. О негосударственных пенсионных фондах: федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – Текст: непосредственный //Собрание законодательства РФ. -1998. -N 19. - Ст. 2071.
8. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (последняя редакция). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31.- Ст. 3803.
9. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – Текст: непосредственный //Собрание законодательства РФ. -1999. -N 29. - Ст. 3686.
10. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (последняя редакция). – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. – Ст. 3699.
11. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. -2001. -N 51. - Ст. 4832.
12. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. -2001. N 51. -ст. 4831.
13. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством : Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (последняя редакция). - Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007.- №1. - Ст.18.
14. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан: федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. -2011. -N 23.- Ст. 3266.
15. О страховых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ.-2013 г. -N 52 (часть I)- Ст. 6965.
16. О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации: федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2022. - №29 (часть I). – Ст. 5203.
Литература
Электронные издания (электронные ресурсы)
17. Интернет-портал Правительства РФ. – URL: http://правительство.рф/#
18. Министерство труда и социальной защиты РФ: официальный сайт. – URL: https://mintrud.gov.ru/ Конституция российской Федерации: официальный сайт. – URL: https://constitution.garant.ru/act/
19. Официальный интернет портал правовой информации: официальный сайт - URL: http://pravo.gov.ru/
20. Пенсионный фонд Российской Федерации: официальный сайт. – URL: http://www.pfrf.ru/
21. Фонд социального страхования Российской Федерации: официальный сайт. – URL: http://www.fss.ru/
22. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования: официальный сайт. – URL: http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index