- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
вам Нужен Отчет по практике ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Образовательные технологии реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ
- Готовые работы
- Отчет по практике
- Логопедия
Отчет по практике
Хотите заказать работу на тему "Образовательные технологии реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ "?48 страниц
0 источников
Добавлена 06.07.2023
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Направление подготовки:
44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование
Магистерская программа Логопедия (для гр. ЛГП-2241z)
технологии реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ (для гр.ОТР-2241z)
Исполнитель: _________________,
ЛГП-2241z, заочная форма обучения
Екатеринбург 2022
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Фамилия_______________________________________
Имя___________________________________________
Отчество______________________________________
Курс группа
Направление подготовки
44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
магистерская программа «Логопедия»
или Образовательные технологии реабилитации и абилитации лиц с ОВЗ (для гр.ОТР-2241z)
Сроки практики:
с 06.10.2022 по 22.01.2023;
с 06.02.2023 по 11.06.2023
Виды практики: учебная практика.
Тип практики: научно-исследовательская работа.
Объем практики в зачетных единицах: 6 з.е.
Сроки прохождения практики: с 06.10.2022 по 22.01.2023; с 06.02.2023 по 11.06.2023.
Место проведения практики:
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Институт специального образования, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза.
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, +7 (343) 235 76 25.
Руководители практики:
Маршалкин А.П., к.м.н., доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза
ИСО УрГПУ;
Руководитель ОПОП:
Каракулова Е.В., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза ИСО УрГПУ. (это у группы ЛГП-2241z)
Кубасов А.В.,д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения лиц с ОВЗ. (это для группы ОТР-2241z).
1. Цель и перечень планируемых результатов обучения при прохождении учебной практики (тип практики: научно-исследовательская работа), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ОПОП ВО.
Цель прохождения практики:
Расширение теоретических знаний о клинических основах психолого-педагогического изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования у обучающихся готовности к научно-исследовательской деятельности при оказании психолого-педагогической помощи лицам с нарушением речи.
Планируемые результаты освоения практики:
ПК-4 Способен проектировать и проводить научное исследование в области логопедии с использованием современных методов исследования;
ПК-5 Готов к взаимодействию с участниками научно-исследовательской деятельности.
2. Содержание практики.
Работа в Информационно-интеллектуальном Центре – библиотеке УрГПУ.
Теоретическое обоснование клинико-психолого-педагогического обследования обучающихся с нарушением речи с опорой на клинические основы специального (дефектологического) образования.
Отчетность по практике:
– медико-психолого-педагогическая характеристика одного обучающегося с нарушением речи на основании разработанного диагностического инструментария
– план-аннотация проведения констатирующего эксперимента в соответствии с темой выпускной квалификационной работы.
3. Индивидуальный план-график прохождения практики.
Дата Вид работы Отметка о
выполнении
Отчет ежемесячный Выполнено
Работа в установочной конференции (по прохождению практики)
Прохождение инструктажей по ознакомлению с требованиями охраны труда, ТБ, пожарной безопасности и правилами внутреннего трудового распорядка организации
Изучение должностной инструкции
учителя-логопеда
Составление плана индивидуальной работы на весь период практики
Ознакомительный период с образовательной организацией
Сбор информации перечня должностных обязанностей учителя-логопеда
Изучение рабочей документации учителя-логопеда
Штудирование сайтов, касающиеся вопросов профессиональной деятельности
Изучение методической литературы, имеющуюся в кабинете учителя-логопеда
Посещение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
Подготовка макета информационного буклета для родителей «Нарушение слоговой структуры»
Составить консультацию для родителей «Особенности речевого развития младших школьников»
Отчет по практике
Участие в итоговой работе по практике
4. Отчет о результатах обучения при прохождении учебной практики (тип практики: научно-исследовательская работа), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ОПОП ВО
Модуль «Клинические основы специального (дефектологического) образования»
Код и формулировка компетенции Результаты обучения
ПК-4 Способен проектировать и проводить научное исследование в области логопедии с использование современных методов исследования Знаю:
Умею:
Владею:
ПК-5 Готов к взаимодействию с участниками научно-исследовательской деятельности
Знаю:
Умею:
Владею:
Вывод о результатах практики (в соответствии с целью): _______________
_______________________________________________________________
______________пишет студент_________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
План практики мною выполнен в полном объеме.
За время практики мною было посещено два логопедических занятия (индивидуальное и фронтальное), обследование речи одного ребенка подготовительной группы (6-7 лет). Я участвовала в 2 обсуждениях по результатам проведенных логопедом открытых занятий, составила 1 программу обследования 1 ребенка, провела 1 фронтальное занятие по развитию речи, обследование речи 1 ребенка.
Основные задачи, поставленные и решаемые мною в период педагогической практики, были следующие:
1. ознакомится с нормативными документами учреждения (Типовое положение, устав, положение о ПМПК, правила приёма детей в учреждение и другие), документацией учителя-логопеда (должностная инструкция, программа обследования, учебная программа, речевая карта, методические пособия);
2. освоить методы логопедического обследования, составление плана логопедического обследования речи дошкольника;
3. провести анализ диагностических данных, составить на их основе развернутое логопедическое заключение и перспективный план работы с ребенком;
4. составление плана-конспекта логопедического занятия в соответствии с ФГОС ДОО.
5. закрепить знания и умения при составлении самоанализа занятия;
6. развивать навыки анализа и самоанализа;
Получила результаты:
-изучила нормативные документы учреждения и рабочую документацию учителя-логопеда (Основную общеобразовательную программу учреждения, Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Типовое положение учреждения. Трудовой договор между администрацией и учителем-логопедом.Положением о Педагогическом совете.Положением «О порядке комплектования, приёма и отчисления детей в МБДОУ, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования».Положением «О нормах профессиональной этики педагогических работников учреждения.Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.Должностная инструкция учителя-логопеда. Положение о ПМПК ).
- составила программу логопедического обследования;
- осуществила отбор наглядного материала для обследования;
- провела обследование речи одного ребенка;
- оформила речевую карту;
- составила перспективный план работы с обследованным ребенком;
- провела занятие по развитию речи, провела его самоанализ;
- подготовила реферат по теме индивидуального задания. При составлении плана логопедического обследования я испытывала трудности в подборе речевого материала, соответствующего возрасту и возможностям ребёнка. Для решения данной проблемы я обратилась за помощью к логопеду и книге Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
При подготовке к занятию я испытывала затруднения в формулировании основных коррекционных задач. Учителем - логопедом была оказана помощь.
При заполнении речевой карты и написании заключения возникли трудности при формулировании речевого диагноза. Для предотвращения трудностей я обратилась к заполненным речевым картам логопеда и книге Л. С. Волковой «Логопедия».
При выполнении индивидуального задания возникли трудности в определении форм и методов коррекции грамматического строя речи, с помощью методики В.К. Воробьёвой «по цепной организации». Для решения проблемы я обратилась к электронному ресурсу «Программа Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»
В процессе практики мною приобретены следующие умения и навыки:
- умение производить анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы;
- составлять план обследования ребёнка;
- осуществлять обследование речи детей старшего дошкольного возраста;
- анализировать результаты логопедического обследования;
- составлять перспективный план коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- составлять план-конспект логопедического занятия;
- проводить самоанализ своей деятельности;
- осуществлять отбор дидактического материала для проведения занятия и обследования реи ребёнка.
Общие выводы по педагогической практике: имеющиеся теоретические знания расширены, получена возможность их применения в практической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД)
ФИО ребёнка: Иванов Иван Иванович Дата рождения: 21.02.2015г
Адрес Лермонтова 6, д 151 МБОУ Класс: 3 (ОВЗ)
Цель обращения в ТПМПК(трудности в обучении, поведении, общении и др.) определение дальнейшего образовательного маршрута, трудности в обучении.
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие) нет.
В анамнезе ППЦНС, F 80.82 задержка интеллектуального развития. Аденоиды.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата объём движений снижен, трудности удержания артикуляционных поз для верхнего подъёма языка, движения не точные,сопутствующие движения нижней челюстью при выполнении динамических артикуляционных проб..
Логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления в МБОУ СОШ, октябрь 2021г. Первый класс: логопедическая помощь в условиях логопункта, на основании входной диагностики была дана рекомендация пройти ТПМПК с целью определения образовательного маршрута. С сентября 2022 г. По настоящее время логопедическое сопровождение в условиях класса компенсирующей направленности на основании заключения ТПМПК.
Устная речь: речь
Звукопроизношение: нарушено. Ламбдацизм (звук «л» поставлен, автоматизирован, самоконтроля за произношением звука нет). Ротацизм.
Фонематическое восприятие (какие звуки не дифференцирует по акустическим признакам, на уровне слога, слова; состояние фонематического анализа и синтеза): не сформировано. Допускает ошибки при повторении слоговых цепочек состоящих из трёх и более слогов, слоговые ряды из двух слогов повторяет без ошибок. Затрудняется в подборе слов на заданный звук, слог. Затрудняется в определении количества звуков в словах ,в составе которых более трех звуков. Допускает ошибки при определении количества слогов в словах (до-м, ма-ши-и-на). Путает понятия «звук» - «слог», поэтому при выполнении заданий на определение количества звуков или слогов в слове требуется дополнительная работа по разъяснению понятий и приведение примеров. Количество слогов и звуков определяет с наглядной опорой (числовая прямая), с помощью прохлопывания. Слоговая структура слова недостаточно сформирована. Затрудняется в повторении слов сложной слоговой структуры (аквалангист – агваенист, перепрыгнуть - переорхнуть). Мама расчесывается перед зеркалом -Мама расческа пере зека). Возникающие трудности при выполнении заданий вызывают у ребенка нежелание работать дальше, эмоциональный всплеск, который может сопровождаться швырянием предметов находящихся на столе на пол.
Состояние словаря (понимание обращенной речи, соответствует ли возрасту пассивный и активный словарный запас, нет точного значения слов, мало употребляются прилагательные, местоимения и т.д.). Обращенную речь понимает. Сложные предложные конструкции не всегда понимает верно. Выполнение заданий на верификацию предложений не доступно. Ошибок не замечает. Пассивный словарь снижен. Активный словарь недостаточный. Дни недели самостоятельно не называет, времена года путает. Части суток не знает. Месяцы не называет. Не всегда верно подбирает слова к заданному обобщающему слову (мебель – диван, карандаш, ручка, стол; одежда – майка, футболка, кеды). Обобщает группу слов верно. В рамках лексической темы называет 3-5 предметов, опираясь на помощь в окружающем пространстве.
Затрудняется в объяснении значений слов (огород – это улица; клумба – не знаю; пылесос – это который все убирает; холодильник – это который туда продукты ложить; поезд – это который станция). Затрудняется в назывании частей целого предмета (Чайник – кружка, чтобы держать (ручка) и нос; стул – две таких доски, одна такая, другая такая (показывает на спинку и сиденье стула, на котором сидит); сапог – такая, такая и такая (рисует сапог пальцем на парте). Допускает ошибки при подборе слов-предметов к заданному признаку (увлекательное – любовь,свидания; морозный – снег, холод, молния;холодное – мороженое, мясо,курица,сосиски; хорошее – добрый,злой; звонкая – колокольчики, домофон и которая набирает квартиру.)
Грамматический строй речи (владение функцией словоизменения,словообразования, наличие аграмматизмов): Затрудняется в употреблении слов И.п мн.ч (стол – стола; стул –стулы; окно-окня; ухо –ушко; озеро - озерья). Множественные ошибки согласования числительных с существительными. Не знает сложных предлогов (из-за, из-под). Затрудняется в назывании детенышей животных (у козы – не знаю, у волка – щенок, у лисы-лисички, у льва – тигр, у коровы – козлята). Допускает ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол-столёнок.забор –заборёнок, носок – носонок). Допускает ошибки в подборе антонимов (низкий-узкий, широкий –меньше, говорить – не разговаривать, ссориться-дружить, расстёгивать- растегать, светло - низко). Синонимы не подбирает. Ошибки согласования слов в предложении (Птичка свилась гнездо. За рекой лугу котором паслись лошадь. Доктор лечит дети.) Не образовывает относительные и прилагательные. При выполнении заданий по инструкции не всегда слушает саму инструкцию,часто отвлекается на знакомое слово и рассказывает ситуации связанные с этим явлением или предметом из своей жизни, пропуская суть задания.
Связная речь (какие фразы использует, характер рассказа, наличие языковых и выразительных средств). Связная речь недостаточно развита. Общее звучание речи характеризуется монотонностью, невыразительностью. Конструкция фразы примитивна, перечисляет отдельные действия, без качеств. Отмечаются нарушения связи слов в предложениях. Нарушены основные показатели связности : логичность, композиционная целостность высказывания. События излагаются без обобщения сюжетной линии, путем перечисления изображенного.
Пересказ «Будильник»
Утром зазвенел будильник. Витя проснулся. Он быстро встал и аккуратно застелил свою пастель. Потом Витя пошел в ванную комнату. Почистил зубы. Умылся. Затем Витя оделся и сел завтракать. После завтрака он взял портфель и пошел в школу.
Витя проснулся. Встал. Проснулся дома. Потом он пошел. Потом он умылся, пошел зубы чистить. Потом зубы почистил, расчёсался. А потом он оделся и потом взял портфель, положил его туда и завтракал. И потом он оделся и пошел в школу.
Рассказ по сюжетной картине «Поштальон ушел».
Сначала пришел поштальон и все обрадовались, что поштальон принес письма.а дальше он ушел. Он пошел,а дальше он потерял сумку. Потом детей нашли эту сумку и сказали: «Чья это сумка?». Почтальон сказал : «Это моя сумка», который записывал. А потом поштальон ушел.
Рассказ описание «Яблоко»
Красное. У него внутри зеленое че-то. У него есть такая веточка. И его можно есть. У него есть сок.
Симптоматика заикания отсутствует.
Письменная речь (письменные работы прилагаются).
Чтение (способ чтения, скорость чтения, понимание прочитанного, характеристика ошибок). Не читает. В процессе коррекционной работы овладел навыком слогослияния, верно читает слова с открытыми слогами. Чтение слов с закрытыми слогами или стечением согласных вызывает значительные затруднения. Преобладает чтение по догадке. Понимание прочитанного не доступно. Отсутствие ориентации на знаки препинания во время чтения.
Письмо (особенности графики, наличие специфических ошибок) Письмо носит механический характер. Письмо под диктовку затруднено. Самостоятельно пишет слоги, короткие слова. Буквы знает, но сохраняются трудности соотнесения зрительного образа буквы с акустическим. Прежде чем написать букву припоминает как она пишется, либо спрашивает у учителя. Не соблюдает границы предложения. Не соблюдает границы строки, письмо в широкую линейку не доступно, буквы занимают всю высоту строки. Множественные пропуски букв, слогов. Путает парные согласные по глухости-звонкости, путает буквы схожие по оптическим параметрам (при написание букв б-д всегда спрашивает как пишется буква). Темп письма очень медленный, письмо с проговариванием, с помощью учителя.
Списывание с печатного и рукописного текста без ошибок.
Индивидуальные особенности ребёнка: сидит неспокойно, часто отказывается работать на занятиях. Случаются вспышки агрессии при неудачах, при этом сбрасывает всё со стола, пинает портфель, падает на пол.
Заключение: Смешанная дисграфия (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия). Системное недоразвитие речи? IV уровня._ _Дислексия. Ламбдацизм. Ротацизм.__________________________________________________________
Учитель – логопед: _____________________
Руководитель образовательной организации _______________________
МП
План-аннотация проведения констатирующего эксперимента в соответствии с темой выпускной квалификационной работы.
Проходя практику, пришла к выводу, что всераспространенной задачей у детей, при этом не лишь только младшего, но и среднего звена, как дислексия и дисграфия. На письме и чтении основывается целый процесс изучения, в следствие этого данные нарушения не дают ребятам осваивать программу, проделывают их «неуспешными» и и тем самым происходит процесс «неуспешным» что влекет за собой отрицательное воздействие со стороны родителей и взрослых. Этих ребят считают ленивыми, невнимательными, рассеянными. И взамен поддержке эти учащиеся нередко лицезреют только осуждение, собственно что не содействует их убежденности в себя и лишает стремления обучаться.
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «______ СОШ» В эксперименте принимали участие 1 обучающийся второго класса, зачисленных в речевую группу по решению ПМПК с заключением «Нарушения письменной речи в результате ЗПР, ФФНР (НОНР), дисграфия, дислексия». Возраст ребенка - 7-8 лет.
Цель констатирующего эксперимента - выявить нарушения письма и исследовать высшие психические функции учащихся с ЗПР.
Задачи:
1. определить уровень сформированности процесса письма у младших школьников, с выявлением у них (дисгафических) ошибок письма;
2. определить степень овладения графо-моторными навыками;
3. определить степень овладения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
В основу исследования устной и письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы взят вариант тестовой методики Р.И.Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой
При разработке методики констатирующего эксперимента за основу были положены современные представления и научные положения психологии, психолингвистики, логопедии о психофизиологической структуре письма, симптоматике, механизмах и видах нарушения письма, описанные в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.Е. Хватцева, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.
Выделяют следующие операции письма:
1) Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
Для того чтобы записать слышимое слово, пишущий должен проанализировать его звуковой состав, т.е. провести акустический анализ, в процессе которого из сплошного звукового потока выделяются отдельные звуки, определяются их существенные фонематические признаки и сопоставляются с другими звуками речи. Акустический анализ протекает при непосредственном участии артикуляции.
2) Перевод фонем в графемы или графический анализ.
К акустико-артикуляторному образу звука подбирается соответствующий зрительный образ, графический знак с учетом пространственного расположения его элементов.
3) Перевод зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений или моторная реализация процесса письма.
Письмо представляет собой сложный вид психической деятельности, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения. Важной предпосылкой для успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень сформированности всех компонентов устной речи. Многие исследователи связывают трудности в овладении письмом с нарушениями устной речи (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев и др.). У детей с ЗПР имеется нарушения или недоразвитие фонетико-фонематических, лексических и грамматических компонентов речи, что значительно затрудняет овладение ими программой массовой школы, в частности формированием процесса письма.
В процессе исследования использовалась адаптированная диагностика состояния письменной речи младших школьников, а также речевые пробы из методики исследования письма Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой
Методика исследования письма включала следующий материал:
1. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1) Умение ориентироваться в частях собственного тела.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается выполнить действия: «Подними правую руку. Подними левую руку. Правой рукой коснись левой ноги. Топни правой ногой».
2) Выполнение пробы Хэда.
Процедура исследования. Ребенку предлагается по словесной инструкции выполнить действия; показать правые и левые части тела у напротив сидящего экспериментатора. Инструкции: «Покажи правой рукой левое ухо. Покажи левой рукой правое ухо. Покажи правой рукой правое ухо. Покажи левой рукой левое ухо. Покажи правой рукой левый глаз. Покажи левой рукой правый глаз. Покажи правой рукой правый глаз. Покажи левой рукой левый глаз».
3) Определение собственного положения по отношению к окружающим предметам.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Назови, какие предметы находятся слева от тебя? Скажи, какие предметы находятся от тебя справа? Что висит над доской? Перечисли предметы, стоящие позади тебя, а затем – впереди тебя».
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - инструкции выполняются четко, в быстром темпе;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - движения точны, отмечается замедленный темп их выполнения или уточнения ребенком инструкции;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - движения носят неуверенный поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - систематические ошибки выполнения инструкции, значительные трудности при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - стойкие ошибки в латерализации правой и левой рук, нарушение оптико-пространственных ориентировок, помощь экспериментатора позволяет выполнить лишь отдельные инструкции.
2. Исследование особенностей ручной моторики.
1) Определение ведущей руки.
Используются следующие пробы: проба на переплетение пальцев, аплодирование, «поза Наполеона». При выполнении движений отмечается ведущая рука.
2) Воспроизведение серий движений «кулак-ребро-ладонь».
Процедура и инструкция. «Посмотри внимательно и постарайся запомнить». Экспериментатор трижды воспроизводит серию движений «кулак-ребро-ладонь». Движения производятся плавно в медленном темпе. Чтобы выделить границу серии, перед третьим предъявлением исследователь говорит: «Показываю последний раз». Далее исследователь наблюдает выполнение движений ребенком. Если попытки неуспешны, показ образца повторяется. При вновь неуспешных попытках ребенок выполняет движения совместно с экспериментатором; после двух-, трехкратного совместного выполнения он должен воспроизвести движения самостоятельно. Наконец, если и совместное выполнение не приводит к успеху, исследователь сопровождает сопряженное выполнение речевыми командами: «ладонь»... «кулак»... «ребро». Предполагается, что ребенок будет выполнять движение правой рукой; исследователь предъявляет образец левой рукой, чтобы снять трудности перешифровки. Если ребенок приготавливается выполнять движение левой рукой, исследователь предлагает ему работать правой, (предпочтение левой руки фиксируется в протоколе).
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – серия движений выполняется после первого показа, плавно, без внешнего опосредования, движения автоматизированы;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – программа усвоена со второго показа, неречевое опосредование движений, движения осуществляются с переходом от поэлементарного к плавному, редкие сбои в движениях;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – программа усваивается после совместного выполнения с речевой инструкцией, эффективное речевое опосредование, движения производятся пачками, с паузами после каждой серии, наблюдаются персеверации;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – программа усваивается после совместного выполнения с речевой инструкцией, постоянное речевое опосредование, движения производятся поэлементно, медленно, быстрая истощаемость, наблюдаются персеверации и расширение структуры движений;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – программа не усваивается, неэффективное речевое опосредование, сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений.
3) Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы).
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- Соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.
- Вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – движения выполняются точно, тонус в норме, длительно удерживает пальцы в заданном положении;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – движения точны, незначительное отклонение тонуса;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – движения неточные, тонус нарушен, объем недостаточный;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – движения неточные, тонус грубо нарушен, неспособен долго удерживать пальцы в заданном положении;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – отсутствие движений.
4) Динамическая организация движений пальцев.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.
- «Игра на рояле» Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1), сначала правой рукой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – серия движений выполняется точно, плавно, движения автоматизированы;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – движения осуществляются с переходом от поэлементного к плавному, редкие сбои в движениях;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – движения производятся медленно или наоборот очень быстро, неточно, наблюдаются персеверации;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – движения производятся поэлементно, медленно, быстрая истощаемость, наблюдаются персеверации и расширение структуры движений;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений.
Исследование состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов.
Проводилось согласно общепринятой в логопедии методике. Материалом служат предъявляемые на слух звуки, слоги, предметные картинки на заданный звук, фразы со словами разной звуко-слоговой структуры.
Процедура исследования. Ребенку предлагается повторить звуки, слоги, назвать картинки (слова разные по слоговой структуре).
Оценка результатов. Отмечается характер нарушения произнесения звуков речи (отсутствие, искажения, замены) в различных условиях:
- при изолированном произношении звуков,
- в слогах (открытых, обратных, закрытых, со стечением согласных),
- в начале, середине и в конце слов.
Отмечается характер нарушения слоговой структуры слов (перестановки, пропуски, искажения).
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях, слоговая структура слов не нарушена;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – один или несколько звуков одной группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы, слоговая структура слов не нарушена;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, нарушается слоговая структура сложных слов в составе фразы;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков одной группы, звуки других групп плохо автоматизированы, нарушена слоговая структура сложных слов;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков разных групп, нарушена слоговая структура даже простых слов.
Исследование словоизменения.
Умение употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.
Материал исследования: картинки, изображающие один и несколько предметов.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать то, что изображено на одной из них, а затем на другой.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - правильное и самостоятельное выполнение задания;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - самостоятельное (или после указания логопеда) исправление отдельных ошибок;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, то есть в оперировании морфологическими нормами языка;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - в большинстве случаев нарушение усвоения морфологических норм языка, помощь логопеда ведет к выполнению задания;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания, помощь неэффективна.
Умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Материал исследования: картинки с изображением голубой тетради, голубого шара, голубого ведра, голубых карандашей, голубой тарелки, голубого платка, голубого блюдца, голубых флажков.
Процедура исследования. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать изображенные предметы, указав их цвет.
Оценка результатов производится так же, как и в предыдущем задании.
Дифференциация глаголов в единственном и множественном числе настоящего времени.
Материал исследования: картинки с изображением мальчика и детей, наливающих воду в лейку; поющей девочки и поющих детей; кошки, лакающей молоко и кошек, лакающих молоко.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – дифференциация не вызывает затруднений;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – выполнение задания согласно заданному алгоритму действия, отдельные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно или после замечаний экспериментатора;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – систематические ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – в большинстве случаев не соблюдается заданная программа действий, систематические ошибки, интенсивная помощь позволяет выполнить работу до конца;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.
Исследование словообразования.
Умение образовывать притяжательные прилагательные.
Материал исследования: картинки с изображением хвоста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы медведя, дупла белки, гнезда вороны, логова волка, хвоста зайца.
Процедура и инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и назови, что на них изображено, отвечая на вопросы чей? (чья? чье?)».
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – правильное и быстрое выполнение задания;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – правильное выполнение задания с определенной помощью в виде отдельных уточнений;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – систематические ошибки в образовании слов, большинство которых исправляется после замечаний экспериментатора;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовывать лишь отдельные словоформы;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – отсутствие умения образовывать новые словоформы.
Умение образовывать названия детенышей животных.
Материал исследования: парные картинки с изображением домашних животных и диких зверей, домашних птиц, и их детенышей (корова-теленок, лошадь - жеребенок, коза - козленок, овца - ягненок, верблюд - верблюжонок, свинья - поросенок, медведь - медвежонок, волк - волчонок, утка - утенок, гусь - гусенок).
Процедура и инструкция: Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать взрослое животное, а затем его детеныша, взрослую птицу и птенца.
Оценка результатов производится так же, как и в предыдущем задании.
Умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Материал исследования: парные картинки (девочка пьет чай - девочка выпила чай, мальчик чинит тачку - мальчик починил тачку, девочка собирает цветы, девочка собрала цветы).
Процедура исследования. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать то, что изображено на одной из них, а затем на другой.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – дифференциация не вызывает затруднений;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – выполнение задания согласно заданному алгоритму действия, отдельные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно или после замечаний экспериментатора;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – систематические ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – в большинстве случаев не соблюдается заданная программа действий, систематические ошибки, интенсивная помощь позволяет выполнить работу до конца;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.
5. Состояние речезрительных функций. Исследование знания букв, буквенного гнозиса.
Материал исследования: печатные и письменные буквы алфавита, буквы без каких-либо элементов.
Процедура и инструкция. Ученику показываются печатные буквы алфавита, и предлагается их назвать. Аналогичное задание проводится и с рукописными буквами. Демонстрируются как изолированные буквы, так и ряды букв, сходных по начертанию, недописанные буквы. Недописанные буквы предлагается реконструировать.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – ошибки в назывании букв обнаруживаются и исправляются самостоятельно;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – вышеописанные ошибки проявляются в более выраженной форме, они исправляются после указания на них;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – стойкие смешения и замены букв, подсказка не приводит к исправлению всех ошибок;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – правильные единичные ответы.
Исследование слухо-произносительной дифференциации фонем.
Повторение слогов с оппозиционными согласными звуками.
Речевым материалом являются следующие слоговые ряды: ба-па-ба, па-ба-па, са-за-са, за-са-за, да-та-да, да-да-та, фа-ва-ва, ка-га-ка, ша-жа-ша, жа-жа-ша; тя-та-та, ла-ля-ла, ба-бя-ба; ча-ща-ща, са-ша-ша, за-жа-жа, ла-ла-ра, ча-ца-ча, ра-ра-ла.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно послушать слоги, затем повторить их.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – безошибочное повторение слоговых рядов;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – правильная передача количества и последовательности серии слогов, единичные ошибки, правильное выполнение задания при повторном прослушивании слогов;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – единичные ошибки в передаче последовательности и количества слогов, трудности в дифференциации определенной группы звуков;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – стойкие ошибки в воспроизведении слогового ряда и в дифференциации нескольких групп звуков;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – неправильное повторение количества и последовательности слогов или отказ от выполнения задания.
Дифференциация фонем в словах-квазиомонимах.
Речевым материалом являются следующие картинки на слова-квазиомонимы: кот- год, почка-бочка, уточка-удочка, трава-дрова, тачка-дачка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, шар-жар, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, гроза-глаза, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, плачет-платит, катается-качается, свет-цвет, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, нож-ночь, печка-пешка, мочка-мошка, мышка-мишка, лук-люк, угол-уголь.
Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова-квазиомонимы, и предлагается показать то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания учащемуся задают дополнительные вопросы.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) – правильное, быстрое выполнение задания;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) – показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, помощь приводит к исправлению ошибок;
III (средний уровень, оценка 2 балла) – выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) – стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
7. Исследование языкового анализа и синтеза.
Анализ структуры предложения.
Речевым материалом являются следующие предложения: Дети гуляют. Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - правильное определение количества слов во всех предложениях;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - определение слов в предложениях требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - задания выполняются только с помощью, при неоднократном исправлении им ошибок, с привлечением либо моторного компонента в виде загибания пальцев рук, либо наглядного материала в виде полосок;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - задание не выполняется, помощь неэффективна.
Слоговой анализ и синтез.
1) Исследование способности деления слов на слоги.
Речевым материалом являются следующие слова: мыть, мошка, столяр, кровать, ласточка, картофель, пригревает.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно прослушать последовательно названные слова и назвать количество слогов, в случае затруднений -отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - правильное и самостоятельное выполнение задания;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы замедленный, используется отхлопывание;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - задание не выполнено, помощь неэффективна.
2) Исследование слогового синтеза.
Речевым материалом являются следующие слова, произнесенные по слогам: кош-ка, бу-ма-га, те-ле-фон, ком-на-та, по-лу-чи-ла, ско-во-ро-да.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно прослушать последовательно названные слоги, составить из них слово и назвать его.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - правильное и самостоятельное выполнение задания;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - для составления слова ученику требуется повторение слогов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы замедленный;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - ошибки отмечаются при составлении половины предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - стойкие ошибки, способность составить слово только с помощью;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - задание не выполнено, помощь неэффективна.
Исследование фонематического анализа, синтеза, представлений.
Протокол исследования представлен следующим образом:
Фонематический анализ.
1) Выделение звука на фоне слова.
Речевым материалом являются следующие слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок.
Процедура и инструкция. Экспериментатор просит учащегося поднять карточку-сигнал, если тот услышит заданный звук.
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - быстрое и безошибочное выполнение задания;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - единичные ошибки, которые исправляются, если на них указывает педагог;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - наличие ошибок в наиболее сложных по звукослоговой структуре словах, активная помощь экспериментатора;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - отказ от выполнения задания.
2) Определение первого и последнего звуков в словах.
Речевым материалом являются следующие слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый.
Процедура и инструкция: «Внимательно прослушай слово и назови первый звук в нем. Какой последний звук в слове?»
Оценка результатов производится так же, как и в предыдущем задании.
3) Определение количества звуков в словах.
Речевым материалом являются следующие слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик.
Процедура и инструкция: «Внимательно прослушай слово и определи, сколько в нем звуков».
Оценка результатов производится так же, как и в предыдущем задании.
4) Определение места звука в слове (начало, середина, конец) и по отношению к другим звукам слова.
Речевым материалом являются следующие слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник.
Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова экспериментатор называет определенный звук, затем просит учащегося определить место данного звука в слове. Например: «Где находится звук [ш] в слове кошка – в начале, в середине или в конце?»
Оценка результатов производится так же, как и в предыдущем задании.
Фонематический синтез.
1) Составление слов из звуков данных в ненарушенной последовательности (речевой материал: м-а-к, п-ы-ль, п-а-р-к, з-в-у-к`-и, ф-у-т-б-о-л).
2) Составление слов из звуков данных в нарушенной последовательности (речевой материал: к-о-с, и-л`-а-с, т-с-о-л, б-а-з-о-р, а-м-и-л`-н-а).
Процедура и инструкция. Ученику предлагается прослушать звуки и составить из них слово (во втором задании переставляя местами). Оценка результатов производится так же, как и в предыдущем задании.
Фонематические представления. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.
Материал исследования: набор предметных картинок (сыр, куст, корова, молоток, ложка, лимон, цыпленок, сито, халат, носки, кольцо, крыша, карандаш). Процедура и инструкция: «Внимательно рассмотри картинки, а затем отбери те, в названии которых есть звук [с] ([р], [л] и т.д.)».
Оценка результатов. Определяется уровень выполнения задания:
I (высокий уровень, оценка 4 балла) - выполнение задания не вызывает затруднений;
II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - правильное выполнение задания с активной помощью экспериментатора в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибок после уточнения задания;
III (средний уровень, оценка 2 балла) - неправильный подбор слов, состоящих из шести и более звуков;
IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - стойкие ошибки в большинстве названных слов;
V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - правильные ответы единичны, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и входят в обиходный словарь ученика.
9. Исследование процесса письма.
Протокол исследования представлен в таблице 9 (приложение Л)
Процедура исследования. Учащимся предлагалось следующие виды заданий:
1) Списывание слов и предложений с рукописного текста (лес, боль, дождь, мыло, рассказ, ягоды, сенокос, велосипед; Пришла весна. На деревьях и кустах появляются первые листочки.)
2) Списывание слов и предложений с печатного текста (том, весна, ручьи, слёзы, коробка, помощник, смородина; Журчат быстрые ручьи. Зацвёл душистый ландыш.)
3) Запись под диктовку строчных и заглавных букв (п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х; Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ё, Ж, Щ) .
4) Запись под диктовку слогов (ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жнее, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач).
5) Запись под диктовку слов различной слоговой структуры (лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица, бант, аист, уснёт, грач, утки, чищу, шарф, крыло, глазок, природа, сильный, пружина, убрал, чтение).
6) Запись предложения после однократного прослушивания (У ёлки пушистый зайчик.).
Оценка результатов. Выявляется степень овладения грамотой, учитываются специфические ошибки письма, их количество, характер и степень выраженности.
9. Исследование процесса письма детей. Результаты обследования процесса письма представлены в приложение.
Тексты подобраны с учетом наиболее часто встречающихся смешений графем. При выборе уровня сложности учитывалась степень орфографической подготовки. Методика проведения диктанта стандартная.
Диктант №1.
Дифференциация твердых и мягких звуков.
Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом журчат ручейки. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встречают весну.
Диктант №2.
Дифференциация шипящих и свистящих звуков.
Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костер. Слышу свист суслика. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Скоро поспеют сливы и груши.
Диктант №3.
Дифференциация звонких и глухих звуков.
Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес.
За одну ошибку начислялось 5 баллов. В обследовании предлагалось проанализировать качество и количество ошибок письма. Были выделены ошибки нескольких типов:
а) нарушение звуковой структуры слова;
б) лексико-грамматические ошибки;
в) графические;
г)орфографические.
Но в основные индексы шкал были включены оценки только за два типа ошибок:
- за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия;
- за лексико-грамматические ошибки на письме.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней