Фрагмент для ознакомления
2
являются компонентом ряда индивидуальных и волевых качеств личности.
Эмоции открывают возможность для осуществления ребенком своеобразных выводов о том, как следует вести себя в той или иной жизненной ситуации, насколько эта ситуация безопасна, к каким последствиям могут привести конкретные действия. Не существует действий или поступков без эмоций.
Коррекционно-развивающим методам и приемам по развитию эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посвящены труды таких ученых, как: А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, Л. А. Абрамян и других психологов- практиков.
Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Развиваем эмоциональный интеллект: психологические игры и занятия с детьми» сравнивает внутренние переживания ребенка с «бочкой, которая закрыта пробкой: внутри все бурлит, а выхода наружу нет. Это происходит потому, что в нашем в обществе не принято делиться своими переживаниями с близкими. А ребенку, который хочет рассказать что-то маме, «нужен способ, нужный язык, нужно средство для выражения своих эмоций»
Психолог И.О. Карелина определяет следующие практические методы и приемы, использование которых позволяет детям дошкольного возраста овладеть опытом кодирования и декодирования эмоциональных состояний:
1) моделирование эмоций – это метод восприятие эмоциональных состояний человека символическими средствами (зарисовки, схемы, фигурки), например: изображение предметов вызывают радость, уныние, страх и др.; прорисовка лицевой экспрессии персонажей согласно изображенной на картинке аффективной ситуации; рисование человека в разных эмоциональных состояниях; рисование разных эмоций под музыку с использованием соответствующей цветовой палитры; создание «Книги настроений», страницы которой заполнены сюжетными рисунками, которые передают разные эмоциональные состояния и т.п.;
2) виды упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы и формирование эмоционального интеллекта: упражнения на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств (мимики, пантомимы, интонации голоса); упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции (значки, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к фрагменту художественного или музыкального произведения;
3) практические приемы: имитирование ребенком с помощью собственной мимики и позы эмоций изображенного человека; графические зарисовки – изображение взрослым в присутствии детей схематических выражений лицевой экспрессии и поз людей.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит игровым методам и приемам развития эмоциональной сферы. И.О. Карелина отмечает, что при использовании игр взрослому следует учитывать следующие этапы.
Первый этап – развитие понимание эмоций на уровне словесного обозначения и описания экспрессии (к примеру, в ходе игры «Расскажи о настроениях» дети называют эмоции изображенных на карточках людей, узнают эмоции, показанные игроками, узнают эмоции по описанию экспрессии).
Второй этап – понимание эмоций на уровне их осмысления в форме описания (так, в игре «Подбери картинку» предъявляется правило: найти значок с таким же настроением, как у героя картинки и обосновать выбор).
Третий этап – развитие понимание эмоций на уровне осмысления в форме толкования (к примеру, в игре «Расскажи сказку» сочиняют сказку по 3–4 картинкам с изображениями людей с разными настроениями)
Следовательно, эмоциональное общение дошкольника со взрослыми должно быть полным теплоты и гуманного отношения к окружающим. Комплекс игр направлен на расширение представлений детей о таких эмоциях, как радость, печаль, удивление, страх, обида, зависть, вина; развитие внимания к самому себе, своим эмоциям и переживаний; развитие умения адекватно проявлять свои чувства, он разрабатывается с той целью, чтобы стимулировать детей к овладению своими эмоциями и чувствами, научить их эмоциональной само регуляции, являющейся одной из фундаментальных черт личности. Особо стоит обратить внимание на необходимость углубленного ознакомления детей дошкольного возраста с разными эмоциональными состояниями, формирование у них представлений о внутренних и внешних факторах, что обуславливают определенное настроение у человека и его внешние проявления (мимику, жесты, поступки).
Важным условием развития эмоций у детей дошкольного возраста есть то, насколько организована способность поставить себя на место другого.
1.3. Возможности средств арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Исследование последних научно-практических публикаций в области дошкольной педагогики свидетельствуют, что большинство современных детей не умеют сочувствовать другим, неадекватно реагируют на жизненные ситуации. Самым любимым другом дошкольника сегодня является, к сожалению, телевизор, компьютер, смартфон, планшет. В результате такого «электронного» развития дети меньше общаются как со взрослыми, так и со своими сверстниками, что влияет на умение контролировать и должным образом проявлять собственные эмоции.
Чрезвычайно действенным и доступным путем формирования стабильного эмоционального состояния детей дошкольного возраста является использование различных видов художественно-творческой деятельности на основе взаимопроникновения, что объединяет разные виды искусства в одно гармоничное целое. Занятие творчеством дает возможность ребенку понять и оценить свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти время для восстановления жизненных сил и для общения с собой. Основной всех видов художественно-творческой деятельности являются, прежде всего, создание художественного образа как формы отражения своего отношения к окружающей действительности, что дает возможность не только осознать содержание произведения, а, прежде всего, понять, каким образом происходит его воплощение благодаря использованию различных средств художественной выразительности.
Таким образом, осваивая различные выразительные художественные средства, дети имеют возможность в процессе раскрытия своего видения мира находить собственные психоэмоциональные индикаторы и осознавать параллели, отражающие проблематику внутреннего эмоционального состояния ребенка.
Арт-терапии - это универсальный метод свободного самовыражения ребенка и гармонизации тех сторон личности, для выражения которых не имеется адекватных вербальных средств. Дети активно узнают богатство окружающего мира и пытаются отразить его в своей природной деятельности – играх, рисунках, сказках (рисунок, лепка, грим, боди-арт, мозаики, различного вида инсталляции с предметов, коллажи, куклы, то есть все то, что можно увидеть).
В целом арт- терапия имеет «лечебную цель», направлена на коррекцию различных нарушений и отклонений личностного развития человека, однако, когда речь идет о детях дошкольного возраста, цель арт-методов более сконцентрирована на профилактическом и обучающем эффекте.
Показать больше